С.А. Лебедева
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебное пособие
Шуя 2011
ББК
УДК
Л
Печатается по решению редакционно-издательского
совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»
Лебедева С.А. <...> В пособие включены результаты собственных исследований автора в области детской психологии: памяти и мышления,
знаково-символической, игровой деятельности, психологической
готовности ребенка к школе. <...> Роль эмоционального общения с взрослым
в развитии психики младенца. <...> Межличностные отношения в дошкольном возрасте ....... 31
Тема 5. <...> Учебное пособие содержат изучение общих теоретических вопросов детской психологии, закономерностей психического развития ребенка, особенностей общения и деятельности
ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование личности
и индивидуальности ребенка, готовности к обучению в школе. <...> Социальное поведение ребенка, уровень его социальной активности, качества поведения, мотивы и тактика. <...> Помогает исследовать индивидуальность ребенка, его сильные и слабые стороны развития для оказания помощи ребенку в развитии. <...> Объективности и научности позволяет изучать особенности детского развития, несопоставимые с психикой взрослого. <...> Является инструментом диагностики уровня интеллектуального развития, обучаемости и способностей детей. <...> Изменяется и
роль стадий в процессе психического развития детей. <...> Она доказала ведущую роль социокультурных факторов в
психическом развитии детей. <...> Поэтому изучать детское развитие – значит, изучать изменения личности ребенка в конкретных исторических условиях. <...> Цель
искусственной акселерации – выработать у ребенка как можно
быстрее те или иные интеллектуальные и физические качества,
дать ему как можно больше знаний, которые невостребованы
даже начальной школой. <...> Запорожец резко возражал против искусственной акселерации, то есть теории опрережающего возраст психического
развития детей. <...> Влияние стилей детско-родительских отношений
на развитие <...>
Детская_психология.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
С.А. Лебедева
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебное пособие
Шуя 2011
Стр.1
ББК
УДК
Л
Печатается по решению редакционно-издательского
совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
университет»
Лебедева С.А. Детская психология. Издание 2-е доп. –
Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. - с.
Рецензенты:
Ермакова Е.С. – доктор психологических наук, профессор
ПГУ
Смирнова Е.А. – доктор педагогических наук, профессор
МГИУ
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся
по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.
Профиль «Дошкольное образование» и специальности
«Дошкольная педагогика и психология».
В пособие включены результаты собственных исследований
автора в области детской психологии: памяти и мышления,
знаково-символической, игровой деятельности, психологической
готовности ребенка к школе.
Содержание курса будет полезно педагогическим работникам
дошкольных образовательных учреждений, детским
психологам, слушателям курсов повышения квалификации.
© С.А. Лебедева, 2011
© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011
2
Стр.2
Содержание
Введение ........................................................................................ 5
Тема 1.Предмет изучения детской психологии ..................... 6
1.1.Детская психология как отрасль
психологической науки ................................................................ 6
1.2.Принципы и методы изучения психологии детей ............... 6
1.3.Детство как социокультурный феномен ............................... 8
1.4.Акселерация и амплификация: два пути
развития ребенка ......................................................................... 10
1.5.Стили детско-родительских отношений
и их влияние на развитие психики детей.................................. 11
Тема 2. Младенчество .............................................................. 13
2.1.Период внутриутробного развития ..................................... 13
2.2.Период новорожденности .................................................... 15
2.3.Психомоторное развитие ребенка
в младенческом возрасте............................................................ 16
2.4.Роль эмоционального общения с взрослым
в развитии психики младенца. Кризис одного года ................ 18
Тема 3. Ранний возраст ............................................................ 19
3.1.Социальная ситуация развития и
предметная деятельность в раннем возрасте ........................... 19
3.2.Особенности развития игровой деятельности ................... 21
3.3.Развитие познавательной сферы детей ............................... 22
3.4.Становление эмоций и личности в раннем возрасте ......... 25
3.5.Общая характеристика кризиса 3 лет ................................. 26
Тема 4.Условия психического развития ребенка
в дошкольном возрасте ........................................................... 27
4.1.Социальная ситуация развития ........................................... 27
4.2.Развитие общения ребенка
с взрослыми и сверстниками ..................................................... 28
4.3.Межличностные отношения в дошкольном возрасте ....... 31
Тема 5.Деятельность дошкольника ...................................... 34
5.1.Игра – ведущая деятельность дошкольника ...................... 34
5.2.Общая характеристика продуктивной и трудовой
деятельности дошкольника ....................................................... 37
5.3.Развитие элементов учебно-познавательной
деятельности дошкольника ........................................................ 40
3
Стр.3
6. Познавательное развитие дошкольника ....................... 43
6.1. Восприятие......................................................................... 43
6.2. Мышление .......................................................................... 44
6.3. Память ................................................................................ 45
6.4. Воображение ...................................................................... 48
6.5. Внимание ........................................................................... 59
6.6. Речь ..................................................................................... 50
6.7. Знаково-символическая деятельность
в дошкольном возрасте ............................................................ 52
Тема 7.Формирование личности дошкольника ............... 54
7.1..Развитие эмоциональной сферы дошкольника ............... 54
7.2.Произвольность и воля в дошкольном возрасте.............. 57
7.3.Развитие мотивационной сферы ....................................... 58
Тема 8.Развитие индивидуальности ребенка .................... 60
8.1.Темперамент ребенка ......................................................... 60
8.2.Характер ребенка ............................................................... 62
8.3.Развитие способностей детей ............................................ 64
8.4.Развитие самооценки и образа «я» ребенка ..................... 67
Тема 9. Психологическая готовность ребенка
к школьному обучению ......................................................... 69
Тема 10. Новообразования дошкольного возраста .......... 72
Литература ................................................................................ 74
4
Стр.4