Введение
Переход к информационному обществу требует от человека
умений быстро воспринимать и обрабатывать большие объемы
информации на основе владения современными средствами, методами
и технологиями работы с ней, поэтому сегодня недостаточно
уметь самостоятельно осваивать и накапливать сведения
и данные, необходимо научиться таким приемам манипуляции с
ними, когда решения подготавливаются и принимаются на основе
коллективного знания, что свидетельствует об определенном
уровне культуры человека в обращении с информацией.
Процесс информатизации современного общества основывается
на внедрении мультимедийных технологий, методов и средств
информатики во все сферы человеческой деятельности. Максимальной
результативности в профессиональной деятельности при
развитии данного процесса можно достичь при условии грамотного
использования компьютерной техники и при сформированности
нового информационного мышления.
Таким образом, уровень развития государства непосредственно
связан с проникновением информационных технологий во все
сферы жизни. При этом меняется социальный заказ на компетентность
в области информационно-коммуникационных (ИК) технологий
будущих специалистов любой сферы деятельности, что,
в свою очередь, ведет к информатизации образования как основе
развития интеллектуального потенциала страны. Квалифицированный
специалист в любой области сегодня должен уметь рационально,
грамотно и полезно распоряжаться поступающей информацией.
В соответствии с этим обучение студентов современным
основам работы с информацией позволит им легче ориентироваться
в жизни общества, максимально использовать свой потенциал
и найти достойное место в профессиональной сфере.
Происходящие в обществе изменения, связанные с информатизацией,
существенно влияют на систему образования, что вызывает
необходимость проектировать и выстраивать новую практику
образования, соответствующую потребностям общественного
развития.
4
Социальным заказом информационного общества для педагогических
вузов следует считать обеспечение сформированности
ИК компетентности, необходимой для работы в конкретной сфере
педагогической деятельности. Причем, наряду с изучением теоретических
дисциплин информационного направления, особое
внимание должно быть уделено компьютерным мультимедийным
технологиям как базовым составляющим будущей сферы педагогической
деятельности. Качество обучения при этом определяется
степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде
базовых информационных технологий при решении типовых задач
определенной сферы деятельности.
Необходимость применения ИК технологий педагогами в
целом и учителями начальной школы в частности определяется
реализуемыми в последние годы национальными программами, к
числу которых относятся:
– программа создания в России единой информационной образовательной
среды (ЕИОС) (2001 – 2005 гг.) [11];
– программа Министерства науки и образования и Национального
фонда подготовки кадров «Информатизации системы образования
(ИСО)» (2004 – 2010 гг.) [9];
– приоритетный национальный проект «Образование» [7].
Переход к реализации названных программ требует целенаправленной
работы по изменению системы обучения, а именно:
– создания теоретически обоснованной модели подготовки студентов
педагогического вуза – будущих бакалавров педагогики с
профильной подготовкой «Начальное образование» со сформированными
компонентами ИК компетентности;
– изменения направленности обучения: от деятельности учителя
к использованию конкретной ИК технологии;
– аккумулирования и адаптации существующего международного
и российского опыта подготовки будущих и действующих
учителей в области ИК технологий (ИКТ);
– использования компьютера в подготовке учителей в области
ИКТ и в качестве средства обучения, и в качестве объекта
изучения.
Проблемам подготовки учителей в области информатики и
информационных технологий уделяется большое внимание в
5
Стр.3
педагогических исследованиях. Так, психолого-педагогические
аспекты образования в условиях процесса информатизации рассматривались
в исследованиях Г. А. Балла [32], П. Я. Гальперина
[53, 54], Б. С. Гершунского [55], Е. И. Машбица [114], Н. Ф. Талызиной
[165] и др. Дидактико-методические аспекты формирования
ИК-компетентности нашли свое отражение в работах А. П.
Белиц-Геймана [34], С. А. Бешенкова [38], А. П. Ершова [68], М. П.
Лапчика [100 – 104], C. И. Михаэлиса [123], И. В. Роберт [153], Э.
В. Тановой [166], Е. К. Хеннера [181, 182] и др.
Это объясняется тем, что сегодня учителя школы в подавляющем
большинстве не владеют умениями, необходимыми для использования
информационных и телекоммуникационных технологий
в жизни и профессиональной деятельности. Имеется также
недостаток методических изданий по использованию ИК технологий
в учебно-педагогическом процессе начальной школы. Следовательно,
одним из актуальных направлений профессиональной
подготовки будущих учителей является формирование умений
самостоятельно ориентироваться в многообразии программных
и мультимедийных средств, отбирать наиболее удобные из них,
отвечающие психолого-педагогическим условиям подготовки
младших школьников, а также создавать цифровые образовательные
ресурсы (ЦОР), необходимые в учебном процессе в начальной
школе. Кроме того, учитель должен не только активно
использовать информационные и коммуникационные технологии
для совершенствования процесса обучения, но и способствовать
формированию у учащихся умения использовать компьютер для
решения различных учебных задач.
