УДК 821.161.1
ББК 83.3(2Рос=Рус)
П16
Составитель серии
ВАЛЕРИЙ АНАШВИЛИ
Рецензент
доктор философских наук
ИГОРЬ ЧУБАРОВ
Дизайн серии
ВАЛЕРИЙ КОРШУНОВ
П16 Панова, Л.
ск Мнимое сиротство. Хлебников и Хармс в контексте русского и европейшого
модернизма [Электронный ресурс] / Л. Панова ; Нац. исслед. ун-т «Высp
ая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл
кdf : 609 с.). — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Исследования
4.5 ; экран 10".ультуры). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions
ISBN 978-5-7598-1605-8
«Мнимое сиротство: Хлебников и Хармс в контексте русского и европейского
ж модернизма» — попытка подвергнуть художественные произведения, манифесты и
в изнетворческие практики первого авангарда непредвзятому рассмотрению, не зависимому
как от культа авангарда, так и от сложившейся за столетие инерции его
тосприятия. В монографии проблематизируются природа первого авангарда, легикимность
того уникального места, которое он занял в сегодняшнем литературном
паноне, и масштаб его новаторства. В развитие этой исследовательской программы
т рокладываются увлекательные интеллектуальные маршруты от существующих
срактовок прославленных произведений Хлебникова и Хармса — через их контекдтуализацию
— к новым. В результате у обоих писателей обнаруживается богатейшая
Хоавангардная родословная. Драматического пика анализ творчества Хлебникова и
( армса достигает при обсуждении их программных жестов разрыва с традицией
свроде бросания Пушкина с парохода современности). оба писателя оказываются,
сами того не желая, типичными представителями модернизма, разделяющими со
нвоей эпохой интеллектуальные моды, сюжеты, мотивы, жизнетворческие и рекламсые
стратегии. Их принадлежность к модернизму демонстрируется и в разделе, почвященном
нумерологическому топосу русской литературы. Почерпнув математисеский
репертуар у современников-модернистов, Хлебников использовал его для
воздания своих автомифологем (вроде «Короля Времени»), на которые затем нетридиальным
образом отреагировали такие модернисты, как Кузмин и Замятин, Манельштам
и обэриуты.
УДК 821.161.1
ББК 83.3(2Рос=Рус)
Деривативное электронное издание на основе печатного издания: Мнимое сиротство. Хлебуников
и Хармс в контексте русского и европейского модернизма [Текст] / Л. Панова ; Нац. исслед.
н-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 608 с. —
(Исследования культуры). — ISBN 978-5-7598-1509-9.
сВ соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
уредствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения
бытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-7598-1605-8
© Панова Л. Г., 2017
© Оформление. Издательский дом
Высшей школы экономики, 2017
Стр.5
СоДеРжание
о ЧеМ эТа Книга ................................................................................................................... 12
СПиСоК СоКРащений ...................................................................................................... 18
ПРиМеЧание ........................................................................................................................... 19
ВВеДение ПеРВое, ТеоРеТиЧеСКое: о СолиДаРноМ
и неСолиДаРноМ ПРоЧТении аВангаРДа ......................................................... 20
1. «новый Первый неожиданный» авангард и литературный процесс .......... 20
2. Самообразы кубофутуризма и оБэРиУ в манифестах .................................. 24
3. «островной» миф Хлебникова и Хармса ............................................................. 32
4. Cолидарное чтение: истоки ..................................................................................... 40
5. альтернатива солидарному чтению: кубофутуризм
и оБэРиУ глазами неангажированных современников ...................................... 49
6. Солидарное чтение как возвышающий обман .................................................... 60
7. несолидарное чтение: антиавангард
или малая ветвь авангардоведения? ........................................................................... 61
8. Солидарное и несолидарное чтение в социокультурной перспективе ........ 63
ВВеДение ВТоРое, ПРаКТиЧеСКое: РУКоВоДСТВо
По ВоЗВРащению ХлеБниКоВа и ХаРМСа В МоДеРниЗМ.......................... 65
1. авангардные семантика и прагматика ................................................................. 66
1.1. Общие соображения ............................................................................................ 66
1.2. Авангардное жизнетворчество ....................................................................... 76
1.3. Авангардный текст под лупой монографического анализа...................... 81
2. авангардная интертекстуальность ......................................................................... 83
2.1. Авангардная интертекстуальность при солидарном чтении ............... 83
2.2. Несолидарный анализ: интертекстуальность поневоле .......................... 87
РаЗДел ПеРВЫй. ПиСаТельСКаЯ ПРаКТиКа ХлеБниКоВа
I. ПоДноВление МоДеРниСТСКого СюжеТа:
«ЗаКлЯТие СМеХоМ» и «МиРСКонца» ..................................................................... 93
1. Революционер-будетлянин или примерный модернист? ................................. 93
2. «Заклятие смехом» — постсимволистская мистерия ....................................... 101
3. «Мирсконца» и готовый сюжет о жизни, прожитой вперед и вспять ......... 112
II. «AlSo SprACh ZArAthuStrA» — CoSì pArlò MAfArkA
Il futurIStA — ТаК гоВоРил и ХлеБниКоВ («Ка», его
СюжеТ, ПРагМаТиКа и лиТеРаТУРнЫе иСТоЧниКи) ......................................121
1. Существующие прочтения «Ка»: бессюжетность и загадочность ............... 123
