РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ XVIII — первой половины XIX века
А. Ю. Андреев В КОНТЕКСТЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ИСТОРИИ ЕВРОПЫ
А. Ю. Андреев
Андрей Юрьевич Андреев родился
в 1972 году в Москве. В 1994 году окончил
Московский физико-технический институт,
в 1995 году — исторический факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова. Кандидат
исторических наук (1996), кандидат физикоматематических
наук (1997). Лауреат
премии памяти митрополита Московского
Макария (Булгакова) (1997). В 2006 г.
защитил диссертацию на соискание степени
доктора исторических наук по теме «Руссконемецкие
университетские связи во второй
половине XVIII — первой четверти XIX в.».
С 1998 г. преподает на кафедре истории
России XIX — начала XX в. исторического
факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Автор более 80 научных работ, в том
числе четырех монографий по истории
высшего образования в России. Участник
и руководитель ряда международных
научных проектов по истории
университетов при поддержке РГНФ,
DFG, Gerda-Henkel-Stiftung, Германского
исторического института в Москве.
РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
XVIII — первой половины XIX века
В КОНТЕКСТЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ
ИСТОРИИ ЕВРОПЫ
Стр.1
Стр.4
��� 63.3(2)
� 65
������� ������������ ��� ���������� ���������
����������� ������������� �������� ����� (����)
������ � 08-01-16107
������ �. �.
�
� 65
���������� ������������ XVIII — ������ �������� XIX ���� � ���������
��������������� ������� ������. — �.: ����, 2009. — 640 �. —
(Studia historica). — (������� ����� �. 256).
ISSN 1727-9968
ISBN 978-5-9551-0320-4
��� ��������� ������������ � ������? ��� ����������� �� �������� �� ���������
����� � ����� �������� ����������� �������������? ����� ���� ������
�� ������������ �������, �������� �� ����� �������� ��������� � ���������
����������� �������������. ������� ������������� ������������� �������
�������� ������� � ��������������� ������� ��������������� ���������, ����������
��������� ���� ����� ����: �� ������������� («��������������») ����������
���������� ����������� � ��������� �� «�������������» ������������������
������������ ��� ���������������� ����������. � ����� ����������
���������� ��������, � �����������, ����� ����������� � ��������� ��������������,
� ����� �������� �������� � �� ������ ������������� ������� � ���������
� ���� ��������������� ��������. ���������, ����������� ����� �����
������������� ��������� � ������������ ������������ ����� ��� ��������������
��������������� ������� ������, ��������� ���� ������������ �� ������������
���.
��� ���������, ��������������, ��������� � �������� ����� ���������,
�������������� �������� �������������.
��� 63.3(2)
������ ������� �������
���������� ������������
XVIII — ������ �������� XIX ����
� ��������� ��������������� ������� ������
�������� �. �������
���. ��������� �. ���������. ��������� �. ��������.
��������-����� ����������� �. �����������
��������� � ������ 10.06.2009. ������ 70�100 1/16.
������ �������� � 1, ������ ��������, ��������� �����.
���. �. �. 51,6. ����� 800. ����� �
���-�� «����». � �������������� 1037739118449.
