Гавриил Жулев
Стихотворения
---------------------------------------------------------------------------Библиотека
поэта. Большая серия.
Поэты "Искры". В двух томах
Том второй. Д. Минаев, В. Богданов, Н. Курочкин, П. Вейнберг, Г. Жулев,
В. Буренин, Н. Ломан, А. Сниткин
Издание третье
Л., "Советский писатель", 1987
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------СОДЕРЖАНИЕ
Вступительная
заметка
388. У кухни
389. Карьера
390. Литературные староверы. Баллада
391. Товарищу
392. Чижик
393. Петрушка
394. "Лира моя, лира..."
Гавриил Николаевич Жулев, младший брат известной драматической артистки
Е. Н. Жулевой, родился 5 июля 1834 г. в сельце Спасском Бронницкого уезда
Московской губернии, в семье Поликарпа Васильевича Жулева, дворового
человека помещика Н. М. Смирнова. Ему еще не исполнилось тринадцати лет,
когда он, весною 1847 г., был отпущен на волю. {См.: Дело о службе Жулева //
Центр. гос. историч. архив СССР в Ленинграде (ЦГИА), ф. 497, оп. 2, No
14059.} Есть некоторые основания полагать, что он был незаконнорожденным
сыном помещика.
Жулев был одновременно и поэтом, и артистом. Окончив в начале 1850-х
годов петербургское театральное училище, Жулев в 1853 г. дебютировал на
сцене Александрийского театра {Вольф А. И. Хроника петербургских театров с
конца 1826 до начала 1855 г. Спб., 1877. Ч. 1. С. 160.} и много лет, до 1875
г., состоял в его труппе. {В конце 1850-х и начале 1860-х годов Жулев с
успехом играл и в провинции.} "Помню, что Жулев превосходно играл
прогорелого купеческого сынка Перетычкина в комедии Красовского "Жених из
Ножовой линии", - читаем в воспоминаниях современника. - Он подавал большие
надежды на сцене, но его затер режиссер Е. И. Воронов, долго властвовавший в
Александрийском театре". {"Н. А. Лейкин в его воспоминаниях и переписке".
Спб., 1907. С. 97. См. также сочувственные отзывы об актерском даровании
Жулева в статьях Ап. Григорьева "Две сцены" ("Якорь", 1863, No 41. С. 791) и
"Русский театр" ("Эпоха", 1864, No 1/2. С. 466).} Воронов и начальник
репертуарной части петербургских императорских театров водевилист П. С.
Федоров, самодур и взяточник, которого неизменно преследовали искровцы под
кличкой "Губошлеп", особенно невзлюбили Жулева за то, что он сотрудничал в
"Искре" и информировал редакцию журнала о закулисных тайнах и интригах. {"Н.
А. Лейкин в его воспоминаниях и переписке". С. 157.}
Жулев начал печататься в "Искре" в 1860 г. и был одним из ее
постоянных сотрудников на протяжении всех 1860-х годов. Его стихотворения
появлялись преимущественно под псевдонимом "Скорбный поэт". Жулева сразу
оценили в "Искре". "Не могу я встретиться с Курочкиным, - писал ему его
приятель, артист и драматург И. Е. Чернышев, 23 марта 1861 г., - чтобы он не
спрашивал о тебе... Отчего ты перестал писать? Он о тебе отзывается как о
лучшем своем сотруднике и постоянно
просит писать к тебе... И я с своей
стороны тебе прибавлю, что ты поступав ешь до нелепости глупо. Ты очень
ошибаешься, если рассчитываешь на свой сценический талант и пренебрегаешь
литературным. Последний у тебя гораздо выше, чем первый, и на него следует
обратить тебе особенное внимание". {"Рус. старина". 1906, No 12. С. 714.}
В конце 1862 г. Жулев собрал свои стихи, напечатанные в "Искре", - и
выпустил их отдельной книжкой под названием "Песни Скорбного поэта".
Противопоставляя Жулева представителям "чистой поэзии" и либеральным
обличителям типа М. П. Розенгейма, "Искра" следующим образом характеризовала
его творчество в отзыве о "Песнях Скорбного поэта": "Бедность, умеющая
Стр.1