ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 1 (34) 2011
Редакционная коллегия
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук,
профессор
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
ISSN 1811–0916
Учредители:
ГОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»,
Научно-исследовательский
институт
философии образования
Сибирское
отделение
РАН Институт
философии и права
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых
Высшей
аттестационной
комиссией для
публикации
основных научных
результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал включен
в Российский индекс
научного цитирования
Свидетельство
ПИ ¹ 77-12553
© НИИ ФО
ÍÃÏÓ, 2011
доктор биологических наук, профессор,
ректор ГОУ ВПО НГПУ
доктор философских наук, профессор, чл.-кор. РАО
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор, академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук,
проректор по научной работе ГОУ ВПО НГПУ
директор Института философии
и политических наук, академик (Казахстан)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, проректор по учебной
работе (заочное образование) ГОУ ВПО НГПУ
доктор философских наук, заместитель
председателя Комитета по образованию
Государственной Думы РФ
академик РАН, президент
Российского философского общества
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
СОДЕРЖАНИЕ
Слово редактора ................................................................................................................ 3
Раздел I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Ефремова Î. À., Барахтенова Ë. À., Пименов À. Ò. (Íîâîñèáèðñê).
Концепция научной øêîëû. Критерии идентификации .......................... 6
Князев Н. А., Корольчук О. И. (Красноярск). Методологическая
стратегия в социально-онтологических исследованиях образования ..... 17
Арасланова А. А. (Усть-Илимск). Интеграция науки, образования
и производства: синергетический эффект ................................................ 26
Иванкина Ë. È. (Òîìñê), Степанова Ñ. Í. (Ñóðãóò). Знание как
ресурс социокультурных трансформаций института образования
в современном мире ........................................................................................ 31
Король À. Ä. (Ìîñêâà). Дистанция в образовании: близко или äàëåêî? .. 40
Лякин Â. Å. (Êåìåðîâî). Характеристика плюрализма истин .................. 50
Черевикина М. Ю. (Новосибирск). Вузовский и академический
научные сектора Сибири в конкурсах РГНФ кризисных ëåò............... 56
Раздел II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пушкар¸в Ю. В. (Новосибирск). О необходимости формирования
открытых инновационных университетов ................................................ 69
Степаненко Л. В. (Новосибирск). Возможности применения
инновационных технологий в организации образовательного
процесса (социально-философский àíàëèç) .............................................. 75
Шергина Т. А. (Якутск). Опережающее обучение в сельской
малокомплектной øêîëå: образовательная èííîâàöèÿ.......................... 79
Барболин М. П. (Санкт-Петербург). Методологическая концепция
инновационного развития образовательных ñèñòåì............................... 85
Ежов В. С. (Новосибирск). Эстетический потенциал инновационного
образования ........................................................................................................ 95
Чечулин В. Л., Русакова О. Л. (Пермь). О гносеологической
структуре курса èíôîðìàòèêè.................................................................... 104
1
Í.
В
.
Наливайко
À. Ä. Ãåðàñ¸â
Â.
À.
А. Жафяров
Æ.
Дмитриенко
.
О
.
А. А. Корольков
П
В. Майер
Á.
Лепин
В. И. Паршиков
А. Н. Насанбаев
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
Î.
Ò. Ñ. Косенко
Í.
Смолин
Â.
Ñ.
Ст¸пин
Â.
Â.
Целищев
Я. С. Турбовской
Н
.
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
À.
Н
.
Чумаков
Ì.
Чуринов
Стр.1
Раздел III. ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ É. ШМАЙСА
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ»
Шмайс Й.(Брно, Чешская Республика). Глава II. Исключительность
земной природы .............................................................................................110
Раздел IV. КАЧЕСТВО И КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Неустроева А. Н. (Якутск). Компетентность как интегральная
характеристика современного педагога .................................................. 122
Голышкина Л. А. (Новосибирск). Текстовая компетенция как ценностная
доминанта современного образования: риторический подход ... 129
Сологуб О. П. (Новосибирск). Текстовая компетенция – ключевое
звено в компетентностной модели филологического образования .... 135
Жданова И. В., Мозговая Т. П. (Новосибирск). Восстановительные
технологии как ресурс формирования компетенции ответственного
поведения .......................................................................................................... 142
Карпова Е. В. (Новосибирск). Грамматическая составляющая
текстовой êîìïåòåíöèè................................................................................ 148
Раздел V. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОКА И ЗАПАДА: ДИАЛОГ
Ушакова Е. В., Орлова Н. П. (Барнаул). Современная научная картина
мира и современная философия образования Востока и Запада .. 154
Наливайко А. В., Наливайко Н. В. (Новосибирск). Философия
образования Востока и Çàïàäà: общее и особенное .............................. 162
Власюк Н. Н. (Новосибирск). Глобальные проблемы образования Запада
и Востока в контексте концепции устойчивого развития общества .... 168
Ашилова М. С. (г. Алматы, Республика Казахстан) Западное
и восточное образование: сопоставительный анализ ........................... 175
Камашев С. В. (Новосибирск). Безопасность образовательного
пространства «Âîñòîê–Çàïàä» .................................................................... 183
Шматков М. Н. (Новосибирск). Информатизация высшего профессионального
образования: граница «Âîñòîê–Çàïàä» ................................... 188
Петров В. В. (Новосибирск). Элитное образование: традиции
Востока и Запада и их взаимодействие .................................................... 195
Шматков Р. Н. (Новосибирск). Качество высшего профессионального
образования: взаимодействие Востока и Запада ................................... 201
Раздел VI. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
Калиниченко Е. С. (Псков). Человек как открытая, активная,
саморазвивающаяся система ....................................................................... 210
Конюхова Ò. Â. (Òîìñê), Конюхова Å. Ò. (Íîâîêóçíåöê).
