Э.Н. Осипова
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Поморский государственный университет
имени М.В. Ломоносова <...> Э.Н. Осипова
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Программа и руководство
к самостоятельной работе студентов
Архангельск
Поморский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
2002
2
Печатается по решению
редакционно–издательской комиссии
факультета филологии и журналистики
Поморского государственного
университета имени М.В. Ломоносова
Автор: ОСИПОВА Э.Н., кандидат филологических наук, доцент
кафедры русского языка ПГУ, заслуженный работник высшей школы РФ
Рецензенты:
МОРОЗОВА О.Е., кандидат филологических наук, доцент кафедры
русского языка ПГУ;
ПЕТРОВ А.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русского языка и диалектологии ПГУ
Предлагаемые учебно-методические материалы включают программу
учебного курса «Введение в языкознание», список учебной литературы, перечень его базовых понятий и терминов для составления личной картотеки, раскрывают тематику лекционной части курса, содержат задания (вопросы,
упражнения) для самостоятельной работы к практическим занятиям, к
контрольным итоговым работам, экзаменационные вопросы и задания. <...> Изменение (варьирование) согласных в речевом потоке … … … … … … … …29
Занятие V. <...> Грамматическое значение, способы и средства выражения грамматических значений в языках мира … … … … …38
Занятие IХ. <...> Грамматическая форма и грамматическая категория … … … … … 41
Занятие Х. <...> Задачи учебного курса:
– введение в проблематику науки о языке;
– овладение базовыми понятиями лингвистики и освоение её терминологии с тем, чтобы воспринимать и осмысливать все последующие
дисциплины;
– освоение фактического языкового материала;
– формирование навыков вузовской работы с учебной и научной литературой, словарями, навыков фонетического, морфологического
(грамматического) анализов, сопоставительного анализа родного и
изучаемых иностранных языков. <...> Настоящее пособие <...>
Введение_в_языкознание_программа_и_руководство_к_самостоятельной_работе_студентов._.pdf
Э.Н. Осипова
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Стр.1
Поморский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
Э.Н. Осипова
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Программа и руководство
к самостоятельной работе студентов
Архангельск
Поморский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
2002
2
Стр.2
Печатается по решению
редакционно–издательской комиссии
факультета филологии и журналистики
Поморского государственного
университета имени М.В. Ломоносова
Автор: ОСИПОВА Э.Н., кандидат филологических наук, доцент
кафедры русского языка ПГУ, заслуженный работник высшей школы РФ
Рецензенты:
МОРОЗОВА О.Е., кандидат филологических наук, доцент кафедры
русского языка ПГУ;
ПЕТРОВ А.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры истории
русского языка и диалектологии ПГУ
Предлагаемые учебно-методические материалы включают программу
учебного курса «Введение в языкознание», список учебной литературы, перечень
его базовых понятий и терминов для составления личной картотеки, раскрывают
тематику лекционной части курса, содержат задания (вопросы,
упражнения) для самостоятельной работы к практическим занятиям, к
контрольным итоговым работам, экзаменационные вопросы и задания.
Предназначаются для студентов І курса филологического и гуманитарного
факультетов.
© Поморский государственный
университет имени М.В. Ломоносова, 2002
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Программа курса «Введение в языкознание» … … … … … … … 4
Лекционная часть курса … … … … … … … … … … … … … … 5
Учебная литература … … … … … … … … … … … … … … … 14
Основные понятия и термины курса … … … … … … … … … 15
Практические занятия … … … … … … … … … … … … … … 19
Занятие I. Лингвистическая карта мира. Генеалогическая
классификация языков мира … … … … … … … … … … … … … 19
Занятие II. Акустико-артикуляционные свойства звука. Устройство
речевого аппарата … … … … … … … … … … … … 23
Занятие III. Гласные фонемы, их классификация.
Изменение (варьирование) гласных в потоке речи.
Фонетическая транскрипция … … … … … … … … … … … … … 27
Занятие IV. Согласные фонемы, их классификация. Изменение (варьирование)
согласных в речевом потоке … … … … … … … …29
Занятие V. Позиционные и комбинаторные
изменения звуков. Чередование фонем … … … … … … … … … 31
Занятие VI. Контрольная работа по фонетике (итоговая) … … 33
Занятие VII. Язык и письмо. Типы письма … … … … … … … 35
Занятие VIII. Грамматическое значение, способы и средства выражения
грамматических значений в языках мира … … … … …38
Занятие IХ. Морфемная структура слова.
Грамматическая форма и грамматическая категория … … … … … 41
Занятие Х. Обобщающе-проверочная работа по грамматике … 43
Приложение. Таблицы-схемы по грамматике … … … … … … 45
Вопросы и практические задания к экзамену
по курсу «Введение в языкознание» … … … … … … … … … … 47
4
Стр.4