Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы (275,00 руб.)

0   0
Первый авторАндреев А. Ю.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц649
ID175241
АннотацияКак появились университеты в России? Как соотносится их развитие на начальном этапе с общей историей европейских университетов? Книга дает ответы на поставленные вопросы, опираясь на новые архивные источники и концепции современной историографии. История отечественных университетов впервые включена автором в общеевропейский процесс распространения различных, стадиально сменяющих друг друга форм: от средневековой ("доклассической") автономной корпорации профессоров и студентов до ("классического") исследовательского университета как государственного учреждения.
Кому рекомендованоДля историков, преподавателей, студентов и широкого круга читателей, интересующихся историей университетов.
ISBN978-5-9551-0320-4
УДК94(47+57)
ББК63.3(2)
Андреев, А.Ю. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы / А.Ю. Андреев .— Москва : Языки славянской культуры, 2009 .— 649 с. : ил. — (Studia historica) .— На тит. листе указ. изд-во: Знак; Вклейка после с. 256 .— ISBN 978-5-9551-0320-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/175241 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

». РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ XVIII — первой половины XIX века В КОНТЕКСТЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ИСТОРИИ ЕВРОПЫ <...> Кризис европейских университетов на рубеже XVIII—XIX веков и создание университетской системы в России Падение «доклассического» университета........................................................331 Проблемы и перспективы развития российских университетов на рубеже XVIII—XIX вв. <...> Наиболее крупным и фундаментальным исследованием такого рода явилось многотомное издание «История университета в Европе» (главный редактор — профессор В. <...> Ведущие авторы, участвовавшие в проекте, продолжают публиковать свои исследования в трудах Общества по истории университетов и науки (GUW), тома которых посвящены изучению отдельных проблем университетской истории: распространению «университетских моделей», финансированию университетов, процедуре академической квалификации и др. <...> 2 Серия Veröffentlichungen der Gesellschaft für Universitäts- und Wissenschaftsgeschichte / Hrsg. von R. <...> Der Export des deutschen Universitätsmodells im 19. und 20. <...> Basel, 2001; Finanzierung von Universität und Wissenschaft in Vergangenheit und Gegenwart. <...> Поэтому история российских университетов в первые десятилетия после их возникновения — это история адаптации европейской «университетской идеи» к условиям российской цивилизации. <...> За период XVIII — первой половины XIX в. понятие европейского университета пережило качественную трансформацию, причем менялись именно внутренняя организация университета, идейное обоснование, задачи и смысл образовательного процесса. <...> Aspekte und Dimensionen älterer deutscher Universitätsgeschichte // Academia Gissensis / Hrsg. von P. <...> Сама же «классическая» модель также родилась именно в Германии начала XIX в., осуществив переход от университета как средневековой привилегированной корпорации к университету как «соединению наук» (Universitas litterarum), находящемуся на государственном обеспечении и под государственным контролем, но пользующемуся широкими научными свободами. <...> Этот период особенно богат в отношении материалов по университетским взаимосвязям России и Европы, анализ которых <...>
Российские_университеты_XVIII_–_первой_половины_XIX_века_в_контексте_университетской_истории_Европы.pdf
РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ XVIII — первой половины XIX века А. Ю. Андреев В КОНТЕКСТЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ИСТОРИИ ЕВРОПЫ А. Ю. Андреев Андрей Юрьевич Андреев родился в 1972 году в Москве. В 1994 году окончил Московский физико-технический институт, в 1995 году — исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Кандидат исторических наук (1996), кандидат физикоматематических наук (1997). Лауреат премии памяти митрополита Московского Макария (Булгакова) (1997). В 2006 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора исторических наук по теме «Руссконемецкие университетские связи во второй половине XVIII — первой четверти XIX в.». С 1998 г. преподает на кафедре истории России XIX — начала XX в. исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Автор более 80 научных работ, в том числе четырех монографий по истории высшего образования в России. Участник и руководитель ряда международных научных проектов по истории университетов при поддержке РГНФ, DFG, Gerda-Henkel-Stiftung, Германского исторического института в Москве. РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ XVIII — первой половины XIX века В КОНТЕКСТЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ИСТОРИИ ЕВРОПЫ
Стр.1
    
Стр.4
