Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 684492)
Контекстум

О языке в историях, воображаемых ситуациях и мысленных экспериментах. Сопроводительные материалы к лекциям по лингвистике, философии языка и семиотике (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторКузин Александр Николаевич
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц327
ID943467
АннотацияВ книге в увлекательной форме рассматриваются вопросы происхождения языка, его природы и бытования в обществе. Научные теории и понятия лингвистики, семиотики и философии языка по большей части представлены с помощью историй и философских мысленных экспериментов, но нередко также с привлечением концептов многих областей знания, которые на первый взгляд никакого отношения к собственно лингвистическим и семиотическим проблемам не имеют, как то теории игр, психологии развития, поведенческой экономики, теоретической физики и др. Вместе с тем, книга написана в традициях серьезных исследовательских работ и содержит необходимый научный аппарат.
Кому рекомендованоКнига адресована всем тем, кто желает больше узнать о языке и других знаковых системах, а также ознакомится с тем, как концепты смежных научных дисциплин могут использоваться для освещения классических вопросов изучения знакового поведения человека. Помимо этого, материал книги может использоваться на лекциях, семинарах и практических занятиях по лингвистике, философии языка и семиотике для того, чтобы стимулировать интерес студентов и вызвать обсуждение поднятых проблем.
ISBN978-5-9765-3375-2
УДК81
ББК81
Кузин, А. Н. О языке в историях, воображаемых ситуациях и мысленных экспериментах. Сопроводительные материалы к лекциям по лингвистике, философии языка и семиотике / А. Н. Кузин .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017 .— 327 с. — ISBN 978-5-9765-3375-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/943467 (дата обращения: 22.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О_языке_в_историях,_воображаемых_ситуациях_и_мысленных_экспериментах._Сопроводительные_материалы_к_лекциям_по_лингвистике,_философии_языка_и_семиотике.pdf
УДК 81 ББК 81 К89 Кузин А.Н. К89 О языке в историях, воображаемых ситуациях и мысленных экспериментах. Сопроводительные материалы к лекциям по лингвистике, философии языка и семиотике [Электронный ресурс] / А.Н. Кузин. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2017. — 327 с. ISBN 978-5-9765-3375-2 В книге в увлекательной форме рассматриваются вопросы происхождения языка, его природы и бытования в обществе. Научные теории и понятия лингвистики, семиотики и философии языка по большей части представлены с помощью историй и философских мысленных экспериментов, но нередко также с привлечением концептов многих областей знания, которые на первый взгляд никакого отношения к собственно лингвистическим и семиотическим проблемам не имеют, как то теории игр, психологии развития, поведенческой экономики, теоретической физики и др. Вместе с тем, книга написана в традициях серьезных исследовательских работ и содержит необходимый научный аппарат. Книга адресована всем тем, кто желает больше узнать о языке и других знаковых системах, а также ознакомится с тем, как концепты смежных научных дисциплин могут использоваться для освещения классических вопросов изучения знакового поведения человека. Помимо этого, материал книги может использоваться на лекциях, семинарах и практических занятиях по лингвистике, философии языка и семиотике для того, чтобы стимулировать интерес студентов и вызвать обсуждение поднятых проблем. УДК 81 ББК 81 ISBN 978-5-9765-3375-2 © Кузин А.Н., 2017 © Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
Введение ............................................................................................................................................. 5 1. Будда и мы .................................................................................................................................. 8 2. Врожденность? ......................................................................................................................... 11 3. Начаша иными языки глаголати ............................................................................................. 14 4. Каша звуков и понятий ............................................................................................................ 17 5. Выбираем акцент ..................................................................................................................... 20 6. Собираем язык как конструктор ............................................................................................. 23 7. Английский friend – не чета русскому другу ......................................................................... 26 8. Одно из дел естественных ....................................................................................................... 29 9. Автономные языки и никарагуанский язык жестов ............................................................. 32 10. Моя-по-твоя .......................................................................................................................... 35 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Дилемма заключенного ....................................................................................................... 38 Инопланетяне среди нас ...................................................................................................... 41 Дети на необитаемом острове ............................................................................................. 44 Первое слово, древнееврейское наречие и Немой дом .................................................... 47 Маугли и критический период усвоения языка ................................................................ 50 Случай Ильдефонсо или Насколько критичен критический период .............................. 53 Случай Ильдефонсо или Почему язык – это всегда больше, чем просто язык ............. 56 Жизнь без языка: Приобрести язык ................................................................................... 59 Жизнь без языка: Потерять язык ........................................................................................ 62 Потери в приобретениях ..................................................................................................... 65 21. 156 уроков грамматики арчинского языка ........................................................................ 68 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Чужеземцы и неандертальцы .............................................................................................. 71 Сколь мало нужно для языка .............................................................................................. 74 Прометей Хомского ............................................................................................................. 77 Язык: личная собственность или общественное достояние? .......................................... 80 Наружа становится нутрью ................................................................................................. 83 Язык и поиск блох ............................................................................................................... 86 Эрозия языка ........................................................................................................................ 89 Воображаемый мир Ричарда Хадсона ............................................................................... 92 Игра «Ультиматум» ............................................................................................................. 95 31. «Гейгер был мертв и не скрывал этого» .......................................................................... 104 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. Как входить в метро ............................................................................................................. 98 Собеседник как соавтор .................................................................................................... 101 Свобода слова в звуконепроницаемой будке .................................................................. 104 Шесть инструментов на все про все ................................................................................. 110 Прагматика в стиле Шалтая-Болтая ................................................................................. 113 Иллюзия лингвистического коммунизма ........................................................................ 