Философско-психологический контекст понятий «успех»
и «успешность ëè÷íîñòè» ............................................................................. 214
Понятовская Е. В., Пядушкина Н. Н. (Иркутск). О становлении
качеств интеллигента у будущего педагога .......................................... 220
Кузнецова А. Я. (Новосибирск). Образование современного человека .. 225
Раздел VII. ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБРАЗОВАНИЕ
Теряева М. В. (Новосибирск). Образование как способ формирования
гендерной ñîöèàëèçàöèè............................................................................... 233
Ключко О. И. (Саранск). Концептуальная схема гендерного подхода
в социальном познании и образовании ..................................................... 239
Судоргина Л. В. (Новосибирск). Развитие системы раздельно-параллельного
образования в современных условиях .................................... 246
Раздел VIII. ИНФОРМАЦИЯ
Памяти Валерия Александровича Äìèòðèåíêî............................................ 250
Косенко Т. С., Наливайко Н. В. (Новосибирск). Инновационное
образование в развитии российского общества глазами молодых
ученых (глобальный и региональный àñïåêòû) ..................................... 253
Информация о научной деятельности Научно-исследовательского
института философии образования ГОУ ВПО НГПУ
(çà 2009–2010 ãã.) ............................................................................................ 262
Правила оформления статей для авторов ........................................................ 266
Подписано в печать
20.03.2011
Формат 70×108/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 22.0 ë.
Ó÷.-èçä. 23.0 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Заказ ¹ 73
Издательство
СО РАН
630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
2
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
¹ 1 (34) 2011
Издание осуществлено
при финансовой
поддержке
гранта администрации
Новосибирской
области
¹ 116 от
04.03.2011
Редакторы
À. Ã. Махова
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
Þ. Â. Ïóøêàð¸â
Корректор
Ò. Ñ. Косенко
Адрес редакции:
630126
Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Стр.2
СЛОВО РЕДАКТОРА
Уважаемый читатель!
Перед Вами журнал, посвященный 10-летию Научно-исследовательского
института философии образования НГПУ и 10-летию самого журнала
«Философия образования». Институт был создан десять лет назад Приказом
по Новосибирскому государственному педагогическому университету
¹ 220 – УМФ от 19.03.2001 ã., и сразу же сотрудники Института приступили
к организации издания журнала «Философия образования», первый
номер которого вышел спустя четыре месяца.
За эти годы институт и журнал прошли нелегкий путь своего становления.
Из стен института вышли 13 защищенных докторов и кандидатов наук.
Издано 34 номера журнала и опубликовано более 2000 статей. Журнал
включен в список Высшей аттестационной комиссии РФ. Напряженно работает
Экспертная комиссия, включающая 30 докторов наук – специалистов
в области общественных наук, профессоров вузов г. Новосибирска и
докторов философских наук Сибирского отделения Российской академии
наук. Журнал действительно стал «площадкой» для публикаций и обмена
научными мнениями по вопросам теории и практики развития современного
образования, философского осмысления его сущности, функциональности
и перспектив в контексте трансформации нашего общества. Выполняется
задача издания – предоставить всем авторам (после научной
рецензии), при всей противоречивости их позиций, возможность публикации
и обмена мнениями для вычленения научного ядра из всего спектра
мнений. Не случайно за прошедшие десять лет журнал стал обладателем
9 Больших и Малых золотых медалей Сибирской Ярмарки.
Другим заметным явлением в деятельности Института стала подготовка
и публикация серии трудов «Философия образования», утвержденной
Ученым советом НГПУ, (приложение к одноименному журналу). Издано
38 томов, включающих монографические исследования, сборники статей
по материалам конференций и семинаров различных уровней (международных
– региональных), даже мемуаров. Все книги, журналы, статьи,
издаваемые институтом, пронизаны одной целью – формирование современной
концепции философии образования, осуществление философского
осмысления тенденций развития отечественного образования в
меняющейся России в контексте радикальной трансформации социума и
социокультурной ситуации; анализ методологической функции философии
образования в теории и практике образовательного процесса. Ряд книг
стали победителями конкурса Фонда развития отечественного образования
среди преподавателей высших учебных заведений, а их авторы признаны
лауреатами этого конкурса.
