Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Психология труда (290,00 руб.)

2   0
Первый авторПырьев Евгений Александрович
ИздательствоМ.: «Центральный коллектор библиотек «БИБКОМ»
Страниц489
ID224086
АннотацияУчебное пособие «Психология труда» знакомит с психологическими основами организации трудовой деятельности человека. Материал учебного пособия подан с позиции интегративной науки, т.е. состоящей из отраслей. В отраслевой список предложенной учебной дисциплины входят: Психотехника, Эргономика, Инженерная психология, Организационная психология и Профессиональная ориентация. Данные науки изучают человека в труде с различных сторон, что позволяет дополнить и конкретизировать предмет исследования традиционной Психологии труда. Учебное пособие построено на презентации содержания, имеющего новаторский характер, что позволит иметь более полное представление об изучаемой дисциплине. В частности, новыми для отечественной психологии труда являются вопросы организации и планирования труда, а также некоторые вопросы психологии трудовой мотивации и социально-психологических процессов в трудовом коллективе. Особенностью учебного пособия является его практически ориентированное содержание, которое позволяет проводить диагностику психических состояний и свойств человека; содержит рекомендации по организации труда; предлагает методы коррекции функциональных состояний и многое другое. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по различным специальностям бакалавриата, специалитета и магистратуры, изучающих психологию, аспирантов по соответствующему профилю, а также для всех интересующихся психологическими вопросами организации труда.
Кому рекомендованодля студентов, обучающихся по различным специальностям бакалавриата, специалитета и магистратуры, изучающих психологию, аспирантов по соответствующему профилю, а также для всех интересующихся психологическими вопросами организации труда.
ISBN978-5-905563-10-2
Пырьев, Е. А. Психология труда : учебное пособие / Е. А. Пырьев .— Москва : «Центральный коллектор библиотек «БИБКОМ», 2013 .— 489 с. : ил. — ISBN 978-5-905563-10-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/224086 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Учебное пособие «Психология труда» знакомит с психологическими основами организации трудовой деятельности человека. <...> В отраслевой список предложенной учебной дисциплины входят: Психотехника, Эргономика, Инженерная психология, Организационная психология и Профессиональная ориентация. <...> В частности, Эргономика раскрывает вопросы организации и планирования труда; Инженерная психология отвечает за вопросы взаимодействия человека с техникой и оборудованием; Организационная психология рассматривает вопросы психологии трудовой мотивации и социально-психологических процессов в трудовом коллективе; Психотехника ведает особенностями профессионального отбора и мониторинга; Профессиональная ориентация призвана обеспечить готовности к выбору профессии. <...> Психические регуляторы трудового поведения человека ....... 24 Часть 2. <...> Психологическая характеристика операторских видов труда (на примере работы водителя автомобиля) .............. 248 Часть 2. <...> В частности, новыми для отечественной психологии труда являются вопросы организации и планирования труда, а также некоторые вопросы мотивации и социально-психологических процессов в трудовом коллективе. <...> Ключевыми понятиями учебного пособия являются: «труд», «орудия труда», «условия труда», «окружающая среда», «профессионально важные качества», «профессиональная компетентность» и другие. <...> Необходимо отметить, что предлагаемое учебное пособие построено на методологических принципах отечественной и зарубежной психологий. <...> Объект и субъект труда являются подвижными состояниями. <...> Орудия труда могут быть техническими, а могут – психическими; субъект труда может быть его объектом, и наоборот. <...> Таким образом, субъекта труда трудно «оторвать» от его объекта – это и то и другое одновременно. <...> Если субъект труда предстает в настоящем учебном пособии со стороны своих психических способностей и возможностей, то вторая часть системы (объектная) имеет очень много <...>
Психология_труда.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Психология_труда.pdf
Е. А. Пырьев П С И Х О Л О Г И Я Т Р У Д А Учебное пособие Оренбург 2016 1
Стр.1
УДК 159.9:331.101.3 ББК 88.4 П 95 Рецензенты: проректор ОГПУ им. В.П. Чкалова, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Семенович Коровин; кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология» ОГПУ им. В.П. Чкалова Иван Харитонович Пикалов; П 95 Пырьев Е. А. Психология труда: учебное пособие / Е. А. Пырьев – Оренбург: ОГПУ, 2016. – 488 с. Учебное пособие «Психология труда» знакомит с психологическими основами организации трудовой деятельности человека. Материал учебного пособия подан с позиции интегративной науки, т.е. состоящей из отраслей. В отраслевой список предложенной учебной дисциплины входят: Психотехника, Эргономика, Инженерная психология, Организационная психология и Профессиональная ориентация. Данные науки изучают человека в труде с различных сторон, что позволяет по-новому увидеть предмет исследования и содержание традиционной Психологии труда. В частности, Эргономика раскрывает вопросы организации и планирования труда; Инженерная психология отвечает за вопросы взаимодействия человека с техникой и оборудованием; Организационная психология рассматривает вопросы психологии трудовой мотивации и социально-психологических процессов в трудовом коллективе; Психотехника ведает особенностями профессионального отбора и мониторинга; Профессиональная ориентация призвана обеспечить готовности к выбору профессии. Особенностью учебного пособия является его практически ориентированное содержание, которое позволяет проводить диагностику психических состояний и свойств человека; содержит рекомендации по организации труда; предлагает методы коррекции функциональных состояний и многое другое. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по различным специальностям бакалавриата, специалитета и магистратуры, изучающих психологию, аспирантов по соответствующему профилю, а также для всех интересующихся психологическими вопросами организации труда. УДК 159.9:331.101.3 ББК 88.4 © ОГПУ, 2016 © Пырьев Е.