Учитель начальной школы, профессионально владеющий ИК технологиями,
может активно способствовать решению задач, определяемых
целями модернизации и совершенствования образования:
– реализовать межпредметные связи различных видов;
– обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской
частью учебной работы школьников, между совместной и
индивидуальной формами работы с использованием ИКТ;
– включить учебно-познавательную деятельность с использованием
ИКТ во внеучебные занятия и др.
6
В то же время развитие науки и наукоемких технологий в России
является одной из приоритетных задач государства, в соответствии
с этим правильно организованная научно-исследовательская
работа студентов (НИРС) в вузах призвана формировать их творческий
потенциал и развивать способность научно обосновывать
и правильно разрешать проблемы, возникающие в практической
деятельности специалиста. Научная деятельность студентов организуется
и поддерживается на федеральном, региональном и
местном уровнях, что способствует развитию различных путей,
форм и методов ее реализации.
Важность и необходимость исследовательской деятельности
как студентов, так и педагогов были изучены учеными с разных
точек зрения:
– аспекты развития исследовательской деятельности педагогов
предложены М. С. Бугриным [43], Б. С. Гершунским [55], В. И. Загвязинским
[71], З. Колычевой [88], В. В. Краевским [93, 95], В. И.
Кузнецовым [96], А. Нырковым [133] и др.;
– с психологической точки зрения данная проблема изучалась
Б. Г. Ананьевым [24], Л. С. Выготским [50, 51], П. Я. Гальпериным
[53, 54], И. П. Калошиной [81], Б. О. Кедровой [86], А. Н. Леонтьевым
[107], И. А. Мироненко [120], Л. М. Митиной [121], В. Г. Нестеровым
[129], М. И. Скаткиным [158] и др.;
– о необходимости управления научно-исследовательской деятельностью
педагогов писали В. И. Кузнецов [96], В. А. Сластенин
[159], Н. Соловьева [160], М. М. Поташнин [173] и др.
Исследования названных ученых и их последователей внесли
значимый вклад в теоретическое, практическое и методическое
внедрение научно-исследовательской работы студентов в учебный
процесс высшей школы. Но, с другой стороны, практика показала,
что модернизация системы высшего образования требует
более детальной проработки элементов, связанных с организацией
и реализацией научно-исследовательской работы будущих
учителей начальной школы, ориентирования этой работы в том
числе и на формирование компонентов ИК компетентности.
Начиная с сентября 2009 года система высшего образования
России переходит на двухуровневое образование: бакалавриат и
7
Стр.4
магистратуру. Анализ требований к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению «Педагогика» [1] показал, что бакалаврам
данного направления с профильной подготовкой «Начальное
образование» в федеральном компоненте предлагается лишь две
дисциплины, связанные с информационными и информационнокоммуникационными
технологиями: «Математика и информатика»
в объеме 100 часов и «Информационные и коммуникационные
технологии в образовании» в том же объеме. В профильном блоке
подготовки бакалавров также лишь в двух дисциплинах предусмотрена
реализация компонентов информатики: это «Психологопедагогические
теории и технологии начального образования» (из
18 частей содержания лишь в одной реализован названный компонент)
и «Теоретические основы и технологии начального математического
образования», из 7 частей содержания которых, также
лишь одна содержит информационный компонент.
При таком подходе к реализации процесса формирования ИК
компетентности развитие получают общие (универсальные, ключевые)
и базовые общепрофессиональные (по классификации В.
И. Байденко [31]). Компетенции этого явно недостаточно для формирования
профессионально профилированной ИК компетентности,
так как бакалавр педагогики с профильной подготовкой
«Начальное образование» должен уметь не только использовать
ИК технологии в преподавании основных предметов начальной
школы, но и применять их во всем образовательном процессе начальной
школы.
Решению этой научной задачи может способствовать реализация
межпредметных связей информационной и предметной подготовки
бакалавров. Такие ученые, как Ю. К. Бабанский [29], Л. Д. Деулина
[64], В. И. Журавлев [70], И. Я. Лернер [108], Э.Д. Новожилов [131]
и др., уделяли большое внимание межпредметным связям разных
циклов учебных предметов, которые рассматривались учеными
как средство формирования профессионализма и как методология
целостности педагогического процесса.
Такому подходу в решении проблемы формирования ИК компетентности
соответствует метод, при котором с опорой на на8
9
учные
разработки предшественников предложен, обоснован и
внедрен дополнительный процесс в рамках профильной подготовки
бакалавров. Задача этого процесса – воспитание бакалавров
педагогики с профильной подготовкой «Начальное образование»
со сформированной ИК компетентностью. В этом случае организация
научно-исследовательской работы студентов выступает как
средство обеспечения требований к современному бакалавру, дает
возможность современному учителю начальной школы обновлять
содержание и методы обучения в условиях информатизации
образования, приобщать учеников к опытно-исследовательской
деятельности, самостоятельно заниматься научной работой с помощью
информационно-коммуникационных технологий.
Стр.5