Основные идеи, опубликованные в монографиях и статьях журнала,
обсуждались на Международных конгрессах («Образование и наука
3
Стр.3
Философия образования
в XXI веке: проблемы интеграции и правового регулирования», ноябрь 2003,
«Философия образования Востока и Запада: развитие диалога», октябрь
2006), Всероссийских конференциях («Модернизация национальной системы
высшего образования и проблемы интеграции России в мировое образовательное
пространство», сентябрь 2005, «Образование в условиях
глобализации (региональный аспект)», ноябрь 2007, Симпозиум с международным
участием «Образование как стабилизирующий фактор развития
России» в рамках V Российского философского конгресса «Наука.
Философия. Общество», август 2009); в работе постоянно действующего
методологического семинара («Образовательная политика и проблемы
национальной безопасности России», 2007; «Переосмысливая философию
образования сегодня», 2008; «Тенденции развития инновационных образования
и науки в условиях современной России». 2010 и др.); в проведении
телемостов (таких, например, как постоянно действующая международная
научная телеконференция «Инновационное образование как фактор
развития человеческого капитала в условиях общества знаний», 2010) и др.
Надо отметить, что за прошедшее десятилетие Институтом установлены
мощные зарубежные научные связи. Это – сотрудничество с Мировой
сетью философов образования, систематические контакты с видными
учеными-философами на двухгодичных мировых конференциях, которые
состоялись в Испании, Мальте, Японии, Колумбии; впереди –
Аддис-Абеба. Это постоянные творческие контакты с учеными Карлового
университета (Прага, Чехия), на базе которых и при поддержке которых
мы издаем специальный номер на английском языке. Это – сотрудничество
с Украиной: наш постоянно действующий семинар-телемост вот
уже в течение двух лет и др.
В своей десятилетней деятельности мы всегда исходили из той позиции,
что мир меняется стремительно, происходящие перемены и их возможные
последствия ещ¸ не получили должного осмысления и критического
анализа. С позиций философии образования важным представляется
анализ тех закономерностей, с помощью которых происходит осмысление
образовательного процесса. Образование подвергается мощному давлению
со стороны глобализации, так как способно быть оппозицией глобализму,
противостоять размыванию национальной идентичности, особенно
на региональном уровне. Способность сохранить свою культурную
идентичность означает занять достойное место в системе мировых цивилизаций
и не потеряться в потоке глобализации. Поэтому столь важно
понимать и рефлексировать политику в сфере образования на различных
уровнях организации социальной жизни. Кардинальные изменения в социально-экономической,
политической, общественно-культурной жизни российского
общества сопровождаются реформированием системы образования;
смена важнейших государственно-политических целей, связанная
с переходом к новым общественным отношениям, объективно требует
смены курса в современной образовательной политике. Предлагаемые на
всеобщее обсуждение образовательные реформы часто вызывают далеко
не позитивную реакцию, очень нуждаются в мощном научном осмыслении.
4
Стр.4
Слово редактора
В канун нашего десятилетия, когда верстается этот журнал, хочу высказать
слова глубочайшей признательности членам редколлегии журнала,
включающим виднейших не только в России, но и в мире философов. Слова
благодарности членам экспертной комиссии, бескорыстно работающим
на идею обеспечения качества издаваемых в журнале материалов. Особый
поклон рабочей группе (сотрудникам, редакторам Научно-исследовательского
института философии образования НГПУ, редакции Издательства
СО РАН), на чьи плечи упал нелегкий и ответственный труд по изданию
поступающих в редакцию материалов. Слова благодарности авторам,
которые стремятся опубликоваться в наших изданиях.
Мы надеемся, что философская рефлексия задаст образовательной концепции
смысл, цель, основные формы ее реализации, выполнит интегративную
функцию и осуществит анализ тех принципов, в соответствии с которыми
строится образовательный процесс. Мы будем и дальше стремиться
донести идею сохранения незыблемых основ современной системы отечественного
образования: необходимо учитывать накопленный поколениями
культурный опыт, который позволит сохранить устойчивость общества;
при этом ориентирами развития системы образования должны служить
многовековые национальные традиции, заключающие в себе главный
социокультурный потенциал жизни, специфически проявляющийся в условиях
различных исторических эпох. Необходимо понимать, что глобальные
тенденции в развитии образования, инициируемые сегодня западной
цивилизацией, имеют, с одной стороны, объективный характер, а с другой
– выступают как сознательное подавление развития системы регионального
и национального образования в других странах. Система образования
выполняет функцию стабилизации общественной жизни страны
(прежде всего молодежи), выступая не только образовательным, но и воспитательным
фактором и др.
В настоящем журнале мы предлагаем следующие рубрики:«Взаимодействие
науки и современного образования», «Современные тенденции развития
инновационного образования», «Качество и компетенции в системе
отечественного образования», «Философия образования Востока и Запада:
диалог», «Философия образования – философия человека» и др.
Мы приглашаем Вас, дорогой читатель, к дальнейшему сотрудничеству
и намерены продолжать расширение научных контактов с самым широким
кругом российских и зарубежных исследователей.
5
Стр.5