5
Стр.6
2. новое прочтение «Ка»: сюжет как жизнетворческая программа ................. 127
2.1. Три с половиной сюжетообразующих персонажа ...................................... 127
2.2. Сюжетообразующие эпизоды ........................................................................ 130
2.3. Прагматические пружины сюжета и повествования ............................. 139
3. египетская фактура «Ка»: назад в будущее ........................................................ 143
4. «Ка» и европейские прецеденты: «Пер гюнт» .................................................... 147
5. «Ка» и традиции ницшеанства .............................................................................. 149
5.1. «Так говорил Заратустра» и ницшеанство русских символистов .......149
5.2. Ницшеанство Маринетти ............................................................................ 157
5.3. Ницшеанство Хлебникова в кубофутуристском контексте ............... 167
РаЗДел ВТоРой. нУМеРологиЯ оТ ХлеБниКоВа
До оБэРиУТоВ
III. нУМеРологиЧеСКаЯ УТоПиЯ ХлеБниКоВа —
феноМен РУССКого МоДеРниЗМа .......................................................................... 173
1. Чертежник истории и слов геометр ..................................................................... 173
1.1. Нумерологический проект .............................................................................. 173
1.2. Арифметическая историософия................................................................... 176
1.3. Математизированная семантика и «звездный» язык ............................ 181
1.4. Эксперименты с «мнимыми» числами ........................................................ 188
1.5. Системность ..................................................................................................... 190
2. нумерология Хлебникова: проблема авторства .............................................. 191
3. нумерологический дебют Хлебникова:
по стопам символистской поэзии ............................................................................. 193
3.1. «Могилы вольности — Каргебиль и Гуниб...» («Вам») .............................. 193
3.2. «Гибель Атлантиды» ....................................................................................... 193
3.3. «Учитель и ученик» .......................................................................................... 194
3.4. «Числа» ................................................................................................................ 195
4. нумерологическая историософия Хлебникова и ее истоки:
от льва Толстого до символистов ............................................................................. 207
4.1. Историософия Вл. Соловьева и символистов
в нумерологическом преломлении Хлебникова ................................................... 207
4.2. Под знаком Толстого: мир без войны
и другие историософские концепты .................................................................... 211
4.3. Хлебников vs русские писатели-гуманисты ............................................... 218
5. геометризованная лингвистика и традиция «кратилизма» ........................... 219
5.1. «Кратил» Платона .......................................................................................... 219
5.2. «Английские слова» Малларме ....................................................................... 220
5.3. Другие литературные источники хлебниковского кратилизма........... 223
6
Стр.7
6. азы оккультизма ....................................................................................................... 225
6.1. Наивный пифагореизм ..................................................................................... 226
6.2. Переработка теософии ................................................................................... 227
6.3. Поэтический топос «звезды-числа, ставшие словом»............................. 229
7. Конкуренты Хлебникова ......................................................................................... 231
7.1. Константин Случевский: поэтический сциентизм ................................ 233
7.2. Андрей Белый: математическая и кубистическая фактура
«Петербурга» ............................................................................................................ 238
7.3. Мережковский — Гиппиус: «тайна трех» ................................................... 246
8. В ряду утопий ............................................................................................................. 251
8.1. Число как моноидея .......................................................................................... 251
8.2. Художественный мир Хлебникова: по рецептам символистских
утопий ........................................................................................................................ 252
9. Самопрезентация — жизнетворчество — культ ............................................... 253
9.1. Огранка самообраза ......................................................................................... 253
9.2. Заратустрианский эпилог: «Зангези» .......................................................... 255
9.3. Антихрист навыворот .................................................................................. 260
9.4. «Что делать?» по Хлебникову ....................................................................... 262
9.5. Культ Хлебникова ............................................................................................. 263
10. Миссия Хлебникова: выводы ............................................................................... 267