���.: 607-86-93. E-mail: Lrc.phouse@gmail.com
Site: http://www.lrc-press.ru, http://www.lrc-lib.ru
ISBN 978-5-9551-0320-4
© �. �. �������, 2009
© ����, 2009
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .......................................................................................................................7
Глава 1. Возникновение университетов
в Центральной и Восточной Европе
Европейский университет как средневековая привилегированная
корпорация ........................................................................................................52
Университеты Священной Римской империи германской нации
в XIV—XV вв. ....................................................................................................65
Немецкие университеты и Реформация ............................................................73
Распространение университетов в Восточной Европе
в XVI—XVII вв. .................................................................................................95
Представления об университетском образовании в России XVII —
начала XVIII в. .................................................................................................134
Глава 2. «Модернизация» немецких и российских
университетов в эпоху Просвещения
Начало «модернизации»: Галле ...........................................................................173
Просветительская критика и просветительская альтернатива
университетам .................................................................................................183
Проблемы создания «Академического университета»
в Петербурге ....................................................................................................202
Вершина «модернизации»: Гёттинген ................................................................233
Организация Московского университета .........................................................249
Университеты габсбургских земель при Марии Терезии
и Иосифе II .......................................................................................................285
Проекты университетских реформ в России 1770—80-х гг. .......................302
Стр.6
6
Оглавление
Глава 3. Кризис европейских университетов на рубеже
XVIII—XIX веков и создание университетской системы в России
Падение «доклассического» университета .......................................................331
Проблемы и перспективы развития российских университетов
на рубеже XVIII—XIX вв. ............................................................................350
Разработка общего законодательства о российских университетах
в 1802—1804 гг. ...............................................................................................372
Приглашение немецких профессоров в Россию в первом
десятилетии XIX в. ........................................................................................407
Российские и немецкие университеты после наполеоновских войн .........463
Глава 4. Идеи немецкого «классического» университета в России
Становление немецкого «классического» университета ...............................503
Формирование университетской политики С. С. Уварова ...........................524
Немецкие университеты в российской периодике 1830—40-х гг. ..............548
Возможен ли «классический» университет в России:
дискуссии современников ............................................................................573
Заключение ..............................................................................................................591
Приложение. Университеты Восточной Европы (до середины XIX в.) ......597
Архивные фонды .....................................................................................................600
Библиография ..........................................................................................................602
Указатель имен .........................................................................................................629
Стр.7
ВВЕДЕНИЕ
История университетского образования в России представляет собой
одно из важных направлений, которое активно исследуется в современной
историографии. Его актуализации на рубеже XX—XXI вв. способствовала
череда юбилеев старейших российских университетов и подготовка в связи
с этим ряда обобщающих трудов как по истории отдельных университетов,
так и по проблемам складывания университетской системы в России в
целом. Эти исследования имеют тем большее значение в свете поиска путей
дальнейшего развития отечественной высшей школы, который ведется в
настоящее время.
Многие из трудностей, с которыми сталкивается это развитие сейчас,
уходят своими корнями в историю. При этом неизменную актуальность
сохраняют вопросы о своеобразии российских университетов и их соотношении
с опытом Европы. Это, в свою очередь, привлекает внимание к
изучению истоков университетского образования в России, а также к более
тщательному исследованию тех эпох, в которые уже происходило взаимодействие
российского и европейского высшего образования, и тех результатов,
к которым оно привело.
Между тем, сравнительный аспект в исследованиях по истории российских
университетов использовался до сих пор явно недостаточно. К сожалению,
в историографии еще в начале XX в. возникла традиция, согласно
которой история отечественных университетов оказалась жестко привязана
к истории общественной жизни России, ее «прогрессивным» или «реакционным»
периодам и фактически исключена из общего хода истории европейских
университетов, приобретя изолированный, «самодостаточный»
характер. На современном этапе очевидна необходимость преодоления
этой тенденции, и поэтому важно сопоставить результаты изучения истории
российских университетов с общими выводами европейской исторической
науки.
Это тем более актуально сейчас, поскольку историография истории европейского
университетского образования на рубеже XX—XXI вв. сдела
Стр.8
8
Введение
ла качественный скачок вперед. Он был связан с появлением работ, изучающих
высшие учебные заведения не по отдельности, как было раньше
(обычно в связи с празднованием очередного юбилея), а в совокупности,
в масштабах отдельных стран, регионов, и даже всей Европы. Эти работы
синтезировали исторические методы исследования с социологическими и
культурологическими, и в результате с их помощью были выявлены общие
закономерности и этапы формирования европейского университетского
пространства, проанализированы различные стороны взаимодействия
университетов с обществом и государством, общие черты их внутренней и
внешней организации, отражение в судьбе университетов господствующих
идей различных эпох, будь то Реформация или Просвещение.
