Максимилиан Волошин и Александр Бенуа
Максимилиан Волошин. Избранное. Стихотворения. Воспоминания. Переписка.
Минск, "Мастацкая лiтаратура", 1993
Составление, подготовка текста, вступительная статья и комментарии Захара Давыдова и
Владимира Купченко
OCR Бычков М. Н.
В 1932 г. в некрологе памяти М. А. Волошина Александр Бенуа писал: "Умер Максимилиан
Волошин - одна из самых живописных и любопытных фигур известного момента русской культуры. И да
простит меня тень его, что я употребляю такие слова в отношении скончавшегося поэта и моего личного
приятеля. Это вообще совсем не те слова, которые полагаются для некролога. Однако я все же решаюсь
их оставить, ибо они сразу выражают нечто такое, что я хотел бы выразить, и, к тому же, я уверен, что в
представлении самого Волошина они не означали бы чего-либо обидного и преуменьшающего".
И далее: "Меня соединяла с Волошиным дружба, начавшаяся еще в 1905 году, но основой этой
дружбы не было мое признание его как поэта, но именно мое любование им как цельной и своеобразной
"фигурой". Слова эти содержат, если хотите, оттенок иронии,- и некоторую иронию я сохранил в
отношении к нему навсегда, что ведь вообще не возбраняется и при самой близкой и нежной
дружбе" {Александр Бенуа размышляет...М., 1968. С. 233.}.
Познакомились они еще в начале 1903 года, когда Волошин появился у Бенуа с рядом поручений
от русских художников, живущих в Париже. Приехав из Парижа в Петербург, Волошин 14 января
написал Бенуа следующее письмо:
Многоуважаемый Александр Николаевич!
У меня есть к Вам письмо и поручения из Парижа от Ал<ександры> Вас<ильевны> Гольштейн,
Щукина, нового художествен<ного> рус<ского> общества и т. д. {"Общество русских художников" в
Париже было создано на Монпарнасе по инициативе Е. С. Кругликовой и Волошина.} Мне говорили, что
теперь Вы очень заняты... Может Вы сможете мне назначить время и место на следующей неделе, когда
Вам будет удобнее. Я остаюсь здесь еще до января. Макс Волошин.
Бенуа ответил на другой же день:
15/1 1903. Многоуважаемый господин Волошин.
Простите, не знаю Вашего имени и отчества. Очень буду рад Вас видеть у меня в редакции
(Мойка 83) в будущий четверг 23 января. До этого дня я буду поглощен постановкой "Гибель богов".
С сов<ершенным> почтением,
Александр Бенуа.
23 января встреча состоялась. По-видимому, одной из главных забот Волошина было устройство
выставки Е. С. Кругликовой - и по этому вопросу он обращался также к И. Э. Грабарю и С. П. Дягилеву.
2 февраля 1903 года поэт писал Елизавете Сергеевне Кругликовой в Париж: "Бенуа. Вполне
неопределенен. Видите, это очень интересно. Но что же я-то тут могу? Я человек непрактичный. Вы бы
лучше к Дягилеву обратились. Вот я Вам напишу его карточку". В конце письма к Кругликовой Волошин
упоминал: "У Бенуа познакомился с Серовым, Сомовым, Лаликом..." {Рене Лалик (1860-1945) -
французский ювелир и прикладник.} Находилась в редакции "Художественных сокровищ России" и А.
П. Боткина (дочь П. М. Третьякова и жена известного коллекционера С. С. Боткина), надолго
запомнившая встречу с Волошиным {См. ее письмо к И. С.Остроухову от 11 января 1905 г., ОР ГТГ, 10
(1651).}.
В январе 1905 г., снова приехав в Петербург, Волошин собирался навестить Бенуа, о чем говорит
запись его адреса в блокноте: "Бенуа. 1 линия 56, кв. 3". Однако события 9 января, которые потрясли и
Волошина, и Бенуа, сорвали встречу. В феврале оба они оказались в Париже - и здесь местом их встреч
стало ателье Е. С. Кругликовой. Завсегдатай ее "сред" художник Б. Н. Матвеев сообщал матери 25 марта:
"У нас много здесь известных лиц. Я уже писал об Амфитеатрове и Бенуа" {ЦГАЛИ, ф. 801, оп. 1, ед. хр.
9. С. 34.}. Именно в это время происходит настоящее сближение Волошина и Бенуа. Сам Бенуа
Стр.1