Н. А. Макарова
(Орёл)
Функции символики и лейтмотивики в художественном произведении
(на примере романов и повестей Т. <...> Символ у писателя - это знак, наделён
ный неисчерпаемой многозначностью образа; вместе с тем, категория симво
ла указывает на выход образа за собственные пределы; в символе слиты
предметный образ и глубинный смысл. <...> В «Моём детстве» и «Эффи Брист» сад и
площадка перед домом в Гоген-Креммене становятся символами безоблач
ной поры - детства, не омрачённого горестями и печалями «большого мира»;
чужой и непонятный, он пока ещё находится где-то далеко - за порогом, за
калиткой, за оградой. <...> Неповторимая поэтическая атмосфера в романах Фонтане не в по
следнюю очередь создаётся за счёт описания сада или парка, окружающего
поместье или загородную гостиницу («Ханкелев склад» в «Путяхперепутьях», усадьбы в «Эффи Брист» и «Штехлине»). <...> . Размышляя об этих составляю
щих литературного произведения, Т. <...> Детали пейзажа, интерьера, копия картины, песня, ЦИТРТЫ из классиков не-
100
мецкой и мировой литературы приобретают в прозе Т. <...> В одном из ранних опытов создания «берлинского романа» - в
«Грешнице» - название известной картины Тинторетто («L Adultera») по
вторено на титульном листе как заглавие произведения. <...> Копия этого полотна,
подаренная ван дер Страатеном жене с унижающим её достоинство намёком
на возможную супружескую неверность, становится для Мелани поводом не
только для самых горьких размышлений о собственной не лучшим образом
сложившейся семейной жизни, но и для свершения решительного шага - раз
рыва с мужем — пошлым, самодовольным и невежественным нуворишем. <...> Эта звучащая не
сколько раз фраза-лейтмотив становится своего рода итоговой оценкой явно
изживших себя форм жизни, неумного апломба, непомерно завышенной са
мооценки многих представителей оскудевшего дворянства, утратившего бы
лое значение в общественной жизни, но продолжающего <...>
Функция_символики_и_лейтмотивики_в_художествнном_произведнии_(на_примере_романов_и_повестей_Т._Фонтане_80-90_годов_XIX_века).pdf
99
Н. А. Макарова
(Орёл)
Функции символики и лейтмотивики в художественном произведении
(на примере романов и повестей Т. Фонтане 80 - 90-х годов XIX века)
Символика и лейтмотивика - обязательные компоненты художественной
ткани произведений Т. Фонтане. Символ у писателя - это знак, наделённый
неисчерпаемой многозначностью образа; вместе с тем, категория символа
указывает на выход образа за собственные пределы; в символе слиты
предметный образ и глубинный смысл.
В «Моём детстве» (подзаголовок: «Автобиографический роман»,
1894) даётся своего рода итоговая картина дома, двора и сада, описания которых
встречаются почти в каждом предшествующем произведении Т. Фонтане.
В повествовании о детстве особый акцент сделан на поэтическом образе
Дома, Сада и Двора, с которыми связаны наиболее светлые и радостные
воспоминания маститого писателя, сумевшего передать тёплую «атмосферу
семьи», дружественно- доброжелательный «дух дома» (1,101-105, 108-110).
Знакомство будущего писателя с «большим миром» начинается с сада,
обнесённого оградой, изолированного от чужой, непонятной жизни, текущей
за его пределами.
Д.С. Лихачёв, анализируя эту поэтическую категорию, отметил: «первоначальный
рай окружён оградой, за которую Бог изгнал Адама и Еву после
их грехопадения. Поэтому главная «значимая» особенность райского сада -
его ограждённость; о саде чаще всего говорится «hortus conslusus» («сад ограждённый»)»
(2,478). Структура пространства у Т. Фонтане стала одним из
важнейших выразительных средств. В «Моём детстве» и «Эффи Брист» сад и
площадка перед домом в Гоген-Креммене становятся символами безоблачной
поры - детства, не омрачённого горестями и печалями «большого мира»;
чужой и непонятный, он пока ещё находится где-то далеко - за порогом, за
калиткой, за оградой. Радушие, гостеприимство, благожелательность «домашнего»
пространства в этих поздних произведениях Т. Фонтане явно противопоставляются
«чужому», «внешнему» пространству.
Неповторимая поэтическая атмосфера в романах Фонтане не в последнюю
очередь создаётся за счёт описания сада или парка, окружающего
поместье или загородную гостиницу («Ханкелев склад» в «Путяхперепутьях»,
усадьбы в «Эффи Брист» и «Штехлине»). Пейзажные описания
призваны подчеркнуть душевное состояние героев, ярче выявить их эмоции
(радость, печаль, смятение, горе, гнев и т.д.). Размышляя об этих составляющих
литературного произведения, Т. Фонтане вывел для себя непреложное
правило: картина природы лишь тогда «впишется» в текст, если конечной
задачей автора станет «подготовка настроения или усиление его» (3, 211).
Детали пейзажа, интерьера, копия картины, песня, ЦИТРТЫ из классиков не
Стр.1