УДК 379.8
ББК 77.2г (2)
Т66
М. И. Васильковская, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой социально-культурной деятельности
Кемеровского государственного института культуры;
Л. И. Лазарева, кандидат педагогических наук,
Редакционная коллегия
заведующий кафедрой управления и экономики социально-культурной сферы
Кемеровского государственного института культуры;
Н.С. Коргожа, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры социально-культурной деятельности
Кемеровского государственного института культуры;
А. С. Тельманова, кандидат педагогических наук, доцент,
Г.Ф. Привалова, кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра социально-культурной деятельности
доцент кафедры социально-культурной деятельности
Кемеровского государственного института культуры;
доцент кафедры управления и экономики социально-культурной сферы
Кемеровского государственного института культуры.
П. П. Терехов, доктор педагогических наук, профессор,
Казанский государственный институт культуры;
С. А. Мухамедиева, кандидат экономических наук,
Кемеровского государственного института культуры.
Рецензенты
Т66 Третьи Туевские научные чтения. Социально-культурная деятельность
в пространстве образования и личностного развития: ценности,
стратегии, процессы: сб. науч. ст. / ред. кол.: М. И. Васильковская,
Л. И. Лазарева, А. С. Тельманова ; Кемеров. гос. ин-т культуры. –
Кемерово : КемГИК, 2024. – 374 с. – Текст : непосредственный.
ISBN 978-5-8154-0703-9
Сборник включает научные статьи, материалы докладов и выступлений участников
Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции
«Третьи Туевские научные чтения. Социально-культурная деятельность в пространстве
образования и личностного развития: ценности, стратегии, процессы»,
посвященной памяти заслуженного работника культуры Российской Федерации,
доктора педагогических наук, профессора Виктора Владимировича Туева, его научному
наследию и современным тенденциям развития социально-культурной деятельности
в России.
УДК 379.8
ББК 77.2г (2)
ISBN 978-5-8154-0703-9
© Коллектив авторов, 2024
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2024
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сборник трудов, сформированный по результатам Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием «Третьи
Туевские научные чтения. Социально-культурная деятельность в пространстве
образования и личностного развития: ценности, стратегии, процессы»,
проведенной 22 декабря 2023 года, позволяет получить представление
о научном и практическом интересе исследователей к феномену
социально-культурной деятельности.
В современных условиях социально-культурная деятельность все
чаще определяется как детерминанта социального развития, важнейшее
средство трансформации общественных систем, фактор преодоления
глобальных проблем современности. Такое понимание социально-культурной
деятельности нашло отражение в работах профессора В. В. Туева,
методолога, теоретика и историка социально-культурной деятельности в
России, автора более 200 научных и учебно-методических работ.
Имя профессора Виктора Владимировича Туева (22.12.1936–
15.02.2008) широко известно в России как крупного ученого в области истории,
теории и методологии социально-культурной деятельности, истории
развития английских, европейских и отечественных клубов, технологии
организации современных инициативных клубов. Молодые ученые,
обращаясь к научному наследию профессора Виктора Владимировича
Туева, в своих исследованиях опираются на научные статьи, учебные пособия
и монографии, в которых представлена новая научная концепция
исследования истории и теории клуба как социокоммуникативного института
культуры, получившая название «феноменология клуба».
Опираясь на приоритеты научной школы В. В. Туева, как научноисследовательского
кластера социально-культурной деятельности, в настоящий
сборник составители включили статьи, посвящённые проблемному
полю и инновационным процессам в социокультурном образовательном
пространстве; устойчивым традициям и новым возможностям
воспитательного потенциала социально-культурной деятельности; теоретическим
и прикладным проблемам управления персоналом и организационного
развития в социально-культурной сфере в новых условиях модернизации
российского общества.
В предлагаемом читателю сборнике материалов Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием «Третьи Туевские
научные чтения. Социально-культурная деятельность в пространстве
образования и личностного развития: ценности, стратегии, про3
Стр.3
цессы», представлены научные статьи, опыт практической деятельности
вузов и учреждений социально-культурной сферы Российской Федерации.
