Несостоявшаяся встреча
Летом я отдыхала в деревне у бабушки. <...> Шел дурак лесом и увидел, как
иволги летят под небесами, летят желтые веселые птицы и пересвистываются,
зазывают гостей. <...> Дурак ударил по ним из обоих стволов – и полетел золотой
пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. <...> И полетел золотой пух на землю,
упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. <...> Прежде всего, это сказочные образы: дурак, веселые птицы, которые представлены как волшебные, необычные: «Летят желтые веселые
птицы и пересвистываются, зазывают гостей». <...> Волшебным, чудесным
выглядит и преображение леса, на который попадают после выстрела дурака птичьи перья («золотой пух») и кровь: «И полетел золотой пух на
землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. <...> Здесь характерна передача цвета через метафорический эпитет, который придает образу сказочность: золотой пух, а затем – через глагольное слово, чтобы подчеркнуть динамику происходящего: покраснели. <...> Причина гибели листьев, земной красоты, разлада человека с природой («И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека») –
необдуманные действия человека, названного, как в сказке, - дурак. <...> .
Своеобразная ритмизация, мелодичность создается за счет рядов
однородных членов, различных повторов: «Как иволги летят под небесами, летят желтые веселые птицы и пересвистываются, зазывают гостей»;
6
«Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и
зимы». <...> Особым образом выглядит соотнесенность предложений в зеркальном расположении членов (так называемый хиазм): «Как иволги летят под небесами, летят желтые веселые птицы»; «Дурак ударил по ним
из обоих стволов – и полетел золотой пух». <...> Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с
близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее
мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком
прыгнул раза два <...>
Анализ_художественного_текста_и_творческие_работы_в_школе._6_класс._.pdf
Т.С. Петрова
Анализ художественного текста
и творческие работы в школе
Материалы для учителя
Московский Лицей, 2001
Стр.1