Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 563691)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Руководитель библиотеки: непрерывное образование в условиях перемен

0   0
Первый авторЦукерблат Д. М.
ИздательствоИздательство ГПНТБ СО РАН
Страниц199
ID13355
АннотацияТематика материалов охватывает широкий круг вопросов, связанных с состоянием кадровых ресурсов библиотек и системы непрерывного библиотечного образования в национальных и областных библиотечных центрах. Предлагаются различные концепции взаимодействия библиотек и институтов культуры для эффективного обеспечения деятельности системы непрерывного образования.
Кому рекомендованоДля специалистов в области библиотечного дела.
Цукерблат, Д.М. Руководитель библиотеки: непрерывное образование в условиях перемен / Д.М. Цукерблат .— материалы 1 Сибирского семинара по непрерывному библиотечному образованию (19-21 октября 1999 г., Новосибирск) .— Новосибирск : Издательство ГПНТБ СО РАН, 2001 .— 199 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13355 (дата обращения: 19.06.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

РУКОВОДИТЕЛЬ БИБЛИОТЕКИ: НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕМЕН Новосибирск 2001 Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук РУКОВОДИТЕЛЬ БИБЛИОТЕКИ: НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕМЕН Материалы I Сибирского семинара по непрерывному библиотечному образованию (19—21 октября 1999 г., Новосибирск) Новосибирск 2001 ББК Ч 73р 7 Р84 Редакционная коллегия: кандидат педагогических наук Д.М. Цукерблат (отв. ред.) кандидат педагогических наук Е.Б. Артемьева кандидат педагогических наук Г.Б. Паршукова кандидат педагогических наук Л.А. Кожевникова Рецензенты: кандидат педагогических наук И.С. Геллер кандидат исторических наук Е.Н. Савенко Р84 Руководитель библиотеки: непрерывное образование в условиях перемен. <...> Материалы сборника представляют интерес для библиотечных работников и для прочих специалистов, интересующихся проблемами управления персоналом, а также для преподавателей и аспирантов вузов культуры. <...> ISBN 5-7692-0311-0 © Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), 2001 <...> Е.Б. Соболева, Е.Б. Артемьева СИБИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Последние годы знаменуются повышенным вниманием к проблемам подготовки и переподготовки библиотечных кадров. <...> С конца 1998 г. функционирует Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования (далее центр). <...> Он создан по инициативе и на базе Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН при поддержке крупнейших библиотек региона. <...> Побудительной причиной создания центра <...>
Руководитель_библиотеки_непрерывное_образование_в_условиях_перемен.pdf
РУКОВОДИТЕЛЬ БИБЛИОТЕКИ: НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕМЕН Новосибирск 2001
Стр.1
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук РУКОВОДИТЕЛЬ БИБЛИОТЕКИ: НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕМЕН Материалы I Сибирского семинара по непрерывному библиотечному образованию (19—21 октября 1999 г., Новосибирск) Новосибирск 2001
Стр.2
ББК Ч 73р 7 Р84 Редакционная коллегия: кандидат педагогических наук Д.М. Цукерблат (отв. ред.) кандидат педагогических наук Е.Б. Артемьева кандидат педагогических наук Г.Б. Паршукова кандидат педагогических наук Л.А. Кожевникова Рецензенты: кандидат педагогических наук И.С. Геллер кандидат исторических наук Е.Н. Савенко Руководитель библиотеки: непрерывное образование в усР84 ловиях перемен. Материалы I Сибирского семинара по непрерывному библиотечному образованию (19—21 октября 1999 г., Новосибирск) / Отв. ред. канд. пед. наук Д.М. Цукерблат. — Новосибирск, 2001. — 196 с. В сборник включены тезисы и полные тексты докладов, представленных на семинаре, который проводился в рамках деятельности Сибирского регионального библиотечного центра непрерывного образования при Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук, созданном при поддержке института "Открытое общество". Тематика материалов охватывает широкий круг вопросов, связанных с состоянием кадровых ресурсов библиотек и системы непрерывного библиотечного образования в национальных и областных библиотечных центрах. Предлагаются различные концепции взаимодействия библиотек и институтов культуры для эффективного обеспечения деятельности системы непрерывного образования. Ряд материалов посвящен оценке роли фондов и общественных организаций в поддержке библиотек и непрерывного библиотечного образования. Материалы сборника представляют интерес для библиотечных работников и для прочих специалистов, интересующихся проблемами управления персоналом, а также для преподавателей и аспирантов вузов культуры. Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН. ISBN 5-7692-0311-0 © Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), 2001
