Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.
Посев

Посев №9 1952 (80,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID137851
АннотацияОбщественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.
Посев .— 1945 .— 1952 .— №9 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/137851 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С ним н у ж н о обращаться честно» — ска з а л Гоголь. <...> Ведь это всё равно, что пройти мимо человеческой совести! <...> Современные советские пьесы в свободных театрах не идут. <...> И не по тому, что ему навязаны определенные политические цели, — в конце концов политические цели преследовали и «Слово о полку Игореве» и «Божественная комедия», — а потому, что советское «творчество» ф а л ь ш и в о и порочно в самой основе, потому, что оно отражает мир нереального, выдуманного человека, лишенного сомнений, внутренней свободы и боли, человека, за которого всё решили другие: «классики марксизма-ленинизма», «партия, правительство и лично товарищ Ста лин». <...> Оклеветаны и подвергнуты замалчиванию Андре Ж и д и Орвелл, Барбер, Хэмингуей и Грехэм Грин, Цукмайер, Камю£ и многие другие. <...> И это — в то время, когда так остро, ведущей мировой мыслью ставится проблема человека, столь мучившая русскую литературу, когда нет буквально ни одного сколько-нибудь выдающегося произве дения, где не поднимался б ы вопрос о возрождении ценности человека в мире, когда, по словам одного английского критика, к а ж д ы й совре менный читатель может сказать: все м ы в ы ш л и из гоголевской «Ши нели»! <...> . . Но если вымученно улыбается и л ж е т советская литература, то это еще не значит, что тема о человеке не ставится у нас на родине. <...> «Мечта Юрия Пронина» — озаглавлен подвал в № 35 «Ком сомольской правды». <...> И з него мы узнаем, что Юрий Пронин, брига дир - экскаваторщик, в течение необыкновенно длительного вре мени, «никому не открывая своей тайны», лелеял горячую мечту. <...> Осуществив «мечту» Юрий Пронин, согласно утвержде нию корреспонденции, «вышел на большую дорогу счастья . <...> — А не изготовить л и нам ма кет «Наш колхоз в будущем»? — предложил детям кто-то из «на правляющих» мечту. <...> Они с интересом рассматривали большой макет, изображающий их колхоз в недалеком будущем; «электрифицированные» живот новодческие фермы, вместитель н ы е зернохранилища, к р <...>
Посев_№9_1952.pdf
За Россию! W e в силе Вог , а в правде. Л л с к с анар невский т ши ш шпин и MIIIIIIIIIIIIIIII fi n 11 iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii i Sozialpolltlsche Rundschau In russlscher Sprache. Deutschland Social and Political Review In Russian Language. Germany Hebdomadaire Social et Politique en langue russe. Aliemagne п POSSEV " Адрес Издательства и Редакции: Frankfurt/Main , MerianstraB e 24a . Verl a g „Possev" Выходи т по воскресенья м ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ОБЩЕСТВЕННОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ vni год НИИ ПШННШНИИНН НИШ IIIIIIIIIIII I Il l ши ш н и пиш и I -r Цен а номер а в рознично й продаж е / U ПСрвН. НИШ ШИШ I ВОСКРЕСЕНЬЕ, 2 МАРТА 1952 г. НЕМЫЕ ЗАГОВОРЯТ Есть право, столь же важное для человека, как его право дышать воздухом: право сомневаться. Есть две вещи, без которых невозможно никакое истинное творчество: вечная неудовлетворенность автора и его внутренняя свобода. И есть понятие, неотделимое от каждого великого творения: его всечеловечность. Всё, что в мире создано бессмертного, — плод человеческого сомнения и боли: блаженной боли свободного творчества. Ничто не рождалось из самовлюбленного бахвальства. А если бы не покоилась величина гениев в их всечеловечности, то мертвыми словами звучали бы для нас, русских, имена Данте и Сервантеса, Шекспира и Гёте и их творения оставались бы книгами за семью печатями. Два различных слова включает в себя понятие «всечеловечность» «Все» — это эллин и иудей, англичанин и итальянец, русский и негр. Это — выход из пределов