Рассматривая отдельные направления научных работ, представленных
в сборнике, прежде всего, необходимо обратить внимание на блок
статей, связанных с новыми концептуальными подходами к исследованиям
социально-культурной деятельности, вопросами формирования профессиональных
компетенций в подготовке специалистов в области социально-культурной
деятельности, практиками регионального социальнокультурного
развития (Базаров Д. П., Бактыгалиева Э. С., Баранова В. А.,
Белянина А. А., Вайсеро К. И., Васильева Н. Н., Васильковская М. И.,
Волощенко Г. Г., Игнатова Е. А., Кузнецова Н. В., Лазарева Л. И., Мацукевич
О. Ю., Медведенко В. В., Павлюк Н. С., Полисадова К. К., Привалова
Г. Ф., Проскурина В. Д., Секретова Л. В., Сергеева Ю. В., Сердюченко
К. Э., Соколова Е. А., Сундеткалиева А. А., Тамилина Т. Е., Терехов
П. П., Федорова Н. В., Шевчук Е. В.). Важно отметить, что в данных
статьях рассматривается современное методологическое знание, позволяющее
перебросить мосты к прикладным институциональным исследованиям.
В
сборнике также представлены статьи, раскрывающие воспитательный
потенциал социально-культурной деятельности, реализуемый
в различных культурных институциях на основе любого вида художественного
творчества, увлечения в досуговой деятельности различных социальных,
возрастных групп (Алексеева М. С., Андреева В. А., Апухтина
Е. В., Атясов В. С., Бабина Д. В., Баталов Д. Р., Васильковская М. И.,
Григорьева Е. И., Даниленко П. И., Донцева Д. Д., Заварзин Н. П.,
Зайцева Т. В., Казанцева Э. В., Капустина О. В., Клявина И. И., Ковалëва
И. В., Колмакова Т. В., Лагутина А. Л., Лазарева Л. И., Ларикова Н. А.,
Медведенко В. В., Панова Н. Г., Первушина О. В., Петров В. В., Помалейко
А. Л., Померанцева Е. В., Прусакова М. А., Тамилина Т. Е., Шемягова
Н. А., Юркина И. А., Якимова Е. Н.). Социально-культурная
деятельность рассматривается в статьях как совокупность специально организованных
воспитательных практик в сфере культуры, способствующих
включению личности в активную самостоятельную и продуктивную
деятельность.
Сборник содержит материалы, связанные с организационной культурой
учреждений социально-культурной сферы, являющейся основой их
устойчивого и эффективного развития. Характер и направленность отечественного
социокультурного менеджмента, ориентированного на разнообразные
рекреационные потребности и массовые ожидания населения,
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………… 3
РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ
ПРОЦЕССЫ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ
Вайсеро К. И. Практика социально-культурного развития Москвы…. 6
Терехов П. П. Казанская научная школа: новые концептуальные
подходы исследований социально-культурной деятельности……… 10
Волощенко Г. Г. Виктор Туев: от основ клубоведения к его теории
и проблематике социально-культурной деятельности…………….. 16
Лазарева Л. И. Научно-исследовательская деятельность студентов
и академическое письмо……………………………………………… 19
Васильковская М. И. Педагогика волонтерства в развитии кемеровской
научной школы кафедры социально-культурной деятельности
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт
культуры»……………………………………………………………… 25
Секретова Л. В. Клубные объединения ученых в современном социокультурном
пространстве Омска: организация, деятельность,
проблемы развития……………………………………………………. 29
Павлюк Н. С. Вопросы подготовки специалистов среднего профессионального
образования в рамках специальности «СКД»
в ГПОУ «Кузбасский колледж культуры и искусства» им. народного
артиста СССР И. Д. Кобзона……………………………………… 35
Привалова Г. Ф. Социокультурные проблемы в современных вузах
культуры...……………………………………….…………………. 39
Баранова В. А., Белянина А. А., Шевчук Е. В. Роль информационных
технологий в экспериментах над формой и содержанием в современном
театре……………………………………………………… 46
Сундеткалиева А. А. Педагогический потенциал театрального
творчества в духовно-нравственном воспитании молодежи……… 50
Бактыгалиева Э. С. О межкультурной компетенции в эпоху глобализации……………………………………………………………….
54
Тамилина Т. Е. Наставник и его роль в подготовке бакалавра социально-культурной
деятельности…………………………………… 58
368
Стр.368
Игнатова Е.А., Лазарева Л. И. Проектная компетенция бакалавров
социально-культурной деятельности: требования грантовых
платформ………………………………………………………………. 63
Сердюченко К. Э. Формирование социокультурной компетентности
в подготовке персонала фирмы сферы событийного туризма… 67
Васильева Н. Н. Клуб как универсальная форма работы с обучающимися
всех категорий……………………………………………..… 71
Кузнецова Н. В. Веб-квест как форма игровой технологии современного
образовательного пространства…………………………..