Стр.3
Е.Б. Соболева, Е.Б. Артемьева СИБИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Последние годы знаменуются повышенным вниманием к проблемам подготовки и переподготовки библиотечных кадров. Этому способствуют как изменение экономических условий существования библиотек, так и революционная смена технологических основ их деятельности, связанная с внедрением автоматизации. Разрозненные усилия высших учебных заведений, осуществляющих подготовку библиотечных кадров, и библиотек в области повышения квалификации не приводят к желаемому результату, каковым, по нашему мнению, является достижение соответствия между уровнем подготовки библиотекарей, осуществляющих информационно-библиотечное обслуживание, и требованиями общества начала третьего тысячелетия. Осознание этой ситуации привело к созданию структур, способных координировать и кооперировать работы в этом направлении. Одной из них является секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования Российской библиотечной ассоциации (РБА), созданная в 1996 г. Это общественная организация, работающая согласно Положению о деятельности, в котором предусматривается консолидация усилий специалистов по разработке теоретических и методических проблем подготовки кадров. Главные усилия секция направляет на внедрение новых форм образования, создание информационной базы как основы для распространения прогрессивных идей. В последние годы получили развитие центры непрерывного образования разного уровня, созданные при активной поддержке института "Открытое общество" (ИОО) (фонд Сороса). С конца 1998 г. функционирует Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования (далее центр). Он создан по инициативе и на базе Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН при поддержке крупнейших библиотек региона. Побудительной причиной создания центра явилось то обстоятельство, что в условиях экономической нестабильности библиотеки сибирско-дальневосточного региона (а это 2/3 территории России, на которой размещено 5 республик, 4 края, 12 областей, 8 национальных округов) оказались в крайне сложной ситуации. Действующая прежде система переподготовки кадров, основные звенья которой находились в Москве 4
Стр.4
и Санкт-Петербурге, оказалась финансово недоступной. Местные курсы повышения квалификации либо перепрофилированы, либо не могут обеспечить обучение слушателей по тематике, связанной с современными информационно-библиотечными технологиями, экономикой библиотечного дела и из-за отсутствия подготовленных преподавательских кадров. Выбор ГПНТБ СО РАН в качестве базы для создания центра был не случаен. Являясь крупнейшей библиотекой Азиатской территории России (фонд 14 млн экз.), ГПНТБ СО РАН обладает всеми необходимыми ресурсными возможностями для осуществления подготовки и переподготовки кадров. Во-первых, здесь освоены и находятся в промышленной эксплуатации технологии подготовки электронного каталога (ведётся с 1992 г.; насчитывает свыше 300 тыс. записей), документальных баз данных (БД) региональной тематики, обзорно-аналитической информации и другие. Автоматизированы процессы МБА, МКО. Внедрена электронная доставка документов. Библиотека не только использует ресурсы Интернет, но и является полноправным членом сети, выставляя на сервере собственные базы данных, в том числе и с использованием протокола Z 39-50. На этой основе развиваются практически все известные формы информирования потребителей. Во-вторых, в ГПНТБ СО РАН сформирован кадровый состав, способный проводить обучение работников библиотек по многим направлениям. При штате 500 человек здесь работают 44 научных сотрудника, имеющих высокую квалификацию (3 доктора, 22 кандидата наук) и опыт преподавательской деятельности. Сформированная за многие годы действующая система подготовки и переподготовки кадров (см. рис.) всегда была ориентирована не только на сотрудников ГПНТБ СО РАН, но и на специалистов из библиотек и вузов культуры от Челябинска до Хабаровска. В третьих, следует отметить, что организационным базисом создания центра явился наработанный опыт координационной деятельности. С 1966 г. функционирует под эгидой ГПНТБ СО РАН Объединение научных и специальных библиотек Сибири и Дальнего Востока, деятельность которого освещена в печати. Необходимо признать, что в последние годы, под воздействием изменений, происходящих в обществе в связи с переходом на рыночную экономику, взаимодействие библиотек по ряду направлений ослабло, но повышение квалификации и переподготовка кадров является на настоящем этапе стержнем регионального взаимодействия. 5
Стр.5