Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Дебаты о природе критики и её жанровой перестройке в конце ХIХ – начале ХХ века (80,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлова Мария Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID13054
АннотацияРубеж Х1Х – начала ХХ в. – начало осознания сложности составного феномена критики как соединения науки, искусства и публицистики. Это становится особенно понятным, если судить по тому, как интенсивно различные критические направления пытаются избавиться от одного из этих компонентов. Собственно, по этой границе и можно провести водораздел между критикой модернистской, которая отстаивает в первую очередь художественность работ, и критикой публицистической, которая по-прежнему стремится сохранить «учительский» характер, вынося оценку экономическим, политическим и пр. взглядам писателя.
Кому рекомендованоДля литературоведов, филологов, любителей русской словесности, широкого круга читателей.
Михайлова, М.В. Дебаты о природе критики и её жанровой перестройке в конце ХIХ – начале ХХ века / М.В. Михайлова .— : [Б.и.], 2006 .— 3 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13054 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М.В. Михайлова (Москва) ДЕБАТЫ О ПРИРОДЕ КРИТИКИ И ЕЁ ЖАНРОВОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ В КОНЦЕ ХIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА Рубеж Х1Х – начала ХХ в. – начало осознания сложности составного феномена критики как соединения науки, искусства и публицистики. <...> Это становится особенно понятным, если судить по тому, как интенсивно различные критические направления пытаются избавиться от одного из этих компонентов. <...> Собственно, по этой границе и можно провести водораздел между критикой модернистской, которая отстаивает в первую очередь художественность выходящих из-под пера ее представителей работ, и критикой публицистической, которая по-прежнему стремится сохранить «учительский» характер, вынося оценку экономическим, политическим и пр. взглядам писателя. <...> Существовала еще и третья модификация – критика, объявившая себя научной. <...> Именно на «научность» претендовали критики марксистской ориентации, но этим претензиям были не чужды и представители культурно-исторической школы литературоведения, и те, кто, как А.Волынский <...> Неоднозначность ситуации ярко отразилась на страницах сборника «О критике и критиках» (1909). <...> Наиболее определенно и безапелляционно мнение о необходимости отказа от публицистического пафоса было выражено сторонниками критического субъективизма, требовавших от критики свободного проявления мнений, независимого от политических пристрастий. <...> , на бесстрастности критического суждения, не чувствовали себя свободными от проповеднического пафоса. <...> в статье «Выбор мешка» провести границу между критикой проповеднический и публицистической. <...> Постепенно тенденциозность, присущая в основном социологическому направлению все более начинает приобретать характер партийности. <...> И вот уже появляется большевистская и меньшевистская критика, каждая из которых выдвигает своего кандидата на место литературного лидера. <...> заявлял, что критика должна быть «универсальной», научные выкладки должны претворяться в эмоции <...>
Дебаты_о_природе_критики_и_её_жанровой_перестройке_в_конце_ХIХ_–_начале_ХХ_века__.pdf
М.В. Михайлова (Москва) ДЕБАТЫ О ПРИРОДЕ КРИТИКИ И ЕЁ ЖАНРОВОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ В КОНЦЕ ХIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА Рубеж Х1Х – начала ХХ в. – начало осознания сложности составного феномена критики как соединения науки, искусства и публицистики. Это становится особенно понятным, если судить по тому, как интенсивно различные критические направления пытаются избавиться от одного из этих компонентов. Собственно, по этой границе и можно провести водораздел между критикой модернистской, которая отстаивает в первую очередь художественность выходящих из-под пера ее представителей работ, и критикой публицистической, которая по-прежнему стремится сохранить «учительский» характер, вынося оценку экономическим, политическим и пр. взглядам писателя. Существовала еще и третья модификация – критика, объявившая себя научной. Именно на «научность» претендовали критики марксистской ориентации, но этим претензиям были не чужды и представители культурно-исторической школы литературоведения, и те, кто, как А.Волынский или Ю. Говоруха-Отрок, объявляли себя приверженцами философской критики. Неоднозначность ситуации ярко отразилась на страницах сборника «О критике и критиках» (1909). Наиболее определенно и безапелляционно мнение о необходимости отказа от публицистического пафоса было выражено сторонниками критического субъективизма, требовавших от критики свободного проявления мнений, независимого от политических пристрастий. В то же время даже настаивавшие, как Д.Мережковский, на бесстрастности критического суждения, не чувствовали себя свободными от проповеднического пафоса. Это, в свою очередь, заставило З.Гиппиус в статье «Выбор мешка» провести границу между критикой проповеднический и публицистической. Первая должна обладать «точкой зрения», второй присуща тенденция. Постепенно тенденциозность, присущая в основном социологическому направлению все более начинает приобретать характер партийности. И вот уже появляется большевистская и меньшевистская критика, каждая из которых выдвигает своего кандидата на место литературного лидера. Но были и желающие примирить все точки зрения. К.Чуковский заявлял, что критика должна быть «универсальной», научные выкладки должны претворяться в эмоции. Вариативность критического суждения в зависимости от задач, которые ставит перед собой критик, обязательной считал Р.Иванов-Разумник, предлагая критику в каждом конкретном случае становиться то эстетиком, то психологом, то общественником, то социологом. Однако в таком случае возникала опасность дробления личности критика, ему трудно становилось сохранить свое «лицо», высказать целостное суждение о произведении или писате
Стр.1