узкой исключительности и национальной нетерпимости, это братство во имя Бога, это то, за что у нас люди сейчас побиваются камнями, как «безродные космополиты», хотя они и не безродные и не космополиты. «Человечность» — это любовь, милосердие, сострадание, "щ . ЧТ8 у—нае оьтрравдшкшч'сл АОЛЦНЫМ железом, Это «религиозные предрассудки», «гнилой либерализм», «преступное благодушие», это те чувства, явно проявить которые человек нашей страны н е имее т права . Но что останется от русской культуры, если её лишить всечеловечности? «Слово есть дар Божий. С ним нужно обращаться честно» — сказал Гоголь. Это могли повторить Пушкин и Лермонтов, Толстой, Чехов, Лесков, Тургенев. Они могли заблуждаться (кто из людей непогрешим), но им нельзя поставить в вину одного: что они говорили не то, что думали, творили не так, как чувствовали, что они приспособлялись, лгали. «Веленью Божию, о муза, будь послушна... » Если Толстой считал своим учителем Стендаля, а Достоевский Диккенса, то значит ли это, что оба были «низкопоклонниками», умень_ шает ли это хоть на йоту их самобытную гениальность? Разве есть гении-подражатели? Подлинно-великое не боится духовного общения и не знает земных границ. В свою очередь влияние «ученика Диккенса», десятикратно большее, испытали на себе такие различные авторы, как Гексли и Пруст, Мориак и Паппини. Да и кто из выдающихся писателей мира мог пройти мимо русской литературы с ее вершинами! Ведь это всё равно, что пройти мимо человеческой совести! Современные советские пьесы в свободных театрах не идут. Современные советские романы не читаются. «Послеждановская» музыка наших композиторов — все эти кантаты, марши, оратории и частушки — не звучат на концертах. Нельзя заставить публику посещать скучные пьесы, если у нее есть возможность смотреть интересные, нельзя приказать человеку читать бездарные книги и любоваться угодливой стряпней, когда тут же рядом талантливое, искреннее, свободное. Современное русское творчество, обескрыленное, связанное по рукам и ногам, в свободном мире отсутствует начисто. И не потому, что ему навязаны определенные политические цели, — в конце концов политические цели преследовали и «Слово о полку Игореве» и «Божественная комедия», — а потому, что советское «творчество» фальшиво и порочно в самой основе, потому, что оно отражает мир нереального, выдуманного человека, лишенного сомнений, внутренней свободы и боли, человека, за которого всё решили другие: «классики марксизма-ленинизма», «партия, правительство и лично товарищ Сталин». Начисто отсутствует в духовной жизни нашей родины и культурное творчество свободного мира (если не считать второстепенных и третьестепенных «попутчиков», вроде Назыма Хикмета). Оклеветаны и подвергнуты замалчиванию Андре Жид и Орвелл, Барбер, Хэмингуей и Грехэм Грин, Цукмайер, Камю£ и многие другие. И это — в то время, когда так остро, ведущей мировой мыслью ставится проблема человека, столь мучившая русскую литературу, когда нет буквально ни одного сколько-нибудь выдающегося произведения, где не поднимался бы вопрос о возрождении ценности человека в мире, когда, по словам одного английского критика, каждый современный читатель может сказать: все мы вышли из гоголевской «Шинели»!. . Но если вымученно улыбается и лжет советская литература, то это еще не значит, что тема о человеке не ставится у нас на родине. Нет, она у нас поставлена. Но не писателями-чиновниками, а жизнью. Человеческая драма разыгрывается у нас, как пантомима, впотьмах и при опущенном занавесе. Она разыгрывается, скрытая от посторонних взоров туманом рабства и лжи. Но будет день, и немые заговорят, и мир услышит их. А. Николин № 9 (300) ЮСТРАНЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕЧТЫ Оно с упорной и непрерывной настойчивостью регулируется советскими партийными законодателями. «Мечта Юрия Пронина» — озаглавлен подвал в № 35 «Комсомольской правды». Из него мы узнаем, что Юрий Пронин, бригадир - экскаваторщик, в течение необыкновенно