��� 63.3(2) � 65 ������� ������������ ��� ���������� ��������� ����������� ������������� �������� ����� (����) ������ � 08-01-16107 ������ �. �. � � 65 ���������� ������������ XVIII — ������ �������� XIX ���� � ��������� ��������������� ������� ������. — �.: ����, 2009. — 640 �. — (Studia historica). — (������� ����� �. 256). ISSN 1727-9968 ISBN 978-5-9551-0320-4 ��� ��������� ������������ � ������? ��� ����������� �� �������� �� ��������� ����� � ����� �������� ����������� �������������? ����� ���� ������ �� ������������ �������, �������� �� ����� �������� ��������� � ��������� ����������� �������������. ������� ������������� ������������� ������� �������� ������� � ��������������� ������� ��������������� ���������, ���������� ��������� ���� ����� ����: �� ������������� («��������������») ���������� ���������� ����������� � ��������� �� «�������������» ������������������ ������������ ��� ���������������� ����������. � ����� ���������� ���������� ��������, � �����������, ����� ����������� � ��������� ��������������, � ����� �������� �������� � �� ������ ������������� ������� � ��������� � ���� ��������������� ��������. ���������, ����������� ����� ����� ������������� ��������� � ������������ ������������ ����� ��� �������������� ��������������� ������� ������, ��������� ���� ������������ �� ������������ ���. ��� ���������, ��������������, ��������� � �������� ����� ���������, �������������� �������� �������������. ��� 63.3(2) ������ ������� ������� ���������� ������������ XVIII — ������ �������� XIX ���� � ��������� ��������������� ������� ������ �������� �. ������� ���. ��������� �. ���������. ��������� �. ��������. ��������-����� ����������� �. ����������� ��������� � ������ 10.06.2009. ������ 70�100 1/16. ������ �������� � 1, ������ ��������, ��������� �����. ���. �. �. 51,6. ����� 800. ����� � ���-�� «����». � �������������� 1037739118449. ���.: 607-86-93. E-mail: Lrc.phouse@gmail.com Site: http://www.lrc-press.ru, http://www.lrc-lib.ru ISBN 978-5-9551-0320-4 © �. �. �������, 2009 © ����, 2009 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .......................................................................................................................7 Глава 1. Возникновение университетов в Центральной и Восточной Европе Европейский университет как средневековая привилегированная корпорация ........................................................................................................52 Университеты Священной Римской империи германской нации в XIV—XV вв. ....................................................................................................65 Немецкие университеты и Реформация ............................................................73 Распространение университетов в Восточной Европе в XVI—XVII вв. .................................................................................................95 Представления об университетском образовании в России XVII — начала XVIII в. .................................................................................................134 Глава 2. «Модернизация» немецких и российских университетов в эпоху Просвещения Начало «модернизации»: Галле ...........................................................................173 Просветительская критика и просветительская альтернатива университетам .................................................................................................183 Проблемы создания «Академического университета» в Петербурге ....................................................................................................202 Вершина «модернизации»: Гёттинген ................................................................233 Организация Московского университета .........................................................249 Университеты габсбургских земель при Марии Терезии и Иосифе II .......................................................................................................285 Проекты университетских реформ в России 1770—80-х гг. .......................302
Стр.6
6 Оглавление Глава 3. Кризис европейских университетов на рубеже XVIII—XIX веков и создание университетской системы в России Падение «доклассического» университета .......................................................331 Проблемы и перспективы развития российских университетов на рубеже XVIII—XIX вв. ............................................................................350 Разработка общего законодательства о российских университетах в 1802—1804 гг. ...............................................................................................372 Приглашение немецких профессоров в Россию в первом десятилетии XIX в. ........................................................................................407 Российские и немецкие университеты после наполеоновских войн .........463 Глава 4. Идеи немецкого «классического» университета в России Становление немецкого «классического» университета ...............................503 Формирование университетской политики С. С. Уварова ...........................524 Немецкие университеты в российской периодике 1830—40-х гг. ..............548 Возможен ли «классический» университет в России: дискуссии современников ............................................................................573 Заключение ..............................................................................................................591 Приложение. Университеты Восточной Европы (до середины XIX в.) ......597 Архивные фонды .....................................................................................................600 Библиография ..........................................................................................................602 Указатель имен .........................................................................................................629
