Оригинал здесь - http://www.ru1ex.ru/01010281.htm
Алмазов, Борис Николаевич, известный поэт-пародист (1827-76 в Вязьме). <...> Был на юридическом факультете Московского университета, но курса не кончил. <...> Кружок, к которому примкнул А., была
так называемая “молодая редакция“ журнала “Москвитянин“. <...> А. дебютировал в “Москвитянине“, под
псевдонимом Эраста Благонравова, веселыми, остроумными фельетонами. <...> А. был больше эстетик, чем
политик, и к “Москвитянину“ примкнул не столько в силу определенных социально-политических
взглядов, сколько благодаря тесной дружбе с Островским и Ап. <...> Вот почему ему было так
легко, по прекращении “Москвитянина“, перейти в западническую “Библиотеку для чтения“ и
англоманский “Русский Вестник“. <...> Здесь он помещал переводы из разных поэтов, изредка оригинальные
пьесы и критические статьи. <...> С возникновением в самом конце 1850-х годов ряда сатирических журналов, А. становится одним из самых видных деятелей этой литературы. <...> Его тонко-остроумные стихотворные
пародии, большею частью помещенные в “Развлечении“ Федора Миллера , получают большую
популярность. <...> Из произведений А. всего слабее единственная повесть его: “Катенька“. <...> Не представляют
также интереса критические работы А., из которых значительнейшая - статья о Пушкине в сборнике
“Утро“. <...> Основным тезисом критических статей А. был доведенный до крайности принцип “искусства для
искусства“. <...> “Какими частными достоинствами ни блистало бы поэтическое произведение“, говорит он, “но если в нем развивается какая-нибудь философская идея, оно уже лишено свежести и представляет
натяжки в построении“. <...> Стих его
очень легок и гладок, рифма богатая, выражения точны и изящны. <...> Оригинальные стихотворения А. из разряда “серьезных“ очень немногочисленны - счетом около
15 пьес. <...> Здесь он является исключительно “гражданским“ поэтом, бичующим разные несимпатичные его
консервативному образу мыслей стороны общественной жизни 1860-х годов. <...> Зато очень хороши <...>
Алмазов_Б._Н._Биографическая_справка.pdf
Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01010281.htm
Алмазов, Борис Николаевич, известный поэт-пародист (1827-76 в Вязьме). Происходит из старой
дворянской семьи. Был на юридическом факультете Московского университета, но курса не кончил.
Посвятил себя, начиная с 1851 года, литературной деятельности. Кружок, к которому примкнул А., была
так называемая "молодая редакция" журнала "Москвитянин". А. дебютировал в "Москвитянине", под
псевдонимом Эраста Благонравова, веселыми, остроумными фельетонами. А. был больше эстетик, чем
политик, и к "Москвитянину" примкнул не столько в силу определенных социально-политических
взглядов, сколько благодаря тесной дружбе с Островским и Ап. Григорьевым . Вот почему ему было так
легко, по прекращении "Москвитянина", перейти в западническую "Библиотеку для чтения" и
англоманский "Русский Вестник". Здесь он помещал переводы из разных поэтов, изредка оригинальные
пьесы и критические статьи. С возникновением в самом конце 1850-х годов ряда сатирических журналов,
А. становится одним из самых видных деятелей этой литературы. Его тонко-остроумные стихотворные
пародии, большею частью помещенные в "Развлечении" Федора Миллера , получают большую
популярность. Из произведений А. всего слабее единственная повесть его: "Катенька". Не представляют
также интереса критические работы А., из которых значительнейшая - статья о Пушкине в сборнике
"Утро". Основным тезисом критических статей А. был доведенный до крайности принцип "искусства для
искусства". "Какими частными достоинствами ни блистало бы поэтическое произведение", говорит он,
"но если в нем развивается какая-нибудь философская идея, оно уже лишено свежести и представляет
натяжки в построении". Стихотворные произведения А. с внешней стороны безукоризненны. Стих его
очень легок и гладок, рифма богатая, выражения точны и изящны. Вот почему переводы его очень
ценны. Оригинальные стихотворения А. из разряда "серьезных" очень немногочисленны - счетом около
15 пьес. Здесь он является исключительно "гражданским" поэтом, бичующим разные несимпатичные его
консервативному образу мыслей стороны общественной жизни 1860-х годов. Стихотворения эти
растянуты и банальны. Зато очень хороши его пародии, хотя злободневное остроумие многих из них не
может теперь представлять большого интереса. Пародии А. можно разделить на два разряда: "общего"
характера и специально-литературного, где пикантность заключается в том, что фигурируют в
комических положениях современные литераторы. Из последних наиболее интересны: "Похороны
Русской Речи" и "Учено-литературный маскарад". Основное свойство пародий А. - тонкий изящный, но,
вместе с тем, совершенно незлобивый юмор. При всей безукоризненности техники и при всем
бесспорном остроумии, А. только и остается, что забавным пародистом, никогда не возвышавшимся до
сатиры. Сочинения А. собраны в 3 т. (М., 1892). - Ср. Венгеров, "Критико-биографический словарь", т. I.
Стр.1