длительного времени, «никому не открывая своей тайны», лелеял горячую мечту. Заключалась она, оказывается, в том. чтобы обслуживать пять самосвалочных машин только тремя шоферами. Осуществив «мечту» Юрий Пронин, согласно утверждению корреспонденции, «вышел на большую дорогу счастья .. . мечты. «Советские дети. — читаем в № 43 той же «Комсомольской правды», — любят помечтать. Они хотят уже сегодня ясно представить себе завтрашний день колхоза. — А не изготовить ли нам макет «Наш колхоз в будущем»? — предложил детям кто-то из «направляющих» мечту. И вот макет возник. Узнав об этом, в школу стали приходить колхозники (П. Они с интересом рассматривали большой макет, изображающий их колхоз в недалеком будущем; «электрифицированные» Допускается и другой вариант новодческие фермы, вместительные зернохранилища, крытые шифером жилые дома» и т. д. — Словом, все то, чего нет в результате четвертьвекового каторжного труда в стране «победившего социализма» .. . Комментарии, впрочем, излишни. животОКРИК Наивностью и свойством высказываться «невпопад» московская «Учительская газета» отличалась издавна. И немудрено: советскую школу в 20 - 30-х годах затуркали сменяющимися непрерывно педагогическими «направлениями», а потом — оставили вовсе без всяких «педагогик» на самотек вымуштрованного в «сознательности» учителя и круговую ПОРУКУ местных сексотов. И вот в одном из Февральских номеров «У""" газета» заявила: , ельстгая сейчас является составтт«иие про - грамм ы нравственного во^—~"ания». «Наиболее ЖИЗНР'-НОЙ задачей коммунистического воспитания ' идейности, советского патриотизма и советской национальной гордости должно осуществляться по особой программе!» — Как! — пугается «Правда», обрушиваясь в номере 46 на бестолкового коллегу. — Как программа? «Как будто воспитание выс"—>й как за «воспитанием высокой идейности» скрывается задача соз-'-чия Конечно, по программе. Но так ТУПОГО, беЗРОПОТНОГО ПОТТ^тиочИЯ партийной «мудрости», пресмыкательства, доносительства в духе Павлика Морозова и истребления всяческого желания «сметь своё суждение иметь», — намерение зафиксировать всё это на бумаге, конечно, заслуживает полицейского окрика. В статье «Против искажений жизненной № 43 помещает критические суждения об опере Д. Френкеля «Угрюм-река». Либреттист обвиняется, между прочим, в неправильном подходе к изображению жизни народа. В качестве примера приводится следующий эпизод: приказчик читает рабочим завещание хозяина-капиталиста. Когда выясняется, что рабочие в завещании не упомянуты, реплики: ПАРТИЙНАЯ* КРИТИКА правды» «Правда» раздаются унылые Выльем с горя винишечка!» — То обстоятельство, что эта «непродуманная» реплика так очевидно отвечает настроениям советского рабочего зрителя, — и послужило, конечно, действительной причиной критики. С подзаголовком «Удачный спек«А нам-то каторга до гробовой доски... иишишиш ш шпшш ш такль» «Правда* № 40 помещает отчет о постановке гооийским драматическим театром пьесы «Юность вождя». «От картины к картине всё сильнее и глубже раскрывается образ молодого Сталина, его духовные качества — прторливость ума, мужество, бесстрашие... Тепло юный Coco поёт матери свою любимую ГРУЗИНСКУЮ песенку о ласточке. Поэтически и проникновенно решает театральный коллектив эту картину... Свет лампы освещает живое, вдохновенное лицо молодого Сталина»... жизненной правды» не усматривает. критика Coco, поющий о ласточке... Да. здесь, разумеется, партийная никакого ЮБИЛЕЙ ет о награждении писателя К. Федина орденом Трудового Красного Знамени в связи с его 60-летием. Юбилей Федина отмечался на специальном собрании, КОНСТАНТИНА ФЕДИНА «Правда» от 26 февраля сообщатворчеству писателя. выставка, Сегодня в номер е П. М-ченко — Укрупненное крепостничество d> Мих. Кубан — На земле советской • М. В. — «Истребители» d> Л. Ржевский — Величие творческой совести + И. Панчеико — Записки сержанта J Союзом советских писателей. В Центральном доме литераторов открыта устроенном посвященная «искажения
Стр.1