Психология МатЕринстВа и родитЕльстВа ростов-на-дону издательство Южного федерального университета 2011 удк 159.922 ббк 88.2 М74 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета рецензенты: доцент, кандидат психологических наук е. в. белинская, доцент, кандидат психологических наук е. <...> Последствия эти имеют далеко не теоретический характер. удручающая статистика падения уровня здоровья населения, возрастание числа психических патологий, увеличение преступности (несмотря на повышение уровня жизни), проблемы войн, экологии, разрушение ценностей семьи и родительства – все эти «достижения», с которыми мы вошли в третье тысячелетие, заставляют ученых различных областей искать новые пути осмысления того, что есть человечество, что есть человек, что есть я, отказываясь от устоявшихся объяснительных схем, догм и «железобетонных конструкций». на этом фоне вполне закономерным является значительное увеличение интереса к истокам человеческой жизни, различным аспектам пренатального развития. ряд научных исследований, проведенных в последние годы, позволил по-новому взглянуть на проблему психологии личности, психологии жизни и смерти, истоков психического и физического здоровья, обусловленных различными обстоятельствами и факторами пренатального развития. <...> Пайнз, Л. нильсон, т. верни, а. бертин и др. среди отечественных исследователей можно назвать таких как Э. к. айламазян [11], в. в. абрамченко, а. с. батуев, Г. и. брехман [2], а. и. брусиловский [3], к. <...> Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на внутриутробное развитие ребенка, протекание беременности и роды. таким образом, развитие перинатальной психологии является закономерным углублением в тему истоков человеческой личности и истоков психологического и соматического здоровья. нужно сказать, что в последние десять лет ни один предмет не привлекал к себе <...>
Перинатальная_психология._Психология_материнства_и_родительства.pdf
удк 159.922
ббк 88.2
М74
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
рецензенты:
доцент, кандидат психологических наук е. в. белинская,
доцент, кандидат психологических наук е. Х.-М. агнаева
Учебник подготовлен и издан в рамках национального проекта
«Образование» по «Программе развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
“Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.»
Могилевская, Е. В.
М74
Перинатальная психология. Психология материнства и родительства:
учебник / е. в. Могилевская, о. с. васильева; Южный
федеральный университет. – ростов-на-дону: издательство Южного
федерального университета, 2011. – 274 с.
ISBN 978-5-9275-0894-5
учебник охватывает разносторонний круг вопросов, связанных с новым
направлением в российской психологической практике, – перинатальной
психологией. Материал изложен в единстве с психологией беременности и
родов и психологией родительства, что позволяет сформировать системное
и целостное представление о диаде мать–дитя как объекте данной отрасли
психологии.
учебник адресован студентам псхологических, медицинских и педагогических
вузов, специалистам, работающим в области глубинной психологии
и психотерапии, детской психологии и психокоррекции, психологии
материнства и родительства. издание будет интересно также всем интересующимся
вопросами психологии.
ISBN 978-5-9275-0894-5
Удк 159.922
ББк 88.2
© Южный федеральный университет, 2011
© Могилевская е. в., 2011
© васильева о. с., 2011
© оформление. Макет. издательство
Южного федерального университета, 2011
Стр.2
оглаВлЕниЕ
введение .............................................. 3
Часть I. осноВы ПЕринатальной Психологии . . . . . . 7
Модуль 1. Предмет, цели и задачи перинатальной психологии . . 8
1.1. Место перинатальной психологии в системе
психологических наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.2. взаимосвязь перинатальной психологии и психологии
материнства и родительства .......................... 18
1.3. основные этапы развития перинатальной психологии . . . . 31
1.4. Представления о душе ребенка в мифологическом
сознании и мировых религиях ........................ 32
1.5. накопление знаний о перинатальном развитии
в медицине и физиологии ............................ 35
Модуль 2. основные теоретические положения перинатальной
психологии ........................................... 39
2.1. единство процессов развития тела и психики.
сенсорные способности плода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
2.2. развитие мозга и первичная приспособительная система . . 47
2.3. условия жизни в утробе ............................. 51
2.4. внутриутробное обучение и особенности памяти ......... 57
2.5. Перинатальная привязанность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
2.6. Первичные потребности ребенка in utero . . . . . . . . . . . . . . . 77
2.7. влияния со стороны матери на внутриутробного ребенка . . 80
Модуль 3. долговременные последствия родов и перинатального
периода .............................................. 96
3.1. значение перинатального периода для первичного
здоровья человека .................................. 96
3.2. структурная интеграция как основа психического
здоровья. влияние перинатальной травматизации
на структурную интеграцию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
271
Стр.271
Часть II. ПсихологиЧЕскиЕ концЕПции
ПЕринатального разВития ....................... 109
Модуль 4. Возникновение идей перинатальной психологии
в рамках психоанализа ................................ 110
4.1. отто ранк. травма рождения ........................ 114
4.2. нандор Фодор. накопление клинического материала
по травме рождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
4.3. артур янов. терапия первичной боли ................. 117
Модуль 5. современные концепции перинатальной
психологии .......................................... 124
5.1. с. Фанти. Микропсихоанализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
5.2. с. Гроф. базовые перинатальные матрицы ............. 137
5.3. Л. де Моз. теория фетального происхождения истории . . 148
5.4. Ф. Мотт и д. боаделла. биосинтез .................... 166
Часть III. Психология БЕрЕМЕнности и родоВ ..... 173
Модуль 6. Место и значение беременности в процессе
индивидуального онтогенеза материнства . . . . . . . . . . . . . . . . 174
6.1. Психоаналитический подход к пониманию
беременности ..................................... 177
6.2. деятельностный подход к пониманию беременности . . . . 185
6.3. Этологический подход к пониманию беременности ...... 186
6.4. беременность как жизненное событие, роль значимых
отношений в процессе беременности .................. 190
6.5. динамика отношения женщины к вынашиваемому
ребенку на этапе беременности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
6.6. влияние отца на отношения в диаде мать–дитя ......... 208
Модуль 7. Психологические аспекты родов ................ 229
7.1. Психология родового процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
7.2. родовые боли. культурно-исторический аспект.
Потребности женщины в родах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
7.3. современные подходы к психологическому
сопровождению беременных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Литература .......................................... 258
272
Стр.272