Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Библейские образы в рассказе И.А.Новикова «Неопалимая купина». Статья (80,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлова Мария Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц5
ID13043
АннотацияАнализируя рассказ И.А. Новикова "Неопалимая купина", известный филолог, литературовед М. Михайлова подчеркивает его значимость "как заверение в духовном спасении, которого может быть удостоен любой".
Кому рекомендованоДля литературоведов, филологов, любителей русской словесности, широкого круга читателей.
Михайлова, М.В. Библейские образы в рассказе И.А.Новикова «Неопалимая купина». Статья / М.В. Михайлова .— : [Б.и.], 2007 .— 5 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13043 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М.В.Михайлова Библейские образы в рассказе И.А.Новикова «Неопалимая купина» В 1918 г. Новиков пишет рассказ «Неопалимая купина», где использует библейскую символику тернового куста, явившегося своеобразным предвестником освобождения целого народа. <...> Но по учению Отцов Церкви, в особенности по церковным песнопениям, горящая, несгораемая купина является также прообразом Матери Божией, Девы Марии, Богородицы, воплощает нетленность, вечность, неизменность духовнопрекрасного. <...> Совершенно очевидно, что для писателя именно второй смысловой компонент был особенно значимым, но мерцал и первый смысл – обретение обетованной земли. <...> Просто для Новикова обетованной землею, единственным искомым пристанищем в этом суетном и ложном мире, источником возрождения, свободы и надежды всегда оставалась любовь. <...> Собственно, лирический зачин рассказа и раскрывает содержательную канву всего произведения: «Дивное дело – любовь; как дух, веет она, где захочет»1. <...> Немаловажной составляющей «Неопалимой купины» является «местный колорит», к которому писатель прибегает в эти годы всеобщего запустения в своих произведениях неоднократно. <...> Думается также, что живущий в это время в Москве писатель, очень скучал по милым сердцу родным местам. <...> Поэтому рядом со сказовой интонацией в самом начале произведения возникает подробная детализация места действия, которая выглядит даже несколько избыточной, поскольку не имеет прямого отношения к описываемым событиям. <...> Но Новиков не скрывает, что ему важно сохранить в памяти и на бумаге «маленький мир, сам по себе замкнутый, своеобычный кусочек старой отошедшей Руси… <...> Чувствуется, как он сам увлекается воссозданием примет родного уголка, как его описание перерастает в лирическое отступление, чем-то напоминающее гоголевский строй речи: «В маленьком городке М*, торговом и хлебном, с древнею речкой, о которой предания местных людей восходят к временам незапамятным, в каменистом русле <...>
Библейские_образы_в_рассказе_И.А.Новикова_«Неопалимая_купина»._Статья_.pdf
М.В.Михайлова Библейские образы в рассказе И.А.Новикова «Неопалимая купина» В 1918 г. Новиков пишет рассказ «Неопалимая купина», где использует библейскую символику тернового куста, явившегося своеобразным предвестником освобождения целого народа. Но по учению Отцов Церкви, в особенности по церковным песнопениям, горящая, несгораемая купина является также прообразом Матери Божией, Девы Марии, Богородицы, воплощает нетленность, вечность, неизменность духовнопрекрасного. Совершенно очевидно, что для писателя именно второй смысловой компонент был особенно значимым, но мерцал и первый смысл – обретение обетованной земли. Просто для Новикова обетованной землею, единственным искомым пристанищем в этом суетном и ложном мире, источником возрождения, свободы и надежды всегда оставалась любовь. Собственно, лирический зачин рассказа и раскрывает содержательную канву всего произведения: «Дивное дело – любовь; как дух, веет она, где захочет»1. Немаловажной составляющей «Неопалимой купины» является «местный колорит», к которому писатель прибегает в эти годы всеобщего запустения в своих произведениях неоднократно. Новиков переносит действие в Мценск, делая атмосферу этого города своеобразным фоном разыгравшейся драмы, в которой чудится рассказчику «дикое и тайное величие» (С. 59). Думается также, что живущий в это время в Москве писатель, очень скучал по милым сердцу родным местам. Поэтому рядом со сказовой интонацией в самом начале произведения возникает подробная детализация места действия, которая выглядит даже несколько избыточной, поскольку не имеет прямого отношения к описываемым событиям. Но Новиков не скрывает, что ему важно сохранить в памяти и на бумаге «маленький мир, сам по себе замкнутый, своеобычный кусочек старой отошедшей Руси… (С. 59). Чувствуется, как он сам увлекается воссозданием примет родного уголка, как его описание перерастает в лирическое отступление, чем-то напоминающее гоголевский строй речи: «В маленьком городке М*, торговом и хлебном, с древнею речкой, о которой предания местных людей восходят к временам незапамятным, в каменистом русле пробивающей прихотливый свой путь, с древним собором на обнаженной унылой горе, к югу осевшей в своем основании уже три века назад ( стоит колокольня, как Пизанская башня, явственно наискось), в городе, в общем достаточно 1 Новиков И. Пространства и дни. М., 1929. С. 58 (Далее цитируется это издание с указанием страниц в тексте в скобках).
Стр.1