Московский государственный университет
культуры и искусств
Кафедра мультимедийных технологий
и информационных систем:
приоритеты и точки роста
Москва, 2008
3
Стр.1
Оглавление
Оглавление …………………………………………………………..4
Гл.1. Концепция развития кафедры. Ориентиры культурной политики
в эпоху электронной цивилизации ……………………............6
Гл.2. Специализация «Мультимедиа и Веб-технологии
(в менеджменте)»: поиски и возможности …………………………9
Гл. 3. Учебные программы кафедры в образовательном поле информационного
общества…………………………………………….12
Математические и общие естественно-научные дисциплины (федеральный компонент)
Математика ……………………………………………………………………12
Информатика: для студентов вузов культуры ………………………………19
Информатика и программирование ………………………………………….32
Общие профессиональные дисциплины (федеральный компонент)
Информационные системы ……………………………………………………….40
Высокоуровневые методы информатики и программирования ………………..45
Национально-региональный компонент (вузовский компонент)
Мультимедийные технологии……………………………………………………..47
Информационное право …………………………………………………………...57
Интернет ресурсы и услуги ……………………………………………………….65
Поисковые системы Интернета……………………………………………………80
Информационные ресурсы России ……………………………………………….88
Социология виртуального пространства …………………………………………92
Специальные дисциплины (федеральный компонент)
Проектирование информационных систем ………………………………………95
Интеллектуальные информационные системы ………………………………….98
Дисциплины специализации «Мультимедиа и Web-технологии»
Бизнес графика …………………………………………………………………..112
Основы компьютерной анимации…………………………………..…………...117
Технологии бизнес презентации ……………………………………...…………122
Компьютерный видеомонтаж …………………………………………………...126
Flash-технологии…………………………. ………………………………………136
DVD-мастеринг …………………………………………………………………..138
Web-мастеринг, Технологии корпоративных сайтов …………………………..148
Режиссура мультимедиа ………………………………………………...………..152
Видеодизайн и композитинг в приложении Adobe After Effects ……………..157
Дисциплины и курсы по выбору
Реклама в Интернете ……………………………………………………………..163
Информационная политика ……………………………………………………...171
Основы композиции ……………………………………………………………..176
Технологии 3-d моделирования ………………………………………………….180
Факультативные дисциплины
Изобразительные средства сайтостроения………………………………………184
Компьютерные издательские системы ………………………………………….187
4
Стр.2
Коммуникационные технологии поддержки событий ……………………...…191
Гл.4. Научная школа кафедры, смена парадигмы и становление нового
типа культуры ……………………………………………… 197
Интеллектуальный ресурс кафедры – профессорско-преподавательский состав
аспиранты,
иностранные специалисты
Гл. 5. Проекты кафедры как созидательная и развивающаяся система………………………………………………………………
203
Проект с Департаментом семейной и молодежной политики г. Москвы,
Проект с Adobe Systems Inc.
Проект с Прожект Гармони Инк,
Проект Students’EVA
Гл.6. Инвестиции в будущее - основа результативности образования
……………………………………………………………….
205
5
Стр.3
Гл.1. Концепция развития кафедры. Ориентиры культурной
политики в эпоху электронной цивилизации
Кафедра виртуальных коммуникаций1 была cоздана в октябре 1998 г. на основании
решения Ученого совета МГУК от 28 сентября 1998 г. и приказа за номером №1104 от 9
октября 1998 г. С 4 мая 2007 года кафедра виртуальных коммуникаций переименована в
кафедру мультимедийных технологий и информационных систем. Ее профиль - современные
мультимедийные и Интернет-технологии, их роль в виртуализации культуры.
Содержание подготовки кадров определяется концепцией, выработанной профессорско-преподавательским
составом кафедры на основе исследования тенденций информатизации
социокультурной сферы и изучения рынка труда. В ее основе – формирование
информационно-коммуникативной культуры общества и личности; обеспечение общей
компьютерной компетентности студентов в электронный век культуры, содействие процессам
информатизации сферы культуры, управления, бизнеса и образования на основе
внедрения информационных ресурсов и услуг нового поколения, оцифровки культурного
наследия, разработки и использования информационных систем общего и специального
назначения.
В соответствии с данными целевыми и концептуальными установками определена
квалификационная характеристика выпускника по специальности «Прикладная информатика
(в социально-культурной сфере)» и «Прикладная информатика (в менеджменте)».
Кафедра обеспечивает информационно-коммуникационную подготовку всех студентов
университета, однако особое внимание уделяет подготовке специалистов в области
мультимедийных технологий и Web-дизайна, электронной культуры, профессионально
владеющих сетевыми технологиями, умеющих эффективно применять web-технологии в
бизнесе, культуре, образовании.
