Российская Академия наук
Институт всеобщей истории
Центр «Палеография, кодикология, дипломатика»
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Филологический факультет
Кафедра византийской и новогреческой филологии
Б. Л. Фонкич
Греко-славянские школы
в Москве в XVII веке
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
МОСКВА 2009
Стр.6
63.3(2)46
77
, 03-01-00119,
, 06-01-16181,
:
�. �. ��������, �. �. ��������, �. �. �������,
�. �. �������, �. �. ������, �. �. ������
:
�. �. ��������������, �. �. ���������, ��. ��������, �. �. ��������,
�. �. �������, �. �. ������, �.-�. �. �������, �. �. ������
77
������ �. �.
- XVII / .
. . . .: , 2009. — 296 .: . —
( . ; . 7).
ISBN 978-5-9551-0298-6
XVII ., -- .
.
,
,
, - XVII
XVIII ., .
��� 63.3
����� ������� ������
- XVII
.
. .
: . , . . . . - .
.
17.12.2008. 70100 1/16. 1, .
Academy. . . . 26,445. 800.
« ». 1037789030641. Phone: 607-86-93
E-mail: Lrc.phouse@gmail.com Site: http://www.lrc-press.ru, http://www.lrc-lib.ru
© . . , 2009
© , -, 2009
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.7
293
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Глава I. Попытки создания и первые опыты организации
греко-славянских школ в Москве в 30—60-х гг. XVII в. . . . . . . . . . . . 11
1. Протосингел Иосиф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2. Греческая программа просвещения России середины XVII в.. . . . . 16
3. Архимандрит Венедикт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
4. «Дидаскал Епифаний» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
5 Гавриил Власий и попытка создания греческого училища
в Москве в середине XVII в.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
6. Греко-латинская школа Арсения Грека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
7. К истории организации славяно-греко-латинского училища
в московской Бронной слободе в конце 60-х годов XVII в. . . . . . . . . . . . . . 65
8. «Учитель Симеон» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94
9. Школа церковного пения Мелетия Грека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99
Глава II. Типографская школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
1. Тимофей «Грек». Основание Типографской школы . . . . . . . . . . . . 103
2. Учителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
3. Ученики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
4. Программа обучения. Библиотека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Глава III. Пути развития русского просвещения
в конце XVII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
1. «Привилегия на Академию»
Симеона Полоцкого — Сильвестра Медведева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
2. Трактаты грекофилов о путях развития русского просвещения . . . 232
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .269
Стр.296
294
Содержание
Указатели
Указатель имен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
Указатель шифров документов, рукописных и старопечатных книг . . .285
Список иллюстраций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .289
Сокращения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Стр.297