Стр.7
ВВЕДЕНИЕ История университетского образования в России представляет собой одно из важных направлений, которое активно исследуется в современной историографии. Его актуализации на рубеже XX—XXI вв. способствовала череда юбилеев старейших российских университетов и подготовка в связи с этим ряда обобщающих трудов как по истории отдельных университетов, так и по проблемам складывания университетской системы в России в целом. Эти исследования имеют тем большее значение в свете поиска путей дальнейшего развития отечественной высшей школы, который ведется в настоящее время. Многие из трудностей, с которыми сталкивается это развитие сейчас, уходят своими корнями в историю. При этом неизменную актуальность сохраняют вопросы о своеобразии российских университетов и их соотношении с опытом Европы. Это, в свою очередь, привлекает внимание к изучению истоков университетского образования в России, а также к более тщательному исследованию тех эпох, в которые уже происходило взаимодействие российского и европейского высшего образования, и тех результатов, к которым оно привело. Между тем, сравнительный аспект в исследованиях по истории российских университетов использовался до сих пор явно недостаточно. К сожалению, в историографии еще в начале XX в. возникла традиция, согласно которой история отечественных университетов оказалась жестко привязана к истории общественной жизни России, ее «прогрессивным» или «реакционным» периодам и фактически исключена из общего хода истории европейских университетов, приобретя изолированный, «самодостаточный» характер. На современном этапе очевидна необходимость преодоления этой тенденции, и поэтому важно сопоставить результаты изучения истории российских университетов с общими выводами европейской исторической науки. Это тем более актуально сейчас, поскольку историография истории европейского университетского образования на рубеже XX—XXI вв. сдела
Стр.8
8 Введение ла качественный скачок вперед. Он был связан с появлением работ, изучающих высшие учебные заведения не по отдельности, как было раньше (обычно в связи с празднованием очередного юбилея), а в совокупности, в масштабах отдельных стран, регионов, и даже всей Европы. Эти работы синтезировали исторические методы исследования с социологическими и культурологическими, и в результате с их помощью были выявлены общие закономерности и этапы формирования европейского университетского пространства, проанализированы различные стороны взаимодействия университетов с обществом и государством, общие черты их внутренней и внешней организации, отражение в судьбе университетов господствующих идей различных эпох, будь то Реформация или Просвещение. Наиболее крупным и фундаментальным исследованием такого рода яви лось многотомное издание «История университета в Европе» (главный редактор — профессор В. Рюгг, Швейцария). Этот проект был задуман по решению Постоянной конференции ректоров, президентов и вице-канцлеров европейских университетов (в настоящее время — Европейской ассоциации университетов, EUA) в 1983 г. и выполнялся, большей частью, во второй половине 1980-х гг., хотя выход отдельных томов из печати растянулся вплоть до самого недавнего времени1 (эта особенность объясняет, почему в данном издании не могли отразиться результаты новых, вышедших за последние двадцать лет исследований по истории университетов в России, о которых речь пойдет ниже). Ведущие авторы, участвовавшие в проекте, продолжают публиковать свои исследования в трудах Общества по истории университетов и науки (GUW), тома которых посвящены изучению отдельных проблем университетской истории: распространению «университетских моделей», финансированию университетов, процедуре академической квалификации и др.2 Полученные здесь достижения имеют общетеоретическое значение. Они позволили 1 A History of the University in Europe / Gen. ed. W. Rüegg. Vol. 1. Universities in the Middle Ages / Ed. H. De Ridder-Symoens. Cambridge, 1992; Vol. 2. Universities in Early Modern Europe (1500—1800) / Ed. H. De Ridder-Symoens. Cambridge, 1996; Vol. 3. Universities in the Nineteenth and Early Twentieth Centuries (1800—1945) / Ed. W. Rüegg. Cambridge, 2004. Четвертый том «Universities from 1945 to Present (1945—1992)» пока еще не издан. 2 Серия Veröffentlichungen der Gesellschaſt für Universitäts- und Wissenschaſtsgeschichte / Hrsg. von R. Ch. Schwinges — Humboldt International. Der Export des deutschen Universitätsmodells im 19. und 20. Jahrhundert. Basel, 2001; Finanzierung von Universität und Wissenschaſt in Vergangenheit und Gegenwart. Basel, 2005; Examen, Titel, Promotoinen. Akademisches und Staatliches Qualifikationswesen vom 13. bis zum 20. Jahrhundert. Basel, 2007; см. также www.guw.unibe.ch.
