Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 613944)
Контекстум

Третьи Туевские научные чтения. Социально-культурная деятельность в пространстве образования и личностного развития: ценности, стратегии, процессы (290,00 руб.)

0   0
АвторыКемеровский государственный институт культуры , Васильковская М. И., Лазарева Л. И., Тельманова А. С.
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц374
ID926017
АннотацияСборник включает научные статьи, материалы докладов и выступлений участников Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Третьи Туевские научные чтения. Социально-культурная деятельность в пространстве образования и личностного развития: ценности, стратегии, процессы», посвященной памяти заслуженного работника культуры Российской Федерации, доктора педагогических наук, профессора Виктора Владимировича Туева, его научному наследию и современным тенденциям развития социально-культурной деятельности в России.
Кому рекомендованоМатериалы сборника будут полезны специалистам, работающим в учреждениях образования и науки, социальной защиты населения, культуры и искусства, а также обучающимся среднего профессионального и высшего образования в области социально-гуманитарных наук.
ISBN978-5-8154-0703-9
УДК379.8
ББК77.2г (2)
Третьи Туевские научные чтения. Социально-культурная деятельность в пространстве образования и личностного развития: ценности, стратегии, процессы : сборник научных статей / ред.: М. И. Васильковская [и др.]; Кемеровский государственный институт культуры .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2024 .— 374 с. — Библиограф. в конце ст. — ISBN 978-5-8154-0703-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/926017 (дата обращения: 20.06.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Третьи_Туевские_научные_чтения._Социально-культурная_деятельность_в_пространстве_образования_и_личностного_развития_ценности,_стратегии,_процессы.pdf
УДК 379.8 ББК 77.2г (2) Т66 М. И. Васильковская, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Кемеровского государственного института культуры; Л. И. Лазарева, кандидат педагогических наук, Редакционная коллегия заведующий кафедрой управления и экономики социально-культурной сферы Кемеровского государственного института культуры; Н.С. Коргожа, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Кемеровского государственного института культуры; А. С. Тельманова, кандидат педагогических наук, доцент, Г.Ф. Привалова, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социально-культурной деятельности доцент кафедры социально-культурной деятельности Кемеровского государственного института культуры; доцент кафедры управления и экономики социально-культурной сферы Кемеровского государственного института культуры. П. П. Терехов, доктор педагогических наук, профессор, Казанский государственный институт культуры; С. А. Мухамедиева, кандидат экономических наук, Кемеровского государственного института культуры. Рецензенты Т66 Третьи Туевские научные чтения. Социально-культурная деятельность в пространстве образования и личностного развития: ценности, стратегии, процессы: сб. науч. ст. / ред. кол.: М. И. Васильковская, Л. И. Лазарева, А. С. Тельманова ; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово : КемГИК, 2024. – 374 с. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-8154-0703-9 Сборник включает научные статьи, материалы докладов и выступлений участников Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Третьи Туевские научные чтения. Социально-культурная деятельность в пространстве образования и личностного развития: ценности, стратегии, процессы», посвященной памяти заслуженного работника культуры Российской Федерации, доктора педагогических наук, профессора Виктора Владимировича Туева, его научному наследию и современным тенденциям развития социально-культурной деятельности в России. УДК 379.8 ББК 77.2г (2) ISBN 978-5-8154-0703-9 © Коллектив авторов, 2024 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2024 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Сборник трудов, сформированный по результатам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Третьи Туевские научные чтения. Социально-культурная деятельность в пространстве образования и личностного развития: ценности, стратегии, процессы», проведенной 22 декабря 2023 года, позволяет получить представление о научном и практическом интересе исследователей к феномену социально-культурной деятельности. В современных условиях социально-культурная деятельность все чаще определяется как детерминанта социального развития, важнейшее средство трансформации общественных систем, фактор преодоления глобальных проблем современности. Такое понимание социально-культурной деятельности нашло отражение в работах профессора В. В. Туева, методолога, теоретика и историка социально-культурной деятельности в России, автора более 200 научных и учебно-методических работ. Имя профессора Виктора Владимировича Туева (22.12.1936– 15.02.2008) широко известно в России как крупного ученого в