А., 2016 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ......................................................................................... 9 ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 10 Структура и содержание учебного пособия «Психология труда» ……… 19 Раздел I. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУКИ «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА» ...................................................................... 23 Часть 1. Психические регуляторы трудового поведения человека ....... 24 Часть 2. Среда как предмет исследования психологии труда ............... 29 Часть 3. Психические состояния человека в труде (нерешенные вопросы) ........................................................................... 35 Часть 4. Предмет исследования психологии труда как интегративной учебной дисциплины ................................................ 38 Часть 5. «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» ПСИХОЛОГИИ ТРУДА ................ 46 Дополнительный материал 1. Критерии работоспособности личности .................................................................................................. 51 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................... 53 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................... 57 Раздел II. ИСТОРИЯ НАУКИ «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА» ................... 59 Часть 1. Краткая история психотехники ................................................ 61 Дополнительный материал 1. Центральный институт труда (под руководством Гастева А.К.) ........................................................... 64 Часть 2. Эргономика и инженерная психология .................................... 67 Часть 3. Организационная психология .................................................. 71 Дополнительный материал 2. Основные идеи Фредерика Тейлора в области организации труда .................................................................. 79 Часть 4. Профессиональная ориентация ................................................ 81 Часть 5. Проблемные вопросы современного состояния отраслей психологии труда ..................................................................... 84 Дополнительный материал 3. История создания первых тестов для целей профессионального отбора ..................................................... 86 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................... 87 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................... 91 Раздел III. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ТРУДА........................................................................................................ 93 Часть 1. Характеристика базовых методов исследования...................... 93 3
Стр.3
Дополнительный материал 1. Предложения Ф. Тейлора по оптимизации рабочих движений .................................................................................. 95 Часть 2. Источники сбора информации в профессиографировании ...... 99 Часть 3. Виды профессиограмм ........................................................... 100 Дополнительный материал 2. Список психических переменных, регулирующих трудовые действия человека ........................................ 103 Дополнительный материал 3. Составление профессиограммы ........... 104 Часть 4. Сферы применения профессиограмм ..................................... 107 Дополнительный материал 4. Функциональные обязанности психолога труда .................................................................................... 108 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................. 109 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................. 112 Раздел IV. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДЕ .................................................................................................. 113 Часть 1. Утомление. Монотония. Психическое напряжение (стресс) ................................................................................................. 116 Дополнительный материал 1. Профессиональное выгорание человека ................................................................................................ 123 Дополнительный материал 2. Оптимизация функциональных состояний .............................................................................................. 126 Часть 2. Диагностика функциональных состояний.............................. 127 Дополнительный материал 3. Классификация функциональных состояний .............................................................................................. 131 Дополнительный материал 4. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний .................................................................. 132 Дополнительный материал 5. Требования к организации комнаты психологической разгрузки................................................................... 132 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................. 134 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................. 136 Раздел V. ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ ТРУДА ..................................................................... 138 Часть 1. Характеристика категориального аппарата психологии труда .................................................................................. 139 Часть 2. Общие вопросы профессионализации человека..................... 146 Часть 3. Теория и практика профессионально важных качеств ........... 152 4
Стр.4
