Учебно-тематический план, содержание учебного материала по теории
и методике обучения основам безопасности жизнедеятельности (планы лекций,
семинаров, практических и лабораторных занятий), а также вопросы к зачетам
и экзаменам помогут студентам при подготовке к учебным занятиям и к сессии. <...> «Основные критерии выставления отметок» позволят учащимся объективно
оценивать свой уровень подготовки и уровень подготовки школьников во время
педагогической практики. <...> В сборник включены планы-конспекты уроков, лабораторных работ,
внеклассного мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности,
составленные студентами специальности «Безопасность жизнедеятель-ности»
в ходе занятий по курсу «Теория и методика обучения основам безопасности
жизнедеятельности в школе». <...> Предназначено для студентов,
преподавателей вузов по специальности «Безопасность жизнедеятельности». <...> Планы-конспекты уроков, лабораторных работ, внеклассного мероприятия могут
исполь-зоваться учителями основ безопасности жизнедеятельности школ. <...> Концепцией
модернизации образования предусматривается принципиальное обновление системы его научно-методического обеспечения, преодоление оторванности педагогической науки
от запросов современного общества и передовой образовательной практики. <...> Лигитимность
социальный заказ приобрел в Приказе Министерства образования РФ № 169 от 27.05.1991 г., определившем появление
учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности». <...> Актуальность изучения общепрофессиональной дисциплины «Теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности» определяется возросшей потребностью системы общего среднего образования в компетентных учителях
основ безопасности жизнедеятельности, которые будут способны формировать в школьниках личность безопасного типа поведения (Е. В. Бондаревская, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин). <...> Важнейшая
роль в формировании такого мировоззрения у учащихся <...>
Теория_и_методика_обучения_основам_безопасности_жизнедеятельности_в_школе.pdf
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Соликамский государственный педагогический институт»
(СГПИ)
Л. В. Чугайнова
Теория и методика обучения основам
безопасности жизнедеятельности
в школе
Учебно-методическое пособие
Соликамск
СГПИ
2012
Стр.1
Содержание
Пояснительная записка к программе
«Теория и методика обучения основам
безопасности жизнедеятельности»..............................................5
Требования к уровню подготовки студентов
по дисциплине «Теория и методика обучения основам
безопасности жизнедеятельности»..............................................8
Учебно-тематический план
«Теория и методика обучения основам безопасности
жизнедеятельности» (5, 6, 7 семестр)..........................................10
Содержание программы
«Теория и методика обучения основам безопасности
жизнедеятельности» (5, 6, 7, семестр).........................................17
Содержание учебного материала
«Теория и методика обучения основам безопасности
жизнедеятельности» (лекции, семинары, практические
и лабораторные занятия) (5,6,7, семестр)..................................25
Учебно-тематический план
«Теория и методика обучения основам безопасности
жизнедеятельности (избранные вопросы)»
(9 семестр).....................................................................................41
Содержание программы
«Теория и методика обучения основам безопасности
жизнедеятельности (избранные вопросы)»
(9 семестр).....................................................................................42
Вопросы к зачету
«Теория и методика обучения основам безопасности
жизнедеятельности»(5 семестр)...............................................45
Вопросы к экзамену
«Теория и методика обучения основам безопасности
жизнедеятельности»(6 семестр)................................................47
Вопросы к экзамену
«Теория и методика обучения основам
безопасности жизнедеятельности» (7 семестр).......................50
Вопросы к экзамену
«Теория и методика обучения безопасности
жизнедеятельности» (9 семестр)..............................................53
3
Стр.3
Пояснительная записка к программе
«Теория и методика обучения
основам безопасности жизнедеятельности»
Модернизация отечественного профессиональнопедагогического
образования проходит в контексте общего
современного процесса реформирования различных сторон
российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами,
одновременно являясь для них источником обеспечения
необходимого кадрового ресурса. Концепцией
модернизации образования предусматривается принципиальное
обновление системы его научно-методического обеспечения,
преодоление оторванности педагогической науки
от запросов современного общества и передовой образовательной
практики.
Увеличение в конце �� века частоты проявления разразличных
чрезвычайных ситуаций и отсутствие у населения
навыков безопасного поведения в повседневной жизни вызвало
необходимость формирования у российских граждан
культуры безопасности жизнедеятельности. Лигитимность
социальный заказ приобрел в Приказе Министерства образования
РФ № 169 от 27.05.1991 г., определившем появление
учебного предмета «Безопасность жизнедеятельности».
Актуальность изучения общепрофессиональной дисциплины
«Теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности»
определяется возросшей потребностью системы
общего среднего образования в компетентных учителях
основ безопасности жизнедеятельности, которые будут способны
формировать в школьниках личность безопасного типа поведения
(Е. В. Бондаревская, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин).
Образовательная программа дисциплины составлена на
основе следующих идей, имеющих принципиальное значение:
1) устойчивого развития и экогуманизма; 2) культурологичности;
3) развития профессионально-педагогической
компетентности; 4) технологичности.
Идеи устойчивого развития и коэволюции отражают ценностно-целевые
ориентиры и ведущие направления обра5
Стр.5
социального опыта в области теории и методики обучения
основам безопасности жизнедеятельности на процесс самостоятельного
освоения механизмов и подходов к его усвоению.
Идея технологичности реализуется через применение
в учебном процессе профессиональной подготовки учителей
основ безопасности жизнедеятельности ряда инновационных
педагогических (проектная, проблемная, модульная,
задачная), информационных и коммуникационных технологий,
которые предоставляют широкие возможности для индивидуальной
и групповой работы студентов.
Цели курса – освоение теоретических основ и прикладных
аспектов методики обучения основам безопасности жизнедеятельности
в общеобразовательных учреждениях; развитие
умений их применения в практике обучения школьников
основам безопасности жизнедеятельности; формирование
позитивного отношения к профессиональной педагогической
деятельности в области обучения основам безопасности
жизнедеятельности.
Задачи курса: 1) осознание растущей значимости образования
в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения
устойчивого развития общества;
2) изучение теоретико-методологических и методических
аспектов обучения основам безопасности жизнедеятельности;
3) творческое применение освоенного содержания курса
«Теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности»
в практической педагогической деятельности.
7
Стр.7