М.В. МИХАЙЛОВА
ФОРМУЛЫ ЛЮБВИ ЗИНАИДЫ ГИППИУС
(Вступительная статья к сборнику рассказов)
«У хорошего поэта не может быть плохой прозы», - была убеждена
Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945), поэтесса, прозаик, драматург,
критик, публицист. <...> Наконец уникальная, выдающегося ума женщина,
личность которой, по замечанию знавших ее, была «больше, значительнее, человечнее и даже сложнее всего того, что удалось ей написать»
(Г.Адамович). <...> Однако единства мнений относительно того, является ли она первоклассным прозаиком, - не было. <...> Большинство друзей, критиков, соратников по символистскому движению больше ценило ее стихи, хотя и
отмечало их некоторую суховатость, отрешенность от обыденного, «наэлектризованность», по выражению И.А.Бунина. <...> Замечания типа следующих: «между всеми новейшими писателями г-жа Гиппиус наименее
чувствительна к жизни людей» (А.Волынский <...> ), или «глубокие психологические мотивы всегда несколько бессильны в ее произведениях», «их
она разменивает на тонкие дробные ощущения» (он же) - вились за ней
шлейфом «клеймящих» формулировок и, надо признать, довольно несправедливых. <...> Именно в прозе ей удалось реализовать тот запас житейской наблюдательности, интереса и «милой нежности» (Н. <...> Тэффи) к людям, которые не находили выхода в ее стихах, бывших в первую очередь отра-
жением ее «путаного, извилистого, очень женского ума» (Г.Адамович),
а не души. <...> В стихах (и в житейском поведении) она выступала Белой
Дьяволицей, Декадентской мадонной, ведьмой, сатирессой - таков неполный перечень обликов, в которых она желала быть явленной окружающим. <...> (ненавидивший), потрясенно засвидетельствовали - первый:
«Это ... не женщина, а настоящий черт - и по уму и по всему прочему» и второй, поправивший себя, когда писал, что ни Бога, ни ангелов, ни
чертей, ни ведьм нет: «Нет, впрочем, одна ведьма есть - Зинаида Гиппиус». <...> В прозаических произведениях Гиппиус смогла избавиться от,
возможно <...>
Формулы_любви_Зинаиды_Гиппиус_(вступительная_статья_к_сборнику_рассказов)_.pdf
М.В. МИХАЙЛОВА
ФОРМУЛЫ ЛЮБВИ ЗИНАИДЫ ГИППИУС
(Вступительная статья к сборнику рассказов)
«У хорошего поэта не может быть плохой прозы», - была убеждена
Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945), поэтесса, прозаик, драматург,
критик, публицист. Наконец уникальная, выдающегося ума женщина,
личность которой, по замечанию знавших ее, была «больше, значительнее,
человечнее и даже сложнее всего того, что удалось ей написать»
(Г.Адамович).
Однако единства мнений относительно того, является ли она первоклассным
прозаиком, - не было. Большинство друзей, критиков, соратников
по символистскому движению больше ценило ее стихи, хотя и
отмечало их некоторую суховатость, отрешенность от обыденного, «наэлектризованность»,
по выражению И.А.Бунина. Замечания типа следующих:
«между всеми новейшими писателями г-жа Гиппиус наименее
чувствительна к жизни людей» (А.Волынский), или «глубокие психологические
мотивы всегда несколько бессильны в ее произведениях», «их
она разменивает на тонкие дробные ощущения» (он же) - вились за ней
шлейфом «клеймящих» формулировок и, надо признать, довольно несправедливых.
Именно
в прозе ей удалось реализовать тот запас житейской наблюдательности,
интереса и «милой нежности» (Н.Тэффи) к людям, которые
не находили выхода в ее стихах, бывших в первую очередь отра
Стр.1