области истории, теории и методологии социально-культурной деятельности, истории развития английских, европейских и отечественных клубов, технологии организации современных инициативных клубов. Молодые ученые, обращаясь к научному наследию профессора Виктора Владимировича Туева, в своих исследованиях опираются на научные статьи, учебные пособия и монографии, в которых представлена новая научная концепция исследования истории и теории клуба как социокоммуникативного института культуры, получившая название «феноменология клуба». Опираясь на приоритеты научной школы В. В. Туева, как научноисследовательского кластера социально-культурной деятельности, в настоящий сборник составители включили статьи, посвящённые проблемному полю и инновационным процессам в социокультурном образовательном пространстве; устойчивым традициям и новым возможностям воспитательного потенциала социально-культурной деятельности; теоретическим и прикладным проблемам управления персоналом и организационного развития в социально-культурной сфере в новых условиях модернизации российского общества. В предлагаемом читателю сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Третьи Туевские научные чтения. Социально-культурная деятельность в пространстве образования и личностного развития: ценности, стратегии, про3
Стр.3
цессы», представлены научные статьи, опыт практической деятельности вузов и учреждений социально-культурной сферы Российской Федерации. Рассматривая отдельные направления научных работ, представленных в сборнике, прежде всего, необходимо обратить внимание на блок статей, связанных с новыми концептуальными подходами к исследованиям социально-культурной деятельности, вопросами формирования профессиональных компетенций в подготовке специалистов в области социально-культурной деятельности, практиками регионального социальнокультурного развития (Базаров Д. П., Бактыгалиева Э. С., Баранова В. А., Белянина А. А., Вайсеро К. И., Васильева Н. Н., Васильковская М. И., Волощенко Г. Г., Игнатова Е. А., Кузнецова Н. В., Лазарева Л. И., Мацукевич О. Ю., Медведенко В. В., Павлюк Н. С., Полисадова К. К., Привалова Г. Ф., Проскурина В. Д., Секретова Л. В., Сергеева Ю. В., Сердюченко К. Э., Соколова Е. А., Сундеткалиева А. А., Тамилина Т. Е., Терехов П. П., Федорова Н. В., Шевчук Е. В.). Важно отметить, что в данных статьях рассматривается современное методологическое знание, позволяющее перебросить мосты к прикладным институциональным исследованиям. В сборнике также представлены статьи, раскрывающие воспитательный потенциал социально-культурной деятельности, реализуемый в различных культурных институциях на основе любого вида художественного творчества, увлечения в досуговой деятельности различных социальных, возрастных групп (Алексеева М. С., Андреева В. А., Апухтина Е. В., Атясов В. С., Бабина Д. В., Баталов Д. Р., Васильковская М. И., Григорьева Е. И., Даниленко П. И., Донцева Д. Д., Заварзин Н. П., Зайцева Т. В., Казанцева Э. В., Капустина О. В., Клявина И. И., Ковалëва И. В., Колмакова Т. В., Лагутина А. Л., Лазарева Л. И., Ларикова Н. А., Медведенко В. В., Панова Н. Г., Первушина О. В., Петров В. В., Помалейко А. Л., Померанцева Е. В., Прусакова М. А., Тамилина Т. Е., Шемягова Н. А., Юркина И. А., Якимова Е. Н.). Социально-культурная деятельность рассматривается в статьях как совокупность специально организованных воспитательных практик в сфере культуры, способствующих включению личности в активную самостоятельную и продуктивную деятельность. Сборник содержит материалы, связанные с организационной культурой учреждений социально-культурной сферы, являющейся основой их устойчивого и эффективного развития. Характер и направленность отечественного социокультурного менеджмента, ориентированного на разнообразные рекреационные потребности и массовые ожидания населения, 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………… 3 РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Вайсеро К. И. Практика социально-культурного развития Москвы…. 6 Терехов П. П. Казанская научная школа: новые концептуальные подходы исследований социально-культурной деятельности……… 10 Волощенко Г. Г. Виктор Туев: от основ клубоведения к его теории и проблематике социально-культурной деятельности…………….. 16 Лазарева Л. И. Научно-исследовательская деятельность студентов и академическое письмо……………………………………………… 19 Васильковская М. И. Педагогика волонтерства в развитии кемеровской научной школы кафедры социально-культурной деятельности ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»……………………………………………………………… 25 Секретова Л. В. Клубные объединения ученых в современном социокультурном пространстве Омска: организация, деятельность, проблемы развития……………………………………………………. 29 Павлюк Н. С. Вопросы подготовки специалистов среднего профессионального образования в рамках специальности «СКД» в ГПОУ «Кузбасский колледж культуры и искусства» им. народного артиста СССР И. Д. Кобзона……………………………………… 35 Привалова Г. Ф. Социокультурные проблемы в современных вузах культуры...……………………………………….…………………. 39 Баранова В. А., Белянина А. А., Шевчук Е. В. Роль информационных технологий в экспериментах над формой и содержанием в современном театре……………………………………………………… 46 Сундеткалиева А. А. Педагогический потенциал театрального творчества в духовно-нравственном воспитании молодежи……… 50 Бактыгалиева Э. С. О межкультурной компетенции в эпоху глобализации………………………………………………………………. 54 Тамилина Т. Е. Наставник и его роль в подготовке бакалавра социально-культурной деятельности…………………………………… 58 368