Проблемы культуры в условиях глобализации и становления информационного
общества, прежде всего, диктуют необходимость разработки принципов построения мировой
культурной политики (толерантности: сохранение языковых различий, национальной
культурной идентичности, самобытного локального культурного пространства, обеспечение
свободного доступа к национальному культурному наследию и др.).
Не менее важным является определение стратегических целей культурной политики,
а затем обозначение приоритетных векторов развития культуры, обоснование целесообразности
социокультурного проектирования и т.д.
Институциональная культурная политика играет решающую роль в формировании
доминирующих тенденций, методов и статуса художественного творчества. Новые способы
создания, презентации и распространения культурной продукции, равно как и творческого
взаимодействия между всеми участниками культурного информационного обмена
(авторы, зрители, организаторы, теоретики) с помощью медиа требуют новых институциональных
стратегий и тактик. Все более активное обращение художников и других деятелей
культуры к новым технологиям с целью найти наиболее адекватный и эффективный
способ решения своих творческих задач обуславливает необходимость создания центров
электронного искусства, образовательных программ, организации выставок-фестивалей и
других сетевых инициатив. Совершенно очевидно, что новое столетие – это время нового
состояния культуры, сложного и противоречивого, время становления культурной модели
информационного общества.
1 Кафедра виртуальных коммуникаций до 2007 года, с 4 мая 2007 года – кафедра мультимедийных технологий
и информационных систем
6
Стр.4
В этой связи значительно большего внимания заслуживают проблемы образования
в целом и формирования информационной культуры личности в контексте культуры
эпохи глобализации и информатизации, изменения самого человека в данную эпоху.
Сегодня принципиально важно обозначить место системы образования в целом,
главных модернизационных задач высшей школы – доступности, качества и эффективности,
а также миссии вузов, осуществляющих подготовку кадров для сферы культуры и искусств
и реализующих культурную политику.
Процесс вхождения в информационное общество не мыслим без актуализации проблемы
просвещения в самом широком ее понимании. Нельзя не признать, что российское
общественное сознание носит во многом традиционалистский и мифологический характер
и осмысление социального опыта в нѐм очень слабо систематизировано. В общественном
сознании ярко выражены элементы архаической ментальности, не соответствующие современному
культурно-цивилизационному контексту. Именно это обстоятельство является
причиной как социальной отсталости, так и проблемы не интегрированности российского
общества в постиндустриальный мир.
В ближайшее время предстоит дальнейшее сближение с мировой университетской
системой. С вхождением России в договор о формировании единого европейского образовательного
пространства (―болонские соглашения‖) университет по ряду специальностей
переходит на двухуровневую модель обучения (бакалавр-магистр), сохраняя при этом
традиционную модель подготовки специалистов. Но в отличие от Западной системы образования
с ее доходящей иногда до крайностей узкой специализации, российская образовательная
традиция ориентирована на широкое универсалистское развитие личности. В нашем
образовании всегда занимало заметное место общегуманитарная составляющая, формирующая
еѐ (личности) общекультурную позицию. Именно эта особенность российского
образования открывает чрезвычайно широкие перспективы в связи с активно протекающими
в наши дни глобальными процессами.
Управление современными культурными процессами не может быть результатом
экономического состояния общества и, соответственно, культурные процессы не могут
напрямую выводиться из экономических. Формирование понимания человека как субъекта
культуры возвращает к проблематике просвещения и образования. Соответственно,
первейшей задачей образования выступает формирование целостной картины мира и уже
в ее рамках относительно отдельного блока социально-экономических отношений. Информационная
компонента в этой структуре играет связующую роль. Разработанная Министерством
связи РФ «Концепция использования информационных технологий в деятельности
федеральных органов государственной власти до 2010 года» www.it-gov.ru, в
определенной мере нацелена на обеспечение сохранности и доступности всей совокупности
формируемых государственных информационных ресурсов на межведомственном
уровне, централизацию управления ключевыми информационным, в том числе и образовательными
ресурсами; организацию безопасности размещаемых в центре информационных
систем и ресурсов на необходимом уровне и обеспечение централизованного и эффективного
контроля за доступом к данным.
При этом важно на современном этапе не столько увлечение рапортами о техническом
оснащении компьютерами в образовательных учреждениях и учреждениях культуры,
доступе к Интернет и другим средствам ИКТ, сколько разработка контентной ресурсной
составляющей. Какая идеология и картина мира представлена в новых средствах и
технологиях?
Современная ситуация отмечена противоречивостью социо-культурных тенденций.
Одной из наиболее болезненных проявлений этой противоречивости, если рассматривать
ее в ракурсе культурной политики, является явный диспараллелизм между объективными
процессами культурного развития и рыночной конъюнктурой. Этот процесс охватывает
сферы литературы, художественного творчества, кино, телевидение и др. Коммерциализация
и ориентированность на массовую востребованность представляет собой опасную
7
Стр.5