76
Полисадова К. К., Тамилина Т. Е. Система профессионального
наставничества как фактор подготовки бакалавра социально-культурной
деятельности…………………………………………………. 81
Соколова Е. А., Медведенко В. В. Современные подходы к формированию
праздничной культуры………………………………… 87
Сергеева Ю. В., Шевчук Е. В. Перспективы использования нейросетевых
технологий в cценографии современных спектаклей……. 92
Базаров Д. П., Мацукевич О. Ю. Прикладные исследования социально-культурной
деятельности как регулятив управления в учреждениях
культуры……………………………………………………... 96
Проскурина В. Д., Федорова Н. В. Школьные театры в системе современного
образования: понятие, особенности, проблемы……… 99
РАЗДЕЛ 2. УСТОЙЧИВЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лазарева Л. И. Гражданско-патриотическое воспитание студентов:
содержание, методы и формы………………………………………… 105
Васильковская М. И. Педагогическая подготовка студентовволонтеров………………………………………………………………
109
Григорьева Е. И. Проектные технологии: новые горизонты для
развития творческого потенциала студентов………………………… 116
Клявина И. И. Воспитательный потенциал культуры детства в социальной
практике……..……………..……..………………………… 122
Юркина И. А. Современная молодежь: проблемы и жизненные
ценности……………………………………………………………...… 127
369
Стр.369
Баталов Д. Р., Григорьева Е. И. Сущность буллинга, как социально-культурного
явления и пути его профилактики в школьной
среде…………………………………………………………………… 131
Заварзин Н. П., Григорьева Е. И. Формирование готовности подростков
к военной службе: особенности педагогического обеспечения………………………………………………………………………
136
Андреева В. А., Панова Н. Г. Развитие творческой активности
воспитанников спортивной школы средствами театрализации…… 140
Тамилина Т. Е. Наставничество как способ воспитательной работы
студентов вуза культуры……..…………………..……..………… 144
Алексеева М. С. Практика наставничества в гражданскопатриотическом
воспитании молодежи…………..…………..…… … 148
Атясов В. С., Первушина О. В. Духовно-нравственное воспитание
детей и молодёжи в условиях детских организаций средствами
социально-культурной деятельности……………………………….. 152
Бабина Д. В. Из опыта реализации проекта профильной смены
для одаренных и талантливых детей «Стартпроф»……..………… 158
Даниленко П. И., Панова Н. Г. Формирование коммуникативных
навыков у участников школьного медиаклуба в процессе подготовки
к деятельности журналиста……………………………………. 162
Донцева Д. Д., Панова Н. Г. Формирование художественнотворческих
способностей детей младшего школьного возраста
средствами фольклора……..………………………………………… 166
Казанцева Э. В., Медведенко В. В. Уровень культуры речи обучающихся
на примере конкурса чтецов «Начало всему – мама»…. 170
Шемягова Н. А., Ковалёва И. В., Колмакова Т. В. Роль детского
фольклора в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного
возраста……..……………………………………………………… 175
Лагутина А. Л., Капустина О. В. Значимость формирования социально-культурной
компетентности студентов средствами досуга… 180
Ларикова М. В., Лазарева Л. И. Социально-культурный проект
как фактор минимизации социального дисбаланса общества…….. 183
Петров В. В., Медведенко В. В. Формирование профессиональной
ориентации будущего специалиста учреждения социальнокультурной
сферы средствами нейросетей…….……………..…….. 189
370
Стр.370
Померанцева Е. В. Деятельность волонтерских объединений в
разработке и реализации социально-культурных проектов……..… 192
Донцева Д. Д., Панова Н. Г. Положение условий патриотического
воспитания у населения в аспекте изменений вектора развития
России в современном обществе……………………………………… 199
Помалейко А. Л. Волонтерская активность пожилых посетителей
учреждений культуры………………………………………………… 205
Прусакова М. А., Зайцева Т. В. Развитие социально-культурной
активности студентов в условиях вуза……………………………… 209
Якимова Е. Н. Роль педагогики в формировании экологической
культуры молодежи……………….……………….……………….… 212
Пожарская О. Б. Интегрирование событийных проектов в корпоративную
стратегию бизнес-компаний……………………………..... 215
Апухтина Е. В. Воспитание личностных качеств студентов –
участников в социально-культурных проектах спортивной направленности…………………………………………………………………
