ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Плисенко Н. В. <...> ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Шуя - 2006
ББК
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Шуйского государственного педагогического университета
74.9
УДК
37018.1
П 38
Рецензенты:
Назаров В.И., докт.психолог.наук, зав.кафедрой психологии
социальной работы и политической психологии, проректор ИвГУ
Смирнова А.В., канд.социолог.наук, ст.преподаватель кафедры
социологии и феминологии ИвГУ
Туманова Е.А., педагог-психолог высшей категории, специалист
управления образования г. Фурманова
Кафедра педагогики и психологии детства ШГПУ
П 38 Плисенко Н.В. <...> ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ И ОСНОВЫ ПОЛОВОГО
ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ……………………….. <...> РОЛЬ ОТЦА И МАТЕРИ ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ…………. <...> В быту зачастую считается, что половое воспитание надо начинать, когда дети
подрастут и начнут кое-что понимать, то есть, в начальной школе. <...> Мы убеждены, что в
более ранние сроки половое воспитание (и особенно, половое просвещение) более
эффективны. <...> В 1985 году защищена диссертация по
проблеме половой идентификации
как механизма
приобретения ребенком
психологического пола. <...> Мы уверены, что настало время, когда развитие и формирование
психологического пола ребенка должно происходить в условиях управления, контроля
и, при необходимости, - коррекции. <...> Именно с этого возраста необходимо начинать
половое просвещение детей. <...> Задачи данного пособия:
– помочь читателям сориентироваться в потоке популярной, научнохудожественной, культурологической и психолого-педагогической информации,
касающейся вопросов пола, половой социализации, полового воспитания и
просвещения;
– помочь выработать свою точку зрения, свою педагогическую позицию в
отношении к проблемам полового воспитания детей <...>
Психологические_основы_полового_воспитания_детей.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Плисенко Н. В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Шуя - 2006
Стр.1
ББК
74.9
УДК
37018.1
П 38
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Шуйского государственного педагогического университета
Рецензенты:
Назаров В.И., докт.психолог.наук, зав.кафедрой психологии
социальной работы и политической психологии, проректор ИвГУ
Смирнова А.В., канд.социолог.наук, ст.преподаватель кафедры
социологии и феминологии ИвГУ
Туманова Е.А., педагог-психолог высшей категории, специалист
управления образования г. Фурманова
Кафедра педагогики и психологии детства ШГПУ
П 38 Плисенко Н.В. Психологические основы полового воспитания
детей: Учебное пособие. – Шуя: ШГПУ, 2006. - с.
Данное учебное пособие адресовано студентам и слушателям,
обучающимся по психолого-педагогическим специальностям,
для
работающих психологов и педагогов; оно может быть полезно для
родителей, для всех, кому интересны человек, ребенок, воспитание.
Плисенко Н.В., 2006
ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… … 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
И ПРОБЛЕМЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ …………………………………….. 4
2. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА……………………………………………………………..…… 6
3. СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ………………….13
4. ОНТОГЕНЕЗ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ ……………………………………………16
5. ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ И ОСНОВЫ ПОЛОВОГО
ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ……………………….. 19
6. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛА И ОТНОШЕНИЯ
ДЕТЕЙ К ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯМ……………………………………………………… 24
7. ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
В ДЕТСТВЕ………………………………………………………………………….… 31
8. РОЛЬ ОТЦА И МАТЕРИ ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ………….… 39
9. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА НРАВСТВЕННО-ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ
И ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ……………………………………………. 42
10. ПРИЧИНЫ, МЕХАНИЗМЫ И ПОМОЩЬ ДЕТЯМ,
СТРАДАЮЩИМ ОНАНИЗМОМ………………………………………. …. 47
11. ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКЛОНЕНИЙ
В ПОЛОРОЛЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ…………………………….…… 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… … 59
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….
1. Сравнительный анализ книг для детей по половому
воспитанию и просвещению ……………………………………………………
2. Опросник ДСО для родителей……………………………………………………..
3. Опросник ДСО для воспитателей……………………………………………………
4. Вопросы к зачету (экзамену)……………………………………………………….
3
Стр.3