УДК 378.147.335(075)
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЭКСКУРСИЙ
(педагогический аспект)
Мишечкина В. В. <...> ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», г. Орел, Россия
В истории педагогики и практике обучения известны самые
разнообразные формы организации обучения. <...> Каждый новый исторический этап в развитии
общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. <...> Учеными были выделены следующие основания для классификации форм
организации обучения: количество и состав обучающихся, место учебы,
продолжительность работы. <...> Исходя из вышеперечисленного формы обучения
делятся на индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные,
классные и внеклассные, школьные и внешкольные. <...> К
сопутствующим
формам
обучения
относят
экскурсии,
исследовательские группы, лаборатории, экспедиции, кружки, клубы,
олимпиады, конкурсы, выставки, секции и др. <...> Как форма организации обучения экскурсия объединяет учебный процесс
с реальной жизнью и обеспечивает через непосредственное наблюдение
знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. <...> Экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:
- реализует принцип наглядности обучения;
- повышает научность обучения и укрепляет его связь с жизнью, с
практикой;
- расширяет технологический кругозор, предоставляет возможность
наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных
знаний в жизни и на производстве;
348
Туризм и краеведение: проблемы и перспективы
- играет значительную роль в профориентационной работе. <...> В методике проведения учебных экскурсий выделяются три блока: <...> б) выход/выезд учащихся к изучаемым объектам, усвоение и закрепление
учебного материала; <...> Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки. <...> В
подготовку входит изучение преподавателем объекта экскурсии, место ее
проведения, определение цели, задач и содержания экскурсии, доведение их до
студентов, продумывание методики показа и рассказа, способов вовлечения <...>
Подготовка_и_проведение_учебных_экскурсий.pdf
УДК 378.147.335(075)
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЭКСКУРСИЙ
(педагогический аспект)
Мишечкина В. В.
ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», г. Орел, Россия
В истории педагогики и практике обучения известны самые
разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие,
совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с
потребностями общества. Каждый новый исторический этап в развитии
общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. Был
накоплен значительный эмпирический материал в этой области, и возникла
необходимость систематизации наиболее разнообразных форм организации
обучения и вычленения наиболее эффективных.
Учеными были выделены следующие основания для классификации форм
организации обучения: количество и состав обучающихся, место учебы,
продолжительность работы. Исходя из вышеперечисленного формы обучения
делятся на индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные,
классные и внеклассные, школьные и внешкольные. Такой подход к
классификации форм организации обучения позволяет упорядочить их
разнообразие. Однако эта классификация признана не всеми.
К сопутствующим
формам обучения
относят
исследовательские группы, лаборатории, экспедиции, кружки, клубы,
олимпиады, конкурсы, выставки, секции и др.
Как форма организации обучения экскурсия объединяет учебный процесс
с реальной жизнью и обеспечивает через непосредственное наблюдение
знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении.
Экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:
- реализует принцип наглядности обучения;
- повышает научность обучения и укрепляет его связь с жизнью, с
практикой;
- расширяет технологический кругозор, предоставляет возможность
наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных
знаний в жизни и на производстве;
348
экскурсии,
Стр.1