Наиболее крупным и фундаментальным исследованием такого рода
яви лось многотомное издание «История университета в Европе» (главный
редактор — профессор В. Рюгг, Швейцария). Этот проект был задуман
по решению Постоянной конференции ректоров, президентов и
вице-канцлеров европейских университетов (в настоящее время — Европейской
ассоциации университетов, EUA) в 1983 г. и выполнялся, большей
частью, во второй половине 1980-х гг., хотя выход отдельных томов
из печати растянулся вплоть до самого недавнего времени1
(эта особенность
объясняет, почему в данном издании не могли отразиться результаты
новых, вышедших за последние двадцать лет исследований по истории
университетов в России, о которых речь пойдет ниже). Ведущие авторы,
участвовавшие в проекте, продолжают публиковать свои исследования в
трудах Общества по истории университетов и науки (GUW), тома которых
посвящены изучению отдельных проблем университетской истории:
распространению «университетских моделей», финансированию университетов,
процедуре академической квалификации и др.2
Полученные
здесь достижения имеют общетеоретическое значение. Они позволили
1 A History of the University in Europe / Gen. ed. W. Rüegg. Vol. 1. Universities in the
Middle Ages / Ed. H. De Ridder-Symoens. Cambridge, 1992; Vol. 2. Universities in Early Modern
Europe (1500—1800) / Ed. H. De Ridder-Symoens. Cambridge, 1996; Vol. 3. Universities
in the Nineteenth and Early Twentieth Centuries (1800—1945) / Ed. W. Rüegg. Cambridge,
2004. Четвертый том «Universities from 1945 to Present (1945—1992)» пока еще не издан.
2 Серия Veröffentlichungen der Gesellschaſt für Universitäts- und Wissenschaſtsgeschichte
/ Hrsg. von R. Ch. Schwinges — Humboldt International. Der Export des deutschen
Universitätsmodells im 19. und 20. Jahrhundert. Basel, 2001; Finanzierung von Universität
und Wissenschaſt in Vergangenheit und Gegenwart. Basel, 2005; Examen, Titel, Promotoinen.
Akademisches und Staatliches Qualifikationswesen vom 13. bis zum 20. Jahrhundert.
Basel, 2007; см. также www.guw.unibe.ch.
Стр.9
Введение
9
нарисовать общую картину развития европейских университетов и, соответственно,
указать место, которое в ней занимал каждый конкретный
университет или их группа.
В целом, процесс возникновения университетов в разных странах Европы
сейчас представлен как распространение («экспансия») определенных образцов
высшего образования. Начавшись на юге Европы, в Италии и Франции,
он с каждым столетием увеличивал охват территории, постепенно включая
в себя Германию, Польшу, Прибалтику, страны северной Европы и, наконец,
Россию. Действительно, из Центральной Европы в Россию в конце XVII—
XVIII вв. пришло само представление об университете как об особом образовательном
институте, призванном найти свое место в русском обществе.
Поэтому история российских университетов в первые десятилетия после
их возникновения — это история адаптации европейской «университетской
идеи» к условиям российской цивилизации. Среди всех инноваций,
утвердившихся в России после петровских реформ, университет явился,
быть может, в наиболее чистом виде европейским институтом, и центральную
роль в его «усвоении» сыграло установление прямых образовательных
контактов России с Европой.
Особенно большую роль в этом сыграли немецкие земли. Именно с ними
российские университеты на начальном этапе своей истории оказались
связаны теснее всего: в Германию отправлялись на учебу первые студенты
из России, из Германии в российские университеты приезжала значительная
часть профессуры, наконец, сама организация университетов в России,
их первоначальное внутреннее устройство и последующие реформы протекали
под непосредственным влиянием немецких университетов.
