Желающие могли писать сочине#
ние по заданному началу, определяющему характер текста –
поэтический: «Люблю, осенние деревья…» – или прозаиче#
ский: «Нет ничего прелестней той осенней поры…» (начало
рассказа Ю. <...> Но кажется, будто солнце выглянуло изза обложных
облаков, на миг просияло и скрылось, оставив свет на лис
тьях берез, и теперь они светят земле. <...> Их свет озаряет
солнечными красками поле и лес, этим светом всё объеди
няется: перекликаются вода и небо, лес и поле, величест
венные берёзы. <...> В ней получают развитие выра#
зительные средства, усиливающие музыкальность, воз#
8
действующий характер текста, создающие эффект загадоч#
ности, таинственности, недоговорённости, «трагической не#
разрешённости или неразрешимости, заключённый в сю#
жете, ритмике и образном строе» (2, с. <...> Значит, первая строфа текста – это своеобразная эксC
9
позиция (или зачин), где представлена ситуация – гадание
«в крещенский вечерок». <...> Начало
гадания обозначено словом вот (четвертая строфа): «Вот в
светлице стол накрыт…» – начинается развитие действия;
эта часть композиции основная, в ней развёртывается
рассказ о таинственном путешествии героини и о загадоч#
ных событиях, связанных с женихом. <...> Далее наблюдается движе#
ние повествования к развязке – появлению жениха и радост#
ному завершению истории героини ( восемнадцатая строфа). <...> Пронаблюдаем, какая форма лежит в основе соотношения
второй и третьей строф. <...> Завязка строится на диалоге: подруги приглашают
Светлану петь – участвовать в гаданье; третья строфа пред#
ставляет собой реплику Светланы:
«Как могу, подружки, петь? <...> Чувства героини находятся на первом плане: они назва#
ны непосредственно («тайная робость», «Робость в ней вол#
нует грудь, / Страшно ей назад взглянуть, / Страх туманит
очи…», «Занялся от страха дух»). <...> Меняются и чувства героини: сначала
«Сердце вещее дрожит; / Робко дева говорит», затем – «Пу#
ще девица дрожит». <...> Пронаблюдаем, чему слуC
жит здесь приём контраста <...>
Анализ_художественного_текста_и_творческие_работы_в_школе._9_класс._.pdf
Т. С. Петрова
Анализ
художественного текста
и творческие работы
в школе
9 класс
Учебное пособие
Московский Лицей
Москва, 2010
Стр.1
УДК
ББК
П
Петрова Т. С.
Анализ художественного текста и творческие работы в
школе. 9 класс. Учебное пособие. – 376 с.
ISBN
В пособии предлагаются различные формы анализа
художественного текста в 9м классе средней школы.
Цель пособия научить воспринимать текст как
художественный и создавать собственные связные тексты.
Материалы отражают опыт работы по
"Экспериментальной программе комплексного преподавания
дисциплин гуманитарного профиля для 511 классов
общеобразовательной школы" и могут быть полезны всем, кто
имеет отношение к преподаванию словесности в школе,
гимназии, лицее: учителям, студентам, аспирантам, а также
преподавателям вузов филологам и методистам.
Стр.2