221
РАЗДЕЛ 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И ОРГАНИЗАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Баканов Е. А. Корпоративная и организационная культуры, их
роль в развитии организации………………………………………… 224
Долгих Т. В., Мухамедиева С. А. Кадровый потенциал в сфере
культуры: состав, отраслевые особенности………………………… 230
Тельманова А. С. Инфраструктура социально-культурных инноваций
для креативной экономики……………………………………… 236
Коргожа Н. С. Креативные индустрии: инновационный подход
к деятельности учреждений социально-культурной сферы………… 240
Клюев Ю. В., Зиганурова В. В., Долгих Т. В. Управление конфликтами
в учреждениях социально-культурной сферы………………… 245
Лазарева М. В. Управление кадровым потенциалом в сфере культуры……………………………………………………………………
249
Березуцкая И. А., Клюев Ю. В. Технологические особенности организации
фестивального движения в сфере изобразительного искусства
«Академика»…………………...……………………………… 255
371
Стр.371
Давтян С. М., Тельманова А. С. Особенности управления персоналом
в туристическом бизнесе: Санкт-Петербург – Кемерово…… 261
Кузьминых С. А., Клюев Ю. В. Формирование социальнопсихологического
климата в учреждениях культуры……………… 265
Малькова А. Н., Клюев Ю. В. Специфика выставочной экспозиции
в условиях дома детского творчества………………………………… 270
Матинян К. А., Панова Н. Г. Формирование позитивного образа
(брендирование) как важный элемент развития учреждений культурно-досугового
типа………………………………………………… 274
Сахаров М. А., Саитхаджаева Д. Р., Юркина И. А. Развитие
маркетинговых технологий в организации деятельности музеев как
способ привлечения новой целевой аудитории……………………… 279
Серякова М. Н., Клюев Ю. В. Мотивация и стимулирование персонала
в организациях социально-культурной сферы………………. 282
Соломатина И. А., Тельманова А. С. Управление проектной деятельностью
в организациях социально-культурной сферы………… 284
Тельманова Е. А., Рагимова Ф. С. Роль корпоративных СМИ социально-культурной
сферы в продвижении услуг………………… 290
Хилько Н. Ф. Инфраструктура культуротворческой деятельности в
учреждениях культуры г. Омска…………………………………….. 294
Чарухина В. Б., Клюев Ю. В. Формирование материальнотехнической
базы учреждений культуры…………………………… 297
Шарковская Н. В. Креативность менеджера как детерминанта социально-культурной
деятельности…………………………………… 303
РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ
Акаева В. А., Клюев Ю. В. Мотивация студентов к профессиональному
росту………………………………………………………… 308
Ефимова Д. А., Клюев Ю. В. Профессиональная ориентация
школьников методами интерактивной деятельности……………… 312
Маликова Н. В., Васильковская М. И. Проблемы социальных
групп, нуждающихся в волонтерской поддержке…………………… 317
Симонян С. Х., Васильковская М.И. Развитие волонтерской деятельности
студенческой молодежи………………………………….. 320
372
Стр.372
Сирик О. А., Васильковская М. И. Социально-культурные условия
личностного развития молодежи в волонтерском студенческом
объединении……………………………………………………………. 322
Терещенко К. В., Васильковская М. И. Событийное волонтерство
в развитии гражданской активности молодежи…………………… 325
Титова В. В., Лазарева Л. И. Экологическое просвещение молодежи
в контексте проектной деятельности…………………………. 329
Дамм П. М., Привалова Г. Ф. Организация творческого проекта во
Дворце культуры……………………………………………………… 335
Игнатова Е. А., Зайцева Т. В. Досуговая деятельность как фактор
творческого саморазвития студентов………………………………… 337
Кайзер П. Е., Привалова Г. Ф. Культурно-досуговая деятельность
как средство социализации воспитанников детского дома………… 341
Ларикова М. В., Зайцева Т. В. Социально-культурная адаптация
студентов-первокурсников…………………………………………… 345
Павлов А. С., Лазарева Л. И. Социальная мобильность подростков:
критерии, показатели, уровни………………………………………... 350
Титова В. В., Зайцева Т. В. Организация досуга как средство развития
личности студента вуза культуры…………………………… 355
Ходорик А. А., Лазарева М. В. Реализация креативных технологий
в социально-культурных проектах учреждений культуры………… 360
Шитова А. А., Привалова Г. Ф. Пути развития творческого потенциала
студентов вуза культуры…………………………………… 364
373
Стр.373