116 Безгласые … ....................................................................................................................... 119 39. … и безымянные ................................................................................................................ 122 40. Воссиять подобно солнцу: письмо как инструмент подавления .................................. 125 Инструменты группового нарциссизма ........................................................................... 131 Колос, кукуруза и застенки НКВД ................................................................................... 134 Странная арифметика Крипке .......................................................................................... 137 Где находится язык? .......................................................................................................... 140 Платонический язык, наименование по природе и универсальная грамматика ......... 143 Все свое ношу с собой ....................................................................................................... 146 Компьютер с неба .............................................................................................................. 149 Внешний и внутренний язык ............................................................................................ 152 Естественный и искусственный язык Томаса Рида ........................................................ 155 Говорящий лев Витгенштейна .......................................................................................... 158 3 41. «Ты выбрал не те слова» ................................................................................................... 128 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51.
Стр.3
52. 53. 54. 55. 56. 57. Сигнал Wow! или О возможности общения с инопланетянами ................................... 161 Краткий курс вселенской лингвистики ........................................................................... 164 Англоговорящий марсианин, который не говорит по-английски ................................. 167 Не только то, что говорится и слышится ......................................................................... 170 Пьер Безухов и «сверхчеловеческое» Ницше ................................................................. 173 Установление, не имеющее себе подобных .................................................................... 176 58. Люди против сверхчеловеческого .................................................................................... 180 59. 60. 61. Как на язык влияет потусторонний мир .......................................................................... 183 Человек-апельсин и язык как психоделик ....................................................................... 186 Когда переводит Господь Бог: история Септуагинты и уникальность языковой личности .......................................................................................................................................... 189 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Видеть невидимое .............................................................................................................. 192 Гераклит Эфесский и стереоскопичность языка ............................................................ 195 Человек, который испытал все на свете .......................................................................... 198 Язык, на котором говорит Бог .......................................................................................... 201 Одноразовый блокнот........................................................................................................ 204 Обменный курс Соссюра .................................................................................................. 207 Языковой капитал .............................................................................................................. 210 69. «Слово» и «слава» суть однокоренные слова ................................................................. 213 70. Проблема Молинё .............................................................................................................. 216 Перевернутый спектр ........................................................................................................ 222 Философские зомби ........................................................................................................... 228 Болезнь и смерть Ивана Ильича ....................................................................................... 231 Как звучит кларнет ............................................................................................................ 234 Кролик по имени Гавагай .................................................................................................. 237 Парадокс Кондильяка-Руссо ............................................................................................. 243 Линда работает в банке кассиром .................................................................................... 249 Китайская комната Джона Серля и мельница Лейбница ............................................... 255 Элиза ................................................................................................................................... 258 Картезианство Ильи Ильича Обломова ........................................................................... 261 Нечто большее, чем Вселенная ........................................................................................ 264 Вавилонская библиотека Борхеса и бесконечная дискретность языка ........................ 267 Ахилл, черепаха и рекурсия в языке ................................................................................ 270 Неудобный язык пираха .................................................................................................... 273 Число π и бесконечный текст ........................................................................................... 276 Личность как контекст ...................................................................................................... 282 Замерзающие слова Бодуэна дэ Куртенэ ......................................................................... 285 Бесконтекстный, сиречь обезличенный язык .................................................................. 288 Сласти-напасти ................................................................................................................... 291 Языковой дефицит ............................................................................................................. 294 71. Мэри в черно-белом мире ................................................................................................. 219 72. 73. Жук Витгенштейна ............................................................................................................ 225 74. 75. 76. 77. 78. «Ручка!» / «Хватай!» .......................................................................................................... 240 79. 80. Мысль и слово в действии и под черепной коробкой .................................................... 246 81. 82. Мыслящий компьютер Алана Тьюринга ......................................................................... 252 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. «Логико-философский трактат» Людвига Витгенштейна и его невидимая бóльшая часть... ............................................................................................................................................. 279 92. 93. 94. 95. 96. 97. Коды Бернштейна .............................................................................................................. 297 98. Ваши слова да Богу в уши ................................................................................................. 300 99. В начале было слово .......................................................................................................... 303 100. Сакральное и профанное в языке ..................................................................................... 306 Заключение ..................................................................................................................................... 309 ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................................................ 310 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически