Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Формирование информационно-коммуникационной комепетентности бакалавров с профильной подготовкой "Начальное образование" (в процессе научно-исследовательской работы)

0   0
Первый авторАбрамова Ирина Владимировна
Издательство[Б.и.]
Страниц81
ID151836
АннотацияПроцесс информатизации современного общества основывается на внедрении мультимедийных технологий, методов и средств информатики во все сферы человеческой деятельности. Следовательно, социальным заказом информационного общества для педагогических вузов следует считать обеспечение сформированности информационно-коммуникационной компетентности, необходимой для работы в конкретной сфере педагогической деятельности. Причем особое внимание должно быть уделено компьютерным мультимедийным технологиям как базовым составляющим будущей сферы педагогической деятельности. В то же время развитие науки в России является одной из прио- ритетных задач государства, в соответствии с этим правильно организованная научно-исследовательская работа студентов в вузах призвана формировать их творческий потенциал и развивать способность научно обосновывать и правильно разрешать проблемы, возникающие в практической деятельности специалиста.
Кому рекомендованоДля преподавателей вузов, учителей средних школ, учащихся старших классов средних школ
УДК378
ББК74.580
Абрамова, И.В. Формирование информационно-коммуникационной комепетентности бакалавров с профильной подготовкой "Начальное образование" (в процессе научно-исследовательской работы) / И.В. Абрамова .— : [Б.и.], 2011 .— 81 с. — URL: https://rucont.ru/efd/151836 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И. В. Абрамова ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ С ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (в процессе научно-исследовательской работы) Монография Соликамск СГПИ 2011 Содержание УДК 37 ББК 74.580 А 16 Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и ВТ Пермского государственного педагогического университета А. П. Шестаков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и физики Соликамского государственного педагогического института Н. Л. Бушуева. <...> А 16 Формирование информационно-коммуникационной компетентности бакалавров с профильной подготовкой «Начальное образование» (в процессе научно-исследовательской работы) [Текст] : монография / И. В. Абрамова; ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». <...> Следовательно, социальным заказом информационного общества для педагогических вузов следует считать обеспечение сформированности информационно-коммуникационной компетентности, необходимой для работы в конкретной сфере педагогической деятельности. <...> Теоретические основы формирования информационно-коммуникативной компетентности бакалавров с профильной подготовкой «Начальное образование» в условиях научно-исследовательской работы студентов <...> Ретроспективный анализ становления информационнокоммуникационной компетентности бакалавра педагогики с профильной подготовкой «Начальное образование»......................10 <...> Теоретические аспекты функционирования научноисследовательской работы студентов педагогических вузов..........31 <...> Организация экспериментальной работы по формированию информационно-коммуникационной компетентности бакалавров педагогики с профильной подготовкой «Начальное образование» в условиях научно-исследовательской работы......................................................65 <...> При этом меняется социальный заказ на компетентность в области информационно-коммуникационных (ИК) технологий будущих <...>
Формирование_информационно-коммуникационной_комепетентности_бакалавров_с_профильной_подготовкой_Начальное_образование_(в_процессе_научно-исследовательской_работы).pdf
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Соликамский государственный педагогический институт» И. В. Абрамова ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ С ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (в процессе научно-исследовательской работы) Монография Соликамск СГПИ 2011
Стр.1
Введение Переход к информационному обществу требует от человека умений быстро воспринимать и обрабатывать большие объемы информации на основе владения современными средствами, методами и технологиями работы с ней, поэтому сегодня недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать сведения и данные, необходимо научиться таким приемам манипуляции с ними, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания, что свидетельствует об определенном уровне культуры человека в обращении с информацией. Процесс информатизации современного общества основывается на внедрении мультимедийных технологий, методов и средств информатики во все сферы человеческой деятельности. Максимальной результативности в профессиональной деятельности при развитии данного процесса можно достичь при условии грамотного использования компьютерной техники и при сформированности нового информационного мышления. Таким образом, уровень развития государства непосредственно связан с проникновением информационных технологий во все сферы жизни. При этом меняется социальный заказ на компетентность в области информационно-коммуникационных (ИК) технологий будущих специалистов любой сферы деятельности, что, в свою очередь, ведет к информатизации образования как основе развития интеллектуального потенциала страны. Квалифицированный специалист в любой области сегодня должен уметь рационально, грамотно и полезно распоряжаться поступающей информацией. В соответствии с этим обучение студентов современным основам работы с информацией позволит им легче ориентироваться в жизни общества, максимально использовать свой потенциал и найти достойное место в профессиональной сфере. Происходящие в обществе изменения, связанные с информатизацией, существенно влияют на систему образования, что вызывает необходимость проектировать и выстраивать новую практику образования, соответствующую потребностям общественного развития. 4 Социальным заказом информационного общества для педагогических вузов следует считать обеспечение сформированности ИК компетентности, необходимой для работы в конкретной сфере педагогической деятельности. Причем, наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления, особое внимание должно быть уделено компьютерным мультимедийным технологиям как базовым составляющим будущей сферы педагогической деятельности. Качество обучения при этом определяется степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач определенной сферы деятельности. Необходимость применения ИК технологий педагогами в целом и учителями начальной школы в частности определяется реализуемыми в последние годы национальными программами, к числу которых относятся: – программа создания в России единой информационной образовательной среды (ЕИОС) (2001 – 2005 гг.) [11]; – программа Министерства науки и образования и Национального фонда подготовки кадров «Информатизации системы образования (ИСО)» (2004 – 2010 гг.) [9]; – приоритетный национальный проект «Образование» [7]. Переход к реализации названных программ требует целенаправленной работы по изменению системы обучения, а именно: – создания теоретически обоснованной модели подготовки студентов педагогического вуза – будущих бакалавров педагогики с профильной подготовкой «Начальное образование» со сформированными компонентами ИК компетентности; – изменения направленности обучения: от деятельности учителя к использованию конкретной ИК технологии; – аккумулирования и адаптации существующего международного и российского опыта подготовки будущих и действующих учителей в области ИК технологий (ИКТ); – использования компьютера в подготовке учителей в области ИКТ и в качестве средства обучения, и в качестве объекта изучения. Проблемам подготовки учителей в области информатики и информационных технологий уделяется большое внимание в 5
Стр.3
педагогических исследованиях. Так, психолого-педагогические аспекты образования в условиях процесса информатизации рассматривались в исследованиях Г. А. Балла [32], П. Я. Гальперина [53, 54], Б. С. Гершунского [55], Е. И. Машбица [114], Н. Ф. Талызиной [165] и др. Дидактико-методические аспекты формирования ИК-компетентности нашли свое отражение в работах А. П. Белиц-Геймана [34], С. А. Бешенкова [38], А. П. Ершова [68], М. П. Лапчика [100 – 104], C. И. Михаэлиса [123], И. В. Роберт [153], Э. В. Тановой [166], Е. К. Хеннера [181, 182] и др. Это объясняется тем, что сегодня учителя школы в подавляющем большинстве не владеют умениями, необходимыми для использования информационных и телекоммуникационных технологий в жизни и профессиональной деятельности. Имеется также недостаток методических изданий по использованию ИК технологий в учебно-педагогическом процессе начальной школы. Следовательно, одним из актуальных направлений профессиональной подготовки будущих учителей является формирование умений самостоятельно ориентироваться в многообразии программных и мультимедийных средств, отбирать наиболее удобные из них, отвечающие психолого-педагогическим условиям подготовки младших школьников, а также создавать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые в учебном процессе в начальной школе. Кроме того, учитель должен не только активно использовать информационные и коммуникационные технологии для совершенствования процесса обучения, но и способствовать формированию у учащихся умения использовать компьютер для решения различных учебных задач. Учитель начальной школы, профессионально владеющий ИК технологиями, может активно способствовать решению задач, определяемых целями модернизации и совершенствования образования: – реализовать межпредметные связи различных видов; – обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы с использованием