Московского университета Вестник Cерия 20 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ Актуальный вопрос Загвязинский В.И. <...> О роли педагогической науки в гармонизации социальной стратегии, образовательной политики и практики реформирования российского образования . <...> О понятии “математическая компетентность” 131 Опыт практической педагогики Винник М.А. <...> Системный подход к разработке и проведению практикума по естествознанию в вузе . <...> Эмпирическое и теоретическое осмысление понятия “образовательное событие” . <...> № 4 АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС О РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В ГАРМОНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАКТИКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В.И. <...> Загвязинский (кафедра методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета; e-mail: rao@utmn.ru) В статье на основе анализа опыта опережающего реформирования системы образования в Тюменской области, которая признана территорией-консультантом по данной проблеме для других территорий, вскрываются как положительные итоги последнего этапа реформирования образования (с 2004 г.), так и ряд недостаточно продуманных и нуждающихся в коррекции решений, что будет способствовать гармонизации проводимой государством образовательной политики в центре и регионах и практики реформирования. <...> Ключевые слова: социальная стратегия, образовательная политика, опыт опережающего реформирования образовательных систем региона, достижения и ошибки реформирования, основной продукт образования, гармонизация реформирования. <...> № 4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ “РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ-2020”: МОДЕЛЬ НЕПОТРЕБНОГО БУДУЩЕГО В.А. <...> Попков, В.Д. Жирнов (Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова; e-mail: rektorat@mma.ru) В статье проводится содержательная критика доклада коллектива авторов под руководством Я. Кузьминова <...> Фрумина в 2008 г. разработал (при участии Всемирного банка <...>
_Вестник_Московского_университета._Серия_20._Педагогическое_образование_№4_2010.pdf
Московского
университета
Вестник
Cерия 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Загвязинский В.И. О роли педагогической науки в гармонизации социальной
стратегии, образовательной политики и практики реформирования
российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Педагогические размышления
Попков В.А., Жирнов В.Д. “Российское образование-2020”: модель непотребного
будущего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Аронов А.М., Знаменская О.В. О понятии “математическая компетентность” 131
Опыт практической педагогики
Винник М.А. Системный подход к разработке и проведению практикума
по естествознанию в вузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Реалии педагогического образования
Волкова Н.В. Эмпирическое и теоретическое осмысление понятия “образовательное
событие” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Петунин О.В. Система активизации познавательной самостоятельности
учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Слово мэтра
Гинзбург В.Л. Многое можно сделать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Попов Л.В., Розов Н.Х. К юбилею Славяно-греко-латинской академии . . 176
Чужая жизнь и берег дальний
Новаковская Ю.В. Российская и европейская системы высшего образования
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Указатель статей, опубликованных в журнале “Вестник Московского университета.
Сер. 20. Педагогическое образование” в 2010 году . . . . . . 102
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 4 • 2010 • ОКТЯБРЬ—ДЕКАБРЬ
Выходит один раз в три месяца
Стр.1
CONTENTS
Matter of Topical Interest
Zagviazinsky V.I. About Role of Pedagogical Science in Harmonization of Social
Strategy, Educational Policy and Russian Education System Reforming Practice
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Pedagogical Ideas
Popkov V.A., Zhirnov V.D. “Russian Education-2010”: Model of Unacceptable Future
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Aronov A.M., Znamenskaya O.V. Notion of Mathematical Competence . . . . . . . 131
Experience of Practical Pedagogics
Vinnik M.A. Systems Approach to Design and Conduct a Workshop on Science
in High School . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Reality of Pedagogical Education
Volkova N.V. The Results of the Empirical and Theoretical Reasoning of the Concept
“Educational Eventuality” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Petunin O.V. A System of Activization of Student’s Cognitive Independence . . . 163
The Word of Master
Ginzburg V.L. Many Can Be Done . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
To the 300th Anniversary from the Date of M.V. Lomonosov’s Birth
Popov L.V., Rozov N.H. On the Occasion of the Jubilee of Slavic-Greek-Latin
Academy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Foreign Life and Distant Land
Novakovskaya Y.V. Russian and European Higher Education Systems . . . . . . . . 187
Index of Articles and Materials published in “Moscow University Bulletin. Series
20. Pedogogical Department” in the Year 2010 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
© Издательство Московского университета,
“Вестник Московского университета”, 2010
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 4
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
О РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В ГАРМОНИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ И ПРАКТИКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ
РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.И. Загвязинский
(кафедра методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского
государственного университета; e-mail: rao@utmn.ru)
В статье на основе анализа опыта опережающего реформирования системы
образования в Тюменской области, которая признана территорией-консультантом
по данной проблеме для других территорий, вскрываются как положительные
итоги последнего этапа реформирования образования (с 2004 г.), так и ряд
недостаточно продуманных и нуждающихся в коррекции решений, что будет
способствовать гармонизации проводимой государством образовательной политики
в центре и регионах и практики реформирования. Это необходимо сделать
именно сейчас в связи с реализацией национальной инициативы “Наша
новая школа” и новых образовательных стандартов. Активную роль в этом призвана
играть педагогическая наука.
Ключевые слова: социальная стратегия, образовательная политика, опыт
опережающего реформирования образовательных систем региона, достижения и
ошибки реформирования, основной продукт образования, гармонизация реформирования.
В
последние годы особенно четко выявилось расхождение стратегических
установок развития образования, несущих гуманистическое
содержание и ориентированных на его приоритетную роль для судеб
страны, с одной стороны, и реальной образовательной политикой,
проводимой в центре и в регионах, — с другой. В силу этого в противоречивом
и трудном положении оказалась образовательная практика,
обладающая большим традиционным гуманистическим потенциалом,
но вынужденная приспосабливается к не всегда продуманным решениям
и директивам. Одним из серьезных последствий указанной дисгармонии
является серьезное падение качества образования, несмотря
на его непрестанное реформирование.
Определенная доля вины за указанную дисгармонию ложится и на
педагогическую науку, не сумевшую подготовить обоснованные про3
Стр.3