Дополнительный материал 1. Характеристика эмоциональных типов личности по Е. П. Ильину ..................................................................... 162 Дополнительный материал 2. Содержание и структура профессионально важных качеств по М. А. Дмитриевой ..................... 164 Дополнительный материал 3. Содержание и структура профессионально важных качеств по Э. Ф. Зееру ................................ 166 Дополнительный материал 4. Психологические качества, отрицательно влияющие на результативность профессиональной деятельности ......................................................................................... 167 Дополнительный материал 5. Классификация профессионально важных качеств по Е. А. Климову......................................................... 168 Часть 4. Профессиональная компетентность и компетентности человека в труде .................................................................................... 172 Дополнительный материал 6. Способы оценки профессиональной компетентности человека (на примере профессии учителя) ................ 185 Дополнительный материал 7. Способы содействия профессионального развития личности по Э.Ф. Зееру ......................... 188 Дополнительный материал 8. Нерешенные вопросы психологии труда...................................................................................................... 189 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................. 198 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................. 201 Раздел VI. ЭРГОНОМИЧНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ................................................................... 205 Часть 1. Оценка рабочей нагрузки ....................................................... 209 Часть 2. Общие основы организации рабочего места человека .......... 213 Дополнительный материал 1. Мероприятия по рационализации рабочего места пилота самолета ........................................................... 216 Часть 3. Методы организации труда .................................................... 217 Часть 4. Распределение рабочего времени ........................................... 224 Часть 5. Организация физических условий труда ................................ 229 Дополнительный материал 2. Влияние освещения на психику человека ................................................................................................ 233 Дополнительный материал 3. Влияние цвета на психику человека ..... 233 Дополнительный материал 4. Человек и температура окружающей среды ..................................................................................................... 237 5
Стр.5
Дополнительный материал 5. Шум на работе и психофизиология человека ................................................................................................ 238 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................. 239 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................. 242 Раздел VII. ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ................... 244 Часть 1. Психологические уровни взаимодействия человека с машиной ............................................................................................. 246 Дополнительный материал 1. Психологическая характеристика операторских видов труда (на примере работы водителя автомобиля) .............. 248 Часть 2. Направления исследований в инженерной психологии ......... 250 Часть 3. Конструирование машин и рабочего места оператора ........... 259 Дополнительный материал 2. Организация рабочего места оператора............................................................................................... 262 Дополнительный материал 3. Работа психолога труда в автомобильной промышленности ...................................................... 264 Часть 4. Анализ причин аварийности на транспорте ........................... 269 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................. 272 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................. 276 Раздел VIII. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............. 277 Часть 1. Диспозиционные теории мотивации труда ............................ 280 Дополнительный материал 1. Признаки самоактуализирующейся личности в теории А. Маслоу ............................................................... 288 Дополнительный материал 2. Характеристика людей, имеющих высокий уровень потребности достижения .......................................... 290 Часть 2. Когнитивные теории трудовой мотивации............................. 291 Дополнительный материал 3. Применение на практике теории общих ожиданий Виктора Врума .......................................................... 299 Дополнительный материал 4. Применение на практике теории управления по целям Питера Друкера .................................................. 300 Часть 3. Эмоциональная мотивация ..................................................... 302 Дополнительный материал 5. Экспериментальное исследование эмоциональных мотивов …………………………………………………... 312 Дополнительный материал 6. Удовлетворенность трудом в аспекте мотивации.............................................................................. 314 Дополнительный материал 7. Поведенческие и эмоциональные признаки неудовлетворенности работой............................................... 318 6
Стр.6
Дополнительный материал 8. Методика исследования удовлетворенности от труда ................................................................. 318 Часть 4. Теория мотивации, построенная на организации труда ......... 319 Дополнительный материал 9. Основные проблемы в сфере материального (денежного) стимулирования ....................................... 326 Дополнительный материал 10. Структура средств воздействия на трудовую мотивацию ....................................................................... 334 Дополнительный материал 11. Психические признаки трудовой мотивации.............................................................................. 335 Дополнительный материал 12. Экспресс-методика исследования профессиональных мотивов на основе диагностики интересов личности............................................................................... 336 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................. 337 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................. 341 Раздел IX. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА .............................................................. 344 Часть 1. Первичный трудовой коллектив как малая группа ................ 345 Часть 2. Социально-психологический климат производственной группы..................................................................... 347 Дополнительный материал 1. Оперативная диагностика социально-психологической атмосферы группы .................................. 354 Дополнительный материал 2. Методика исследования удовлетворенности межличностными отношениями в группе ............. 355 Часть 3. Управление трудовым коллективом....................................... 356 Часть 4. Конфликты в рабочей группе ................................................. 361 Дополнительный материал 3. Варианты разрешения трудовых конфликтов психологом ....................................................... 368 Часть 5. Вопросы организационной структуры в психологии труда ............................................................................... 372 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................. 377 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................. 380 Раздел X. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ............................................................................................ 383 Часть 1. Профессиональная консультация ........................................... 388 Дополнительный материал 1. Метод исследования 7