Нельзя сказать, чтобы на это влияние раньше совсем не обращалось
внимания. Так, всегда цитировалась фраза М. В. Ломоносова из письма к
И. И. Шувалову о том, что Московский университет основан в 1755 г. «по
примеру иностранных». Однако осознание важности сравнительного контекста
позволило в данной книге кардинально по-новому поставить вопрос
о «европейском влиянии» на российские университеты.
Дело в том, что сами образцы оказались подвержены изменениям, и особенно
стремительным и резким — как раз в период становления университетского
образования в России. За период XVIII — первой половины XIX в.
понятие европейского университета пережило качественную трансформацию,
причем менялись именно внутренняя организация университета,
идейное обоснование, задачи и смысл образовательного процесса. Поэтому
главным является не констатация отсылки Ломоносова к европейскому
опыту, а раскрытие сути этого «примера» в конкретную историческую эпо
Стр.10
10
Введение
ху. На какие принципы организации университетов ориентировался Ломоносов,
а на какие Шувалов, и почему, и что это означало для последующего
развития российских университетов? Подобные же вопросы можно и нужно
задавать в отношении любого этапа университетских реформ XVIII —
первой половины XIX в.
Теоретическую базу для изучения этих проблем предоставило понятие
об «университетских моделях», которое связало воедино сумму принципов
внутренней организации и социальных функций университета3
. Употребление
этого понятия отражает тот закономерный факт, что в разные
исторические эпохи, говоря об университете, на деле следует подразумевать
различные типы учебного заведения с разными устройством и ролью
в обществе — ведь вполне естественно, например, что содержание современного
университета в огромной мере отличается от его средневекового
прототипа.
Историческая наука сегодня различает три базовых, сменяющих друг друга
модели европейских университетов: «доклассическую», «классическую» и
«постклассическую». «Доклассическая» модель связывается с организацией и
функциями средневекового корпоративного университета, «классическая» —
с исследовательским университетом XIX — первой половины XX века, «постклассическая»
— с массовым университетом в современном мире.
Исходным мотивом к выделению таких моделей явилось желание построить
единую периодизацию университетской истории Европы. В этом
смысле был намечен важный рубеж «около 1800 г.», знаменовавший переход
от «доклассической» к «классической» эпохе в истории университетов,
а также рубеж 1950—60-х гг. для возникновения современного массового
университета. Однако в последующем было уточнено, что университетские
модели следует понимать не в строго хронологическом смысле привязанными
к определенной эпохе, а скорее как «идеальные типы»4
. Это значит,
что, во-первых, существует определенная дистанция между зафиксированными
в описании модели идеальными университетскими чертами и
их конкретными реализациями, которые в рамках одной и той же эпохи
3 Moraw P. Aspekte und Dimensionen älterer deutscher Universitätsgeschichte // Academia
Gissensis / Hrsg. von P. Moraw und V. Press. Marburg, 1982. S. 1—43; Gellert C. The
emergence of three university models. Institutional und functional modifications in European
higher education. Florenz, 1991; Wittrock B. The modern University: the three Transformations
// The European and American University since 1800 / Ed. Sh. Rothblatt, B. Wittrock.
Cambridge, 1993. P. 303—361.
4 Moraw P. Universitäten, Gelehrte und Gelehrsamkeit in Deutschland vor und um 1800 //
Humboldt International. S. 20.
Стр.11
Введение
11
допускают известное разнообразие, не отклоняясь при этом от базовых
принципов. Из этого вытекает, во-вторых, что границы между эпохами не
являются четкими и непроницаемыми, а, напротив, должны представляться
достаточно размытыми, так что отдельные черты и принципы «доклассического»
университета далеко пережили свое время, эхом отдаваясь в
практике «классического» университета, и, наоборот, базовые идеи «классического»
университета вызревали внутри «доклассического» и могли в
нем существовать латентно, не требуя на первых порах внешних проявлений
в виде изменения организации университета.
