Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Рассказы

0   0
Первый авторЗасодимский Павел Владимирович
Издательство[Б.и.]
Страниц40
ID12760
АннотацияТерехин сон. Пропал человек. От сохи к ружью. Черные вороны. История одной уставной грамоты.
Кому рекомендованоПроза
Засодимский, П.В. Рассказы : Сборник рассказов / П.В. Засодимский .— : [Б.и.], 1886 .— 40 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/12760 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. В. Засодимский Рассказы Составитель, автор вступительной статьи и комментариев Ю. В. Лебедев Крестьянские судьбы: Рассказы русских писателей 60--70-х годов XIX века / Вступ. статья и коммент. <...> СОДЕРЖАНИЕ Терехин сон Пропал человек От сохи к ружью Черные вороны История одной уставной грамоты ТЕРЕХИН СОН Святочный рассказ Терентий только что отужинал. <...> -- А надо быть, завтра придется за хлебом к Кузьмичу идти,-- проговорил он, почесывая затылок. <...> .. А-ах! -- продолжал Терентий, потряхивая головой.-- Ужо сдерет он с нас... <...> Как не набить...-- решительно поддакнул Тереха и замолчал. <...> Красноватый, брезжущий свет расходился по избе; видны были закоптелые бревенчатые стены, большая закоптелая печь, полати и свесившийся с них край обтерханного овчинного полушубка. <...> Терентий наклонился к окну и поглядел в него через просветы, оставшиеся на стеклах кое-где между льдистыми узорами. <...> Петухи, гляди, скоро уж вдругорядь запоют,-проговорил Тереха, позевывая, и изо рта у него повалил белый пар. <...> Еще несколько минут слышно было, как она, позевывая и тяжело вздыхая, проговорила: -- О, господи... пресвятая богородица... спаси и помилуй! <...> Впрочем, Тереха не такой великий человек, чтобы стоило заниматься его родословной... <...> Тереха не может собраться с силами избу поправить. <...> Высокая колокольня в серых сумерках казалась ему каким-то белым привиденьем. <...> С трудом выбрасывает Матвеич из ямы комья желтоватой глины. <...> А Матвеич оботрет рукой пот с лица и снова за работу, снова рассыпает по краям могилы комья желтоватой глины, а порой выкидывает заступом и белые человеческие кости... <...> .. Какие-то седые туманы, как бесконечные, безбрежные моря, наступают, волнуются вокруг Терехи и непроницаемой серой дымкой застилают от него белый свет. <...> Там, высоко, далеко, с вершины ее золотистое сияние разливается, какое бывает иногда на небе в тихий утренний час, на заре, перед солнечным восходом. <...> Батюшки-светы!.." -- с великим <...>
Рассказы.pdf
П. В. Засодимский Рассказы Составитель, автор вступительной статьи и комментариевЮ. В. Лебедев Крестьянские судьбы: Рассказы русских писателей 60--70-х годов XIX века / Вступ. статья и коммент.Ю. В. Лебедева.--М.: Современник, 1986. (Сельская б-ка Нечерноземья). OCR Бычков М. Н. СОДЕРЖАНИЕ Терехин сон Пропал человек От сохи к ружью Черные вороны История одной уставной грамоты ТЕРЕХИН СОН Святочный рассказ Терентий только что отужинал. Он сидел, молча, и задумчиво смотрел, как жена убирала со стола и сметала с него хлебные крошки. -- А надо быть, завтра придется за хлебом к Кузьмичу идти,-- проговорил он, почесывая затылок. -- Да как же... знамо, придется! -- отозвалась Марина.-- Муки нисколечко нету... хошь бы тебе горсточка осталась... Вся в квашню ушла вчерась. -- Ну, уж и Кузьмич!.. А-ах! -- продолжал Терентий, потряхивая головой.-- Ужо сдерет он с нас... Без соли солоно станет... Высчитает... -- В этакой голодный год людям -- горе, а им, каторжным, раздольице, вишь! Поди, мошну-то набьет... Невпроворот... Леший толстопузый! -- Набьет! Как не набить...-- решительно поддакнул Тереха и замолчал. Жена ушла за перегородку и шибко застучала там кринками. -- Вот разве от начальства из управы пособие выйдет1,-- немного погодя, как бы в утешение себе заговорил Тереха.-- Сказывают: будто, выйдет... Вон Васька Хорек говорит: сам онамедиись в городе, на базаре, слышал... -- Дожидайся! -- проворчала Марина из-за перегородки.-- До той-то поры еще десять раз помрешь... Опять молчание. В светце горела лучина, слегка потрескивая и роняя искры на щелеватый пол. Красноватый, брезжущий свет расходился по избе; видны были закоптелые бревенчатые стены, большая закоптелая печь, полати и свесившийся с них край обтерханного овчинного полушубка. Мороз затейливо разрисовал белыми, льдистыми узорами маленькое оконце... Худой и жалкий рыжий кот сидел на лавке и тихо мурлыкал. Явственно было слышно, как на улице заскрипели полозья: знать, проехал кто-нибудь. Терентий наклонился к окну и поглядел в него через просветы, оставшиеся на стеклах кое-где между льдистыми узорами. -- Вызвездило...-- промолвил он.-- Видно, опять мороз закрутит... -- И студено же стало у нас нонче в избе! -- отозвалась жена, все еще продолжая рыться за перегородкой.-- Пряла вечор, так ноженьки просто застыли -- не приведи бог! Маёта!.. Как зачнуть ныть -моченьки нет... С полу-то уж больно несет. -- Как не нести! --согласился Тереха.-- Вон ведь в углах-то -- промерзает... Старое строенье! Известно... И опять замолчали. Тихо в избе. Только рыжий кот тянет свое однообразное, бесконечное "мры", "мры". И вправду -- в избе холодно. Припахивает дымом от лучины.
Стр.1