10.1. Прометей от авангарда: интертекстуальное осмысление ................. 267
10.2. Король и Председатель: жизнетворческое осмысление.......................... 268
10.3. Мегаломания: психоаналитическое осмысление ..................................... 268
10.4. На пути к тоталитаризму: историософское осмысление .................. 270
10.5. Подлинное искусство: художественное осмысление ............................... 272
11. Хлебниковедение и Король Времени: верноподданничество
или осада? ........................................................................................................................ 272
IV. КаРТа нУМеРологиЧеСКого ВлиЯниЯ ХлеБниКоВа: 1917–1941 ...... 276
V. ПоДРажание ХлеБниКоВУ (гаСТеВ, глаЗКоВ и ДРУгие) ....................... 281
VI. ПоРТРеТиРоВание ХлеБниКоВа (КУЗМин, КаВеРин) .......................... 291
1. нумерологическое чудачество Хлебникова
в «Прогулках, которых не было» Кузмина .............................................................. 291
2. Вольдемар Хорда Первый в «Скандалисте» Каверина ..................................... 301
VII. РаЗгоВоР о ВеТРе (ХлеБниКоВ В МанДельшТаМоВСКоМ
ВоСьМиСТишии «СКажи Мне, ЧеРТежниК ПУСТЫни...») ....................... 303
1. Существующие прочтения, или кто есть кто
в «Скажи мне, чертежник пустыни...» ..................................................................... 305
2. Диалоги двух поэтов в жизни и стихах ............................................................... 310
7
Стр.8
3. Ветер, Велимир, «звездная» азбука ....................................................................... 313
4. Мандельштам vs Хлебников: богословско-поэтический диспут .................. 320
5. имитация хлебниковского идиолекта ................................................................. 322
6. Творческие обертоны ключевых слов .................................................................. 326
7. некоторые выводы ................................................................................................... 328
VIII. ПолеМиЧеСКий ПоДРЫВ ХлеБниКоВа («МЫ» ЗаМЯТина) .............. 329
1. Замятин против Хлебникова .................................................................................. 329
2. нумерология Хлебникова в общем дизайне романа ........................................ 333
3. Способы подрыва...................................................................................................... 341
3.1. Разоблачение концепта «последнего и окончательного» ........................ 341
3.2. Судьбы главных героев ..................................................................................... 342
3.3. Смех ..................................................................................................................... 348
4. интегральный кубизм ............................................................................................. 350
IX. СоРеВноВание-УЗУРПациЯ (оБэУРиУТСКий
нУМеРологиЧеСКий Канон и ХлеБниКоВ) ..................................................... 354
1. Хармс: «Я хочу быть в жизни тем же, чем лобочевский
был в геометрии»........................................................................................................... 357
2. олейников: не раб я числа, а его господин ........................................................... 365
3. Введенский: численность простая как весло ..................................................... 368
РаЗДел ТРеТий. ПиСаТельСКаЯ ПРаКТиКа ХаРМСа
X. «лаПа»: аБСУРД иЗ ВТоРЫХ РУК ............................................................................. 375
1. Существующие трактовки ...................................................................................... 376
2. Даниил в бермудском треугольнике русских «отцов абсурда» ..................... 383
2.1. Абсурдизация абсурда ...................................................................................... 383
2.2. Хлебников, Гоголь и Кузмин: в роли литературных «отцов» ................. 384
2.3. Хлебниковский слой в «Лапе» ......................................................................... 385
2.4. Гоголевский слой в «Лапе» ............................................................................... 387
2.5. Кузминский слой в «Лапе» ............................................................................... 388
2.6. Опора на библейского тезку ........................................................................... 389
3. Купальский сюжет: источники и жизнетворческая огранка ......................... 390
3.1. Гоголевская основа сюжета ............................................................................ 392
3.2. «Мистерия мне» ................................................................................................ 394
3.3. Модели купальского жизнетворчества ....................................................... 396
4. Загромождение купальского сюжета ................................................................... 397
5. Конкуренты купальского сюжета ......................................................................... 399
5.1. Оккультная топика ........................................................................................ 399
5.2. Любовная топика ............................................................................................. 406
5.3. Советская топика ........................................................................................... 408
8
Стр.9
6. образы ......................................................................................................................... 411
6.1. ‘Лапа’ .................................................................................................................... 412
