Литературоведение (сводная)
← назад
Свободный доступ
Ограниченный доступ
Автор: Ибатуллина
Директ-Медиа: М.
Монография посвящена исследованию мифопоэтических констант эротологической трилогии А.И. Куприна, в которую условно объединены повести «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь». Анализ символических кодов и языка мифологем, организующих художественные миры произведений, обнаруживает, что эротологический миф существует здесь в диалогических взаимоотражениях с другими базовыми для европейской культуры мифологическими топосами, в первую очередь с мифом солярно-хтоническим и софийным (и, как его инвариант, каббалистическим мифом). Выявляется, что поэтика повестей Куприна выстраивается на основе системы бинарных оппозиций, характерных для названных топосов и определяющих миромоделирующие и сюжетно-смысловые координаты произведений. Ключевыми в этом ряду можно считать оппозиции Хаос — Космос, Эрос — Логос, Эрос — Танатос, а также их экзистенциальные и социокультурные производные: жизнь — смерть, любовь – смерть, природа – цивилизация, цивилизация – культура и т. д. Книга может быть интересна как филологам, так и специалистам в области культурологии, эстетики, психологии творчества, герменевтики, генологии.
Предпросмотр: Миф и символ в эротологической трилогии А. И. Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» монография.pdf (0,2 Мб)
Автор: Елисеева Ольга
Молодая гвардия
Кого именно Александр Сергеевич Пушкин скрыл под масками главных героев «Пиковой дамы»? Принято называть всего пару имен современников и соотечественников поэта. Тем временем за спиной пушкинских персонажей выстраивается целый ряд исторических фигур, известных далеко за пределами России. Швеция, Австрия, Франция, Неаполь — где только не оставили следы таинственные «дамы», их мнимые убийцы и скромные воспитанницы! Автор книги, известный историк и писатель Ольга Елисеева, показывает глубокий отпечаток, который наложило на повесть восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, и рассматривает многочисленные намеки на членов царской фамилии. Под ударом оказываются Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, императрица Мария Федоровна, ее невестки Елизавета Алексеевна и Александра Федоровна, а также монархи европейских государств и их министры. Книга написана живым ярким языком и будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей.
Предпросмотр: Маски Пиковой дамы.pdf (0,1 Мб)
Автор: Андреева
Директ-Медиа: М.
В монографии Андреевой Е. А. «Михаил Тверской глазами древнерусских книжников» рассматривается ранее подробно и комплексно не изучавшийся в литературоведении корпус текстов о Михаиле Ярославиче, святом благоверном князе, первым из князей принявшим титул «великого князя всея Руси». Изученные с текстологической и исторической точки зрения памятники представляют интерес в жанрово-стилевом аспекте. Тексты XIV–XVII вв., написанные разными авторами, помещенные в состав древнерусских сборников и летописных сводов, воспроизводят события, происходившие на Руси в начале XIV в., и дают различные оценки внутриполитической и внешнеполитической картины. Отношение агиографов, составителей и редакторов памятников к деятельности Михаила Тверского напрямую зависит от места и времени создания текстов и целей, преследуемых книжниками. Для анализа выбраны Пространная редакция жития, жития в составе «Степенной книги», «Великих Миней четьих» митрополита Макария, «Старопечатного пролога», а также повествования в Тверской летописи и Рогожском летописце, Никоновской и Устюжской летописях.
Предпросмотр: Михаил Тверской глазами древнерусских книжников монография.pdf (0,2 Мб)
Автор: Ибатуллина
Директ-Медиа: М.
Монография посвящена исследованию мистериальных принципов изображения и их художественных функций в поэтике русской литературы XIX–XX веков. Мистериальные контексты в творчестве Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Б.Л. Пастернака рассматриваются на уровне внутренней жанровой формы произведения, образно-смысловая парадигма мистерии декодируется через ассоциативно-символические планы изображения. В качестве одной из центральных в работе обозначена проблема жанровых диалогов — ситуаций взаимоотражений, в которые вступают между собой миф, трагедия, мистерия. Книга может быть интересна как филологам, так и специалистам в области культурологии, эстетики, герменевтики, генологии.
Предпросмотр: Мистериальные миры в русской литературе XIX–XX веков монография.pdf (0,3 Мб)
Автор: Кларк
Альпина Паблишер: М.
«Муза, где же кружка?» — прекрасно иллюстрированный путеводитель по всемирной истории алкоголя и литературы. Авторы книги, художники Грег Кларк и Монти Бошамп, заглянули в бокалы известных писателей и узнали, какие спиртные напитки пили прославленные мастера слова и как алкоголь повлиял на их жизнь и творчество. Авторы исследуют литературную питейную культуру, анализируя дневники писателей, их письма и, конечно же, произведения. Для удобства каждая глава посвящена определенному виду алкогольного напитка: здесь вы найдете историю пива, вина, абсента, джина, виски, водки, рома и текилы. Обзор литературного наследия тех авторов, которые прибегали к алкоголю в поисках вдохновения или воспевали его в своих работах, исторически широк и разнообразен — от стихов Омара Хайяма и пьес Уильяма Шекспира до произведений Стивена Кинга и Венедикта Ерофеева. Кроме множества биографических фактов и литературных анекдотов, в этой книге собраны и рецепты любимых напитков писателей, например, мятный джулеп от Уильяма Фолкнера, знаменитый дайкири «Хемингуэй» или излюбленный коктейль Трумена Капоте — «отвертка».
Предпросмотр: Муза, где же кружка Великие писатели и напитки, которые их вдохновляли.pdf (0,1 Мб)
Автор: Панова Лада
Изд. дом Высшей школы экономики: М.
«Мнимое сиротство: Хлебников и Хармс в контексте русского и европейского модернизма» — попытка подвергнуть художественные произведения, манифесты и жизнетворческие практики первого авангарда непредвзятому рассмотрению, не зависимому как от культа авангарда, так и от сложившейся за столетие инерции его восприятия. В монографии проблематизируются природа первого авангарда, легитимность того уникального места, которое он занял в сегодняшнем литературном каноне, и масштаб его новаторства. В развитие этой исследовательской программы прокладываются увлекательные интеллектуальные маршруты от существующих трактовок прославленных произведений Хлебникова и Хармса — через их контекстуализацию — к новым. В результате у обоих писателей обнаруживается богатейшая доавангардная родословная. Драматического пика анализ творчества Хлебникова и Хармса достигает при обсуждении их программных жестов разрыва с традицией (вроде бросания Пушкина с парохода современности). Оба писателя оказываются, сами того не желая, типичными представителями модернизма, разделяющими со своей эпохой интеллектуальные моды, сюжеты, мотивы, жизнетворческие и рекламные стратегии. Их принадлежность к модернизму демонстрируется и в разделе, посвященном нумерологическому топосу русской литературы. Почерпнув математический репертуар у современников-модернистов, Хлебников использовал его для создания своих автомифологем (вроде «Короля Времени»), на которые затем нетривиальным образом отреагировали такие модернисты, как Кузмин и Замятин, Мандельштам и обэриуты.
Предпросмотр: Мнимое сиротство Хлебников и Хармс в контексте русского и европейского модернизма.pdf (0,4 Мб)