ИКТ; – включить учебно-познавательную деятельность с использованием ИКТ во внеучебные занятия и др. 6 В то же время развитие науки и наукоемких технологий в России является одной из приоритетных задач государства, в соответствии с этим правильно организованная научно-исследовательская работа студентов (НИРС) в вузах призвана формировать их творческий потенциал и развивать способность научно обосновывать и правильно разрешать проблемы, возникающие в практической деятельности специалиста. Научная деятельность студентов организуется и поддерживается на федеральном, региональном и местном уровнях, что способствует развитию различных путей, форм и методов ее реализации. Важность и необходимость исследовательской деятельности как студентов, так и педагогов были изучены учеными с разных точек зрения: – аспекты развития исследовательской деятельности педагогов предложены М. С. Бугриным [43], Б. С. Гершунским [55], В. И. Загвязинским [71], З. Колычевой [88], В. В. Краевским [93, 95], В. И. Кузнецовым [96], А. Нырковым [133] и др.; – с психологической точки зрения данная проблема изучалась Б. Г. Ананьевым [24], Л. С. Выготским [50, 51], П. Я. Гальпериным [53, 54], И. П. Калошиной [81], Б. О. Кедровой [86], А. Н. Леонтьевым [107], И. А. Мироненко [120], Л. М. Митиной [121], В. Г. Нестеровым [129], М. И. Скаткиным [158] и др.; – о необходимости управления научно-исследовательской деятельностью педагогов писали В. И. Кузнецов [96], В. А. Сластенин [159], Н. Соловьева [160], М. М. Поташнин [173] и др. Исследования названных ученых и их последователей внесли значимый вклад в теоретическое, практическое и методическое внедрение научно-исследовательской работы студентов в учебный процесс высшей школы. Но, с другой стороны, практика показала, что модернизация системы высшего образования требует более детальной проработки элементов, связанных с организацией и реализацией научно-исследовательской работы будущих учителей начальной школы, ориентирования этой работы в том числе и на формирование компонентов ИК компетентности. Начиная с сентября 2009 года система высшего образования России переходит на двухуровневое образование: бакалавриат и 7
Стр.4
магистратуру. Анализ требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Педагогика» [1] показал, что бакалаврам данного направления с профильной подготовкой «Начальное образование» в федеральном компоненте предлагается лишь две дисциплины, связанные с информационными и информационнокоммуникационными технологиями: «Математика и информатика» в объеме 100 часов и «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» в том же объеме. В профильном блоке подготовки бакалавров также лишь в двух дисциплинах предусмотрена реализация компонентов информатики: это «Психологопедагогические теории и технологии начального образования» (из 18 частей содержания лишь в одной реализован названный компонент) и «Теоретические основы и технологии начального математического образования», из 7 частей содержания которых, также лишь одна содержит информационный компонент. При таком подходе к реализации процесса формирования ИК компетентности развитие получают общие (универсальные, ключевые) и базовые общепрофессиональные (по классификации В. И. Байденко [31]). Компетенции этого явно недостаточно для формирования профессионально профилированной ИК компетентности, так как бакалавр педагогики с профильной подготовкой «Начальное образование» должен уметь не только использовать ИК технологии в преподавании основных предметов начальной школы, но и применять их во всем образовательном процессе начальной школы. Решению этой научной задачи может способствовать реализация межпредметных связей информационной и предметной подготовки бакалавров. Такие ученые, как Ю. К. Бабанский [29], Л. Д. Деулина [64], В. И. Журавлев [70], И. Я. Лернер [108], Э.Д. Новожилов [131] и др., уделяли большое внимание межпредметным связям разных циклов учебных предметов, которые рассматривались учеными как средство формирования профессионализма и как методология целостности педагогического процесса. Такому подходу в решении проблемы формирования ИК компетентности соответствует метод, при котором с опорой на на8 9 учные разработки предшественников предложен, обоснован и внедрен дополнительный процесс в рамках профильной подготовки бакалавров. Задача этого процесса – воспитание бакалавров педагогики с профильной подготовкой «Начальное образование» со сформированной ИК компетентностью. В этом случае организация научно-исследовательской работы студентов выступает как средство обеспечения требований к современному бакалавру, дает возможность современному учителю начальной школы обновлять содержание и методы обучения в условиях информатизации образования, приобщать учеников к опытно-исследовательской деятельности, самостоятельно заниматься научной работой с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