М3/26(570)2€09 (июль-сентябрь) Образование и кадры
УДК 371.014.3
Г.В. БУКАЛОВА, А.Н. НОВИКОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ
КАТЕГОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Авторы обращаются к проблеме оптимизации дидактической системы образовательного
процесса, направленного на формирование профессиональной компетентности выпускника
вуза технического профиля.
Ключевые слова: компетентностная модель; мотивационная сфера; интегративность
систем; профессиогенный подход; акмеологический подход.
The authors touch the problem of didactic system optimization in a learning process directed to
the formation ofprofessional competence in a graduate student of a technical college.
Key words: competence model, motivation situation, integrity of systems, professiogenic and
acme-logical approaches.
Эффективность инженерного труда в большой степени определяется уровнем сформированное™
профессиональной компетентности в период обучения в вузе. Профессиональную
компетентность выпускника вуза отражают освоенные им профессиональные знания,
умения, навыки, профессионально важные качества личности, профессиональные способности,
профессиональное мышлением, профессиональное сознание, понимание принципов
профессиональной этики [1].
Формирование профессионализма имеет сходные основы для различных видов профессиональной
деятельности. Однако любая конкретная профессиональная деятельность обладает
своими особенностями. Компетентностная модель выпускника вуза и предназначена
для представления особенностей той производственной сферы, для которой ведется подготовка
специалистов. Поэтому компетентностная модель, отражающая профессиональные
функции инженера конкретной области производства, может рассматриваться в качестве
ориентира для педагогического управления процессом формирования профессиональной
компетентности.
Основой формирования профессиональной компетентности, как результата образования
выступают психические процессы, такие как речевые, сенсорные, мыслительные, мотивы,
психические состояния [2]. В связи с этим можно отметить две «грани» профессиональной
компетентности, как явления, принадлежащего и производственной, и образовательной
сферам. С одной стороны, профессиональная компетентность определяет продуктивность
производственной деятельности инженера. С другой стороны, это - результат учебной деятельности
студента, новообразование в структуре его личности, своего рода - инновация.
При чем инноватором выступает сам студент как субъект учебной деятельности. Понимание
и принятие этого факта студентом - одно из условий эффективности процесса формирования
профессиональной компетентности в условиях образовательного процесса вуза. Следовательно,
необходимым условием эффективности образовательного процесса предстает постоянное
стремление обучающегося к освоению профессиональной деятельности, соответствующих
ей знаний, навыков и способностей. Таким образом, в организации образовательного
процесса приоритетным признается «стимулирование мотивационной сферы (ценностные
ориентации, цели, мотивы, установки, определяющие направленность личности)» [3 , с. 13].
Представляя профессиональную компетентность как дидактическую категорию,
можно выделить следующий комплекс образовательных стратегий ее формирования. Вопервых,
- это создание образовательной среды для освоения соответствующего объема профессиональных
знаний. Во-вторых, - обеспечение освоения алгоритмов жестко формализуемых
профессиональных действий. В-третьих, - освоение широкого спектра мягко формализуемых
(возможных для варьирования) профессиональных действий. В-четвертых, - это готовность
к аналитическому восприятию промежуточных и окончательных результатов учеб104
Мир
транспорта и технологических машин
Стр.1