Стр.9
Введение 9 нарисовать общую картину развития европейских университетов и, соответственно, указать место, которое в ней занимал каждый конкретный университет или их группа. В целом, процесс возникновения университетов в разных странах Европы сейчас представлен как распространение («экспансия») определенных образцов высшего образования. Начавшись на юге Европы, в Италии и Франции, он с каждым столетием увеличивал охват территории, постепенно включая в себя Германию, Польшу, Прибалтику, страны северной Европы и, наконец, Россию. Действительно, из Центральной Европы в Россию в конце XVII— XVIII вв. пришло само представление об университете как об особом образовательном институте, призванном найти свое место в русском обществе. Поэтому история российских университетов в первые десятилетия после их возникновения — это история адаптации европейской «университетской идеи» к условиям российской цивилизации. Среди всех инноваций, утвердившихся в России после петровских реформ, университет явился, быть может, в наиболее чистом виде европейским институтом, и центральную роль в его «усвоении» сыграло установление прямых образовательных контактов России с Европой. Особенно большую роль в этом сыграли немецкие земли. Именно с ними российские университеты на начальном этапе своей истории оказались связаны теснее всего: в Германию отправлялись на учебу первые студенты из России, из Германии в российские университеты приезжала значительная часть профессуры, наконец, сама организация университетов в России, их первоначальное внутреннее устройство и последующие реформы протекали под непосредственным влиянием немецких университетов. Нельзя сказать, чтобы на это влияние раньше совсем не обращалось внимания. Так, всегда цитировалась фраза М. В. Ломоносова из письма к И. И. Шувалову о том, что Московский университет основан в 1755 г. «по примеру иностранных». Однако осознание важности сравнительного контекста позволило в данной книге кардинально по-новому поставить вопрос о «европейском влиянии» на российские университеты. Дело в том, что сами образцы оказались подвержены изменениям, и особенно стремительным и резким — как раз в период становления университетского образования в России. За период XVIII — первой половины XIX в. понятие европейского университета пережило качественную трансформацию, причем менялись именно внутренняя организация университета, идейное обоснование, задачи и смысл образовательного процесса. Поэтому главным является не констатация отсылки Ломоносова к европейскому опыту, а раскрытие сути этого «примера» в конкретную историческую эпо
Стр.10
10 Введение ху. На какие принципы организации университетов ориентировался Ломоносов, а на какие Шувалов, и почему, и что это означало для последующего развития российских университетов? Подобные же вопросы можно и нужно задавать в отношении любого этапа университетских реформ XVIII — первой половины XIX в. Теоретическую базу для изучения этих проблем предоставило понятие об «университетских моделях», которое связало воедино сумму принципов внутренней организации и социальных функций университета3 . Употребление этого понятия отражает тот закономерный факт, что в разные исторические эпохи, говоря об университете, на деле следует подразумевать различные типы учебного заведения с разными устройством и ролью в обществе — ведь вполне естественно, например, что содержание современного университета в огромной мере отличается от его средневекового прототипа. Историческая наука сегодня различает три базовых, сменяющих друг друга модели европейских университетов: «доклассическую», «классическую» и «постклассическую». «Доклассическая» модель связывается с организацией и функциями средневекового корпоративного университета, «классическая» — с исследовательским университетом XIX — первой половины XX века, «постклассическая» — с массовым университетом в современном мире. Исходным мотивом к выделению таких моделей явилось желание построить единую периодизацию университетской истории Европы. В этом смысле был намечен важный рубеж «около 1800 г.», знаменовавший переход от «доклассической» к «классической» эпохе в истории университетов, а также рубеж 1950—60-х гг. для возникновения современного массового университета. Однако в последующем было уточнено, что университетские модели следует понимать не в строго хронологическом смысле привязанными к определенной эпохе, а скорее как «идеальные типы»4 . Это значит, что, во-первых, существует определенная дистанция между зафиксированными в описании модели идеальными университетскими чертами и их конкретными реализациями, которые в рамках одной и той же эпохи 3 Moraw P. Aspekte und Dimensionen älterer deutscher Universitätsgeschichte // Academia Gissensis / Hrsg. von P. Moraw und V. Press. Marburg, 1982. S. 1—43; Gellert C. The emergence of three university models. Institutional und functional modifications in European higher education. Florenz, 1991; Wittrock B. The modern University: the three Transformations // The European and American University since 1800 / Ed. Sh. Rothblatt, B. Wittrock. Cambridge, 1993. P. 303—361. 4 Moraw P. Universitäten, Gelehrte und Gelehrsamkeit in Deutschland vor und um 1800 // Humboldt International. S. 20.