Подробнее о том, что представляли собой модели «доклассического»
и «классического» университета, и как осуществлялся переход от одной к
другой, изложено в основной части монографии. Основное внимание при
этом вполне осознано уделено немецким университетам, поскольку именно
их история наиболее выпукло показывает общие тенденции и проблемы
развития университетского образования в целом. Именно в немецких
землях внутри единой «доклассической» эпохи, протянувшейся с середины
XIV до начала XIX в., сперва произошла конфессионализация, т. е. разделение
университетского пространства на протестантскую и католическую
части5
, а затем началась «модернизация» (затронувшая в большей степени
протестантские, а в меньшей — католические университеты), общий смысл
которой заключался в том, чтобы поставить университеты на службу государству.
«Модернизированный» немецкий университет, воплощенный
в XVIII в. всего в нескольких, но оттого чрезвычайно важных примерах,
представил собой смешанный, пограничный между эпохами тип, который
демонстрировал, каким образом внутри «доклассической» модели формировались
принципы «классического» университета. Сама же «классическая»
модель также родилась именно в Германии начала XIX в., осуществив переход
от университета как средневековой привилегированной корпорации к
университету как «соединению наук» (Universitas litterarum), находящемуся
на государственном обеспечении и под государственным контролем, но
пользующемуся широкими научными свободами.
На развитие российских университетов XVIII — первой половины XIX в.
оказывали свое влияние и в чистом виде «доклассические» университеты
5 Подчеркнем, однако, что ошибочно было бы говорить о различных «протестантской»
и «католической» моделях университета, поскольку все основные принципы их
организации не выходили за общие рамки «доклассической» модели, а различия являлись
внешними по отношению к внутренней структуре и функциям университета
(см. главу 1).
Стр.12
12
Введение
со средневековым корпоративным строем, и немецкие «модернизированные»,
и «классические» университеты. Причем, в полном соответствии
с тем, что было выше сказано о характере университетских моделей, это
влияние было не только диахронным, последовательно сменявшим друг
друга, но зачастую и синхронным, когда при обсуждении форм организации
университета в России одновременно учитывались идеи противоположных
по своей сути университетских моделей, каждая из которых
черпалась из Германии. Поэтому изучение контактов России с немецкими
университетами позволяет дать новые ответы на фундаментальные вопросы
отечественной университетской истории: как именно происходил
генезис университетского образования в России; какими идеями на том
или ином хронологическом отрезке питались российские университетские
реформы; как изменялся общественный статус университетского образования;
в чем корни противоречий, возникавших между университетами и
государством.
Ответ на эти вопросы покажет общность принципов, лежавших в основе
построения университетов в Европе и России, сходство и, в то же время,
различие в конкретном воплощении этих принципов в проектах организации
университетского образования. И наиболее важным здесь является
то, что, только привлекая европейский материал для сравнения, можно
полностью понять идейное содержание истории отечественных университетов
и, тем самым, осознать место России в университетском пространстве
Европы.
Итак, предметом книги является сравнительная история российских
и европейских университетов, а главным ее результатом должен служить
сам вывод о правомерности такого рассмотрения, т. е. реальной тесноте и
интенсивности связей, степени вхождения отечественных университетов в
университетскую историю Европы, общности возникавших и решавшихся
в процессе этой истории проблем.
Выбранные хронологические рамки книги тесно связаны с ее методологическими
основами. Центральным теоретическим положением обсуждавшейся
концепции является совершающийся «около 1800 г.» переход от
«доклассической» к «классической» эпохе в истории европейских университетов.
По вполне неслучайному совпадению тот же самый момент явился
важнейшим рубежом и для истории российских университетов, поскольку
именно проведение реформы в начале XIX в. заложило основу будущей системы
университетов дореволюционной России. Поэтому именно к указанной
критической точке — началу XIX в. — как к узловому пункту сходятся
все изучаемые в книге процессы.
Стр.13