Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Из переписки П.А. Вяземского и П.И. Бартенева

0   0
Первый авторВяземский Петр Андреевич
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID12443
Кому рекомендованоМемуары и переписка
Вяземский, П.А. Из переписки П.А. Вяземского и П.И. Бартенева : Переписка / П.А. Вяземский .— : [Б.и.], 1869 .— 8 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/12443 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

) практически не публиковалась (письма Вяземского печатались в "Русском архиве" разных лет; см. также: [Гулин]). <...> 9] Царское Село, 4 нояб<ря, 1868 Не имею сочинений Хомякова, о которых Вы пишете, и не знаю, получу ли их здесь1. <...> Я очень понимаю, что светский писатель может быть религиозен; но не люблю, когда светский писатель идет в богословы. <...> Светскому писателю можно присвоить себе духовную и нравственную часть религии; но толковать о различии исповеданий и выдавать свое за наилучшее и за настоящее [9 об.] почитаю делом совершенно неуместным и неприличным. <...> Весь Ваш Вяземский 2 Вяземский -- Бартеневу [Ед. хр. <...> Пономарев прислал мне следующие здесь библиографические списки, с просьбою передать их Вам. <...> Совершенно Вам преданный Вяземский 3 Бартенев -- Вяземскому [Л. <...> ] Прекрасное письмо Сперанского о Карамзина Истории я уже получил14. <...> Надо бы составить родословную всей этой замечательной семьи Столыпиных. <...> Письма Бальмена в корректурных листах я послал для того, чтобы Наполеона портрет не измялся и для того, что Вам будет их любопытно прочитать вперед. <...> Душевно Вашему сиятельству преданный Петр Бартенев 4 Вяземский -- Бартеневу [Ед. хр. <...> Жаль мне только, что Вы выслали книгу на комиссию к Базунову. <...> На основании этой находки своей он написал возражение на Ваши строки об его книге, 5-й том которой вчера наконец свалился долой с корректурных рук моих28. <...> Жду с нетерпением стихов о Норове для сдачи в типографию29. <...> Толстой настаивает давно, чтоб я напечатал возражение против Вашей статьи. <...> Душевно Вашему сиятельству преданный Бартенев Примечания 1 Речь идет о томе богословских сочинений Хомякова, вышедшем в Праге в 1867 году (в переводе с французского) под редакцией и с предисловием Ю.Ф. Самарина. <...> Большая часть этих сочинений выходила отдельными брошюрами в Лейпциге и Париже; Бартеневу принадлежит копия статьи Хомякова "Церковь одна <...>
Из_переписки_П.А._Вяземского_и_П.И._Бартенева.pdf
Из переписки П.А. Вяземского и П.И. Бартенева Scan ImWerden OCR Бычков М. Н. ЛЕВ СОБОЛЕВ из переписки П.А. Вяземского и П.И. Бартенева Переписка П.А. Вяземского с издателем "Русского архива" П.И. Бартеневым (см.: [Мироненко]) практически не публиковалась (письма Вяземского печатались в "Русском архиве" разных лет; см. также: [Гулин]). Мы публикуем несколько писем Вяземского (Ф. 46 [Бартенев]. Оп. 1) и Бартенева (Ф. 195 [Вяземские]. Оп. 1. Ед. хр. 1407) из РГАЛИ (в дальнейшем указывается лишь номер единицы хранения для писем Вяземского и листов для писем обоих корреспондентов); письма печатаются по современной орфографии и пунктуации (в частности, публикатором везде поставлены кавычки в заглавиях журналов или отдельных произведений) с сохранением некоторых особенностей индивидуального письма. Письма Вяземского, по-видимому, написаны рукой В.Ф. Вяземской (см.: [Из собрания: 115] ); везде отмечен текст, написанный рукой Вяземского. В комментировании принимал участие А.Л. Соболев. 1 Вяземский -- Бартеневу [Ед. хр. 153. Л. 9] Царское Село, 4 нояб<ря, 1868 Не имею сочинений Хомякова, о которых Вы пишете, и не знаю, получу ли их здесь1. Читал я только предисловие к ним Самарина. Оно хорошо написано и умно, как все, что пишет Самарин, но при всем том чего-то нет, и есть излишек того, чему быть бы не следовало. Я очень понимаю, что светский писатель может быть религиозен; но не люблю, когда светский писатель идет в богословы. Светскому писателю можно присвоить себе духовную и нравственную часть религии; но толковать о различии исповеданий и выдавать свое за наилучшее и за настоящее [9 об.] почитаю делом совершенно неуместным и неприличным. Тем более, что Церковь, которую эти господа так усердно защищают, обыкновенно не признает их своими законными защитниками. Из этого может выходить и выходит соблазн, или раскол. Когда управлял я Министерством Просвещения, я хлопотал о пропуске богословских статей, печатаемых за границею Хомяковым, и не успел в том вследствие отказа духовной цензуры2. Самарин называет Хомякова учителем церкви3. Какой же это учитель, которого ученики не слушаются и отвергают? В самом своем предисловии Самарин не очень щадит наше духовен[10]ство4. А как бы то ни было, хорошо ли оно или худо, но все же одно духовенство законный представитель церкви нашей пред народом. Выдумывать какую-то церковь, которая сама собой держится, есть своего рода отвлеченность и протестация, то есть протестанство, которое также началось протестом против духовенства. Пожалуй, будь оно и так, и будь оно полезно, но такое действие довольно странно и противологически со стороны тех, которые выдают себя сынами и воинами православия. Книга об окраинах России5, кстати будь здесь сказано, есть, по моему мнению, что-то вроде воздвижения памятника Кольцову в Воронеже6. Пожалуй, пиши об окраинах и воздвигай памятник ко[10 об.]му хочешь; но ни в том, ни в другом случае нет насущной потребности. А у нас много еще таких потребностей, которых удовлетворение гораздо важнее и потребнее. Вот опять Вам несколько камешков для сооружения и мне памятника, то есть посмертной моей биографии, которую Вам завещаю, за смертью Шевырева7. <почерком Вяземского:, Все это здесь набросалось потому, что мы завалены здесь снегом, как в Камчатке, и не могу за неимением лыжей пуститься в прогулку пешком. Вместо ног дал я мыслям своим прогуляться. Весь Ваш Вяземский
Стр.1