Стр.11
Введение 11 допускают известное разнообразие, не отклоняясь при этом от базовых принципов. Из этого вытекает, во-вторых, что границы между эпохами не являются четкими и непроницаемыми, а, напротив, должны представляться достаточно размытыми, так что отдельные черты и принципы «доклассического» университета далеко пережили свое время, эхом отдаваясь в практике «классического» университета, и, наоборот, базовые идеи «классического» университета вызревали внутри «доклассического» и могли в нем существовать латентно, не требуя на первых порах внешних проявлений в виде изменения организации университета. Подробнее о том, что представляли собой модели «доклассического» и «классического» университета, и как осуществлялся переход от одной к другой, изложено в основной части монографии. Основное внимание при этом вполне осознано уделено немецким университетам, поскольку именно их история наиболее выпукло показывает общие тенденции и проблемы развития университетского образования в целом. Именно в немецких землях внутри единой «доклассической» эпохи, протянувшейся с середины XIV до начала XIX в., сперва произошла конфессионализация, т. е. разделение университетского пространства на протестантскую и католическую части5 , а затем началась «модернизация» (затронувшая в большей степени протестантские, а в меньшей — католические университеты), общий смысл которой заключался в том, чтобы поставить университеты на службу государству. «Модернизированный» немецкий университет, воплощенный в XVIII в. всего в нескольких, но оттого чрезвычайно важных примерах, представил собой смешанный, пограничный между эпохами тип, который демонстрировал, каким образом внутри «доклассической» модели формировались принципы «классического» университета. Сама же «классическая» модель также родилась именно в Германии начала XIX в., осуществив переход от университета как средневековой привилегированной корпорации к университету как «соединению наук» (Universitas litterarum), находящемуся на государственном обеспечении и под государственным контролем, но пользующемуся широкими научными свободами. На развитие российских университетов XVIII — первой половины XIX в. оказывали свое влияние и в чистом виде «доклассические» университеты 5 Подчеркнем, однако, что ошибочно было бы говорить о различных «протестантской» и «католической» моделях университета, поскольку все основные принципы их организации не выходили за общие рамки «доклассической» модели, а различия являлись внешними по отношению к внутренней структуре и функциям университета (см. главу 1).
Стр.12
12 Введение со средневековым корпоративным строем, и немецкие «модернизированные», и «классические» университеты. Причем, в полном соответствии с тем, что было выше сказано о характере университетских моделей, это влияние было не только диахронным, последовательно сменявшим друг друга, но зачастую и синхронным, когда при обсуждении форм организации университета в России одновременно учитывались идеи противоположных по своей сути университетских моделей, каждая из которых черпалась из Германии. Поэтому изучение контактов России с немецкими университетами позволяет дать новые ответы на фундаментальные вопросы отечественной университетской истории: как именно происходил генезис университетского образования в России; какими идеями на том или ином хронологическом отрезке питались российские университетские реформы; как изменялся общественный статус университетского образования; в чем корни противоречий, возникавших между университетами и государством. Ответ на эти вопросы покажет общность принципов, лежавших в основе построения университетов в Европе и России, сходство и, в то же время, различие в конкретном воплощении этих принципов в проектах организации университетского образования. И наиболее важным здесь является то, что, только привлекая европейский материал для сравнения, можно полностью понять идейное содержание истории отечественных университетов и, тем самым, осознать место России в университетском пространстве Европы. Итак, предметом книги является сравнительная история российских и европейских университетов, а главным ее результатом должен служить сам вывод о правомерности такого рассмотрения, т. е. реальной тесноте и интенсивности связей, степени вхождения отечественных университетов в университетскую историю Европы, общности возникавших и решавшихся в процессе этой истории проблем. Выбранные хронологические рамки книги тесно связаны с ее методологическими основами. Центральным теоретическим положением обсуждавшейся концепции является совершающийся «около 1800 г.» переход от «доклассической» к «классической» эпохе в истории европейских университетов. По вполне неслучайному совпадению тот же самый момент явился важнейшим рубежом и для истории российских университетов, поскольку именно проведение реформы в начале XIX в. заложило основу будущей системы университетов дореволюционной России. Поэтому именно к указанной критической точке — началу XIX в. — как к узловому пункту сходятся все изучаемые в книге процессы.
Стр.13

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.