6.2. Земляк .................................................................................................................. 413
6.3. Бог ......................................................................................................................... 417
6.4. Власть ................................................................................................................. 418
6.5. Статуя ............................................................................................................... 420
6.6. Хлебников ............................................................................................................ 422
6.7. Утюгов ................................................................................................................. 425
6.8. Нил, он же подсвечник, он же гроб ................................................................ 428
6.9. Покойник ............................................................................................................. 429
6.10. Аменхотеп ....................................................................................................... 432
6.11. План Аменхотепа ........................................................................................... 434
6.12. Николай Иванович с ибисом ......................................................................... 434
6.13. Чета Подхелуковых ........................................................................................ 435
6.14. ГПУ ..................................................................................................................... 437
6.15. Небо, снизу воспринимаемое как крыша, а изнутри —
как птичник .............................................................................................................. 438
6.16. Пара влюбленных деревьев, она же пара волков ...................................... 440
6.17. Сторож, он же громоотвод, и его клоны ................................................... 440
6.18. Грязная девочка, она же Дева, и земляные лепешки ................................ 441
6.19. Пеликан ............................................................................................................. 442
6.20. Лебедь, он же Звезда Лебедь Агам, он же кусок неба, он же цветок
над головой, он же цветок из головы, он же Кухивика ..................................... 443
6.21. Ангел Капуста [Копуста, Пантоста, Хартраста, Холбаста]
и навоз ......................................................................................................................... 445
6.22. Мария Ивановна, она же Сосна ................................................................... 447
6.23. Рабинович ......................................................................................................... 448
6.24. Ребенок .............................................................................................................. 449
6.25. Ледник ................................................................................................................ 449
6.26. Морёл в переднике ........................................................................................... 450
6.27. Млин .................................................................................................................. 451
7. невольный пэтчворк ................................................................................................ 451
8. жанровые характеристики «лапы» ...................................................................... 484
8.1. Между жанрами ................................................................................................ 484
8.2. По рецепту «Прогулок Гуля» Кузмина: пьеса абсурда с уклоном
в мистерию ................................................................................................................ 486
8.3. Освежение пьесы абсурда советской сатирической пьесой .................... 489
8.4. По примеру «Снежимочки» Хлебникова: переписывание классики ....... 489
8.5. Абсурд второй свежести ................................................................................ 490
9. Выводы......................................................................................................................... 491
9
Стр.10
РаЗДел ЧеТВеРТЫй. ПРагМаТиКа КаК иСКУССТВо
XI. игРа на ВЫигРЫш: о ТРаеКТоРии УСПеХа
КУБофУТУРиЗМа и оБэРиУ ......................................................................... 495
1. Прагматика с точки зрения успешности ............................................................. 497
2. Как монополизировать поле литературы:
о Хлебникове и немного о Маяковском .................................................................. 507
3. о Хармсе и немного об оБэРиУ: от неудачного дебюта — к триумфу ...... 527
XII. ТеКСТоВЫе ПРелоМлениЯ ТеХ же СТРаТегий ......................................... 536
1. Контракт авангарда с потребителем .................................................................... 538
2. Комплекс мнимого сиротства:
символическая экзекуция отцовских фигур .......................................................... 543
3. эталонный авангардный текст .............................................................................. 553
4. Первый авангард и наступившее будущее.......................................................... 556
лиТеРаТУРа ............................................................................................................................. 559
УКаЗаТель иМен и ПРоиЗВеДений (сост. М. Трунин) ...................................... 580
Стр.11