Стр.7
профессиональных интересов личности по Я. Л. Холланду ................. 397 Часть 2. Психологическое обеспечение профессиональной адаптации личности .............................................................................. 400 Часть 3. Профессиональное просвещение ........................................... 408 Дополнительный материал 2. Вариант программы профпросветительской работы с учащимися XI классов по Н. С. Пряжникову ............................................................................. 413 Дополнительный материал 3. Программа профориентационной работы с подростками «Я выбираю профессию» по О. А. Махаевой ... 414 Часть 4. Психологическая диагностика в профессиональной ориентации .......................................................... 414 Дополнительный материал 4. Методы психодиагностики для целей профессиональной ориентации старшеклассников ............. 422 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................. 424 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................. 428 Раздел XI. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ............................................................................................ 430 Дополнительный материал 1. Цели и задачи психологической диагностики человека в форме мониторинга ........................................ 431 Часть 1. Особенности профессиональной диагностики ....................... 433 Дополнительный материал 2. Противопоказания к работе .................. 440 Часть 2. Правовые аспекты профотбора и приема на работу............... 440 Часть 3. Организация профотбора ....................................................... 441 Часть 4. Направления исследовательских работ в профессиональном отборе .................................................................. 447 Дополнительный материал 3. Методы профессиональной диагностики........................................................................................... 448 Дополнительный материал 4. Пример оборудования службы профессионального отбора на машиностроительном заводе России середины 80-х годов.................................................................. 457 Дополнительный материал 5. Тесты профессионально важных качеств................................................................................................... 458 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................. 462 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................. 466 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ .............................................................. 467 ТЕМЫ КУРСОВЫХ И КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ............... 469 8
Стр.8
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ............................................................................ 474 ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ............................................................................. 481 9
Стр.9
ПРЕДИСЛОВИЕ Предложенная книга является итогом многолетнего изучения вопросов психологии труда и преподавания этой дисциплины на нескольких факультетах Оренбургского государственного педагогического университета (ОГПУ). Книга стала результатом плодотворного сотрудничества с преподавателями и студентами вуза. Особую благодарность хочется выразить доценту кафедры общей психологии ОГПУ Пикалову Ивану Харитоновичу. Его опыт и знания позволили сделать замечания и предложения по структуре и содержанию материала, без которого данное учебное пособие не могло бы состояться в настоящем виде. С профессором, доктором педагогических наук Коровиным Сергеем Семеновичем, автора настоящей книги связывают давние научные и плодотворные отношения. Являясь проректором ОГПУ и занятым человеком, Сергей Семенович внимательный и неравнодушный рецензент многих научных работ по другим вопросам психологии, разрабатываемых автором. Благодарность хочется выразить заведующей кафедрой общей психологии ОГПУ, доценту Чайковской Ирине Анатольевне. Первая пробная книга по Психологии труда была написана 2004 году именно в соавторстве с Ириной Анатольевной. Тогда же возникла идея сформулировать для науки о трудовой деятельности человека предмет исследования. Сегодня он видится в специфических связях сознания человека с условиями его труда. Кроме этого, тогда же были высказаны сомнения в способности «концепции соответствия» объяснить важные для психологии труда явления, такие как «психологическая готовность к труду» и «психологическая подготовленность». Со временем появилась переменная – «профессиональная компетентность», которая также требовала объяснения и которая не могла быть понята с позиции «концепции соответствия». Так, благодаря сотрудничеству автора с Чайковской И.А. и коллегами, которые в разные годы читали этот курс в университете на факультете психологии (доценты - Имаметдинова Раиса Ядкаровна, Пикалов Иван Харитонович), появился учебник, в котором учтены замечания и пожелания многих заинтересованных людей. Учебное пособие «Психология труда» знакомит с психологическими основами организации трудовой деятельности человека. Материал учебного пособия подан с позиции интегративной науки, т.е. состоящей из отраслей. В отраслевой список предложенной учебной дисциплины входят: Психотехника, Эргономика, Инженерная психология, Организационная психология и 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.