Стр.368
Игнатова Е.А., Лазарева Л. И. Проектная компетенция бакалавров социально-культурной деятельности: требования грантовых платформ………………………………………………………………. 63 Сердюченко К. Э. Формирование социокультурной компетентности в подготовке персонала фирмы сферы событийного туризма… 67 Васильева Н. Н. Клуб как универсальная форма работы с обучающимися всех категорий……………………………………………..… 71 Кузнецова Н. В. Веб-квест как форма игровой технологии современного образовательного пространства………………………….. 76 Полисадова К. К., Тамилина Т. Е. Система профессионального наставничества как фактор подготовки бакалавра социально-культурной деятельности…………………………………………………. 81 Соколова Е. А., Медведенко В. В. Современные подходы к формированию праздничной культуры………………………………… 87 Сергеева Ю. В., Шевчук Е. В. Перспективы использования нейросетевых технологий в cценографии современных спектаклей……. 92 Базаров Д. П., Мацукевич О. Ю. Прикладные исследования социально-культурной деятельности как регулятив управления в учреждениях культуры……………………………………………………... 96 Проскурина В. Д., Федорова Н. В. Школьные театры в системе современного образования: понятие, особенности, проблемы……… 99 РАЗДЕЛ 2. УСТОЙЧИВЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Лазарева Л. И. Гражданско-патриотическое воспитание студентов: содержание, методы и формы………………………………………… 105 Васильковская М. И. Педагогическая подготовка студентовволонтеров……………………………………………………………… 109 Григорьева Е. И. Проектные технологии: новые горизонты для развития творческого потенциала студентов………………………… 116 Клявина И. И. Воспитательный потенциал культуры детства в социальной практике……..……………..……..………………………… 122 Юркина И. А. Современная молодежь: проблемы и жизненные ценности……………………………………………………………...… 127 369
Стр.369
Баталов Д. Р., Григорьева Е. И. Сущность буллинга, как социально-культурного явления и пути его профилактики в школьной среде…………………………………………………………………… 131 Заварзин Н. П., Григорьева Е. И. Формирование готовности подростков к военной службе: особенности педагогического обеспечения……………………………………………………………………… 136 Андреева В. А., Панова Н. Г. Развитие творческой активности воспитанников спортивной школы средствами театрализации…… 140 Тамилина Т. Е. Наставничество как способ воспитательной работы студентов вуза культуры……..…………………..……..………… 144 Алексеева М. С. Практика наставничества в гражданскопатриотическом воспитании молодежи…………..…………..…… … 148 Атясов В. С., Первушина О. В. Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в условиях детских организаций средствами социально-культурной деятельности……………………………….. 152 Бабина Д. В. Из опыта реализации проекта профильной смены для одаренных и талантливых детей «Стартпроф»……..………… 158 Даниленко П. И., Панова Н. Г. Формирование коммуникативных навыков у участников школьного медиаклуба в процессе подготовки к деятельности журналиста……………………………………. 162 Донцева Д. Д., Панова Н. Г. Формирование художественнотворческих способностей детей младшего школьного возраста средствами фольклора……..………………………………………… 166 Казанцева Э. В., Медведенко В. В. Уровень культуры речи обучающихся на примере конкурса чтецов «Начало всему – мама»…. 170 Шемягова Н. А., Ковалёва И. В., Колмакова Т. В. Роль детского фольклора в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста……..……………………………………………………… 175 Лагутина А. Л., Капустина О. В. Значимость формирования социально-культурной компетентности студентов средствами досуга… 180 Ларикова М. В., Лазарева Л. И. Социально-культурный проект как фактор минимизации социального дисбаланса общества…….. 183 Петров В. В., Медведенко В. В. Формирование профессиональной ориентации будущего специалиста учреждения социальнокультурной сферы средствами нейросетей…….……………..…….. 189 370
Стр.370
Померанцева Е. В. Деятельность волонтерских объединений в разработке и реализации социально-культурных проектов……..… 192 Донцева Д. Д., Панова Н. Г. Положение условий патриотического воспитания у населения в аспекте изменений вектора развития России в современном обществе……………………………………… 199 Помалейко А. Л. Волонтерская активность пожилых посетителей учреждений культуры………………………………………………… 205 Прусакова М. А., Зайцева Т. В. Развитие социально-культурной активности студентов в условиях вуза……………………………… 209 Якимова Е. Н. Роль педагогики в формировании экологической культуры молодежи……………….……………….……………….… 212 Пожарская О. Б. Интегрирование событийных проектов в корпоративную стратегию бизнес-компаний……………………………..... 215 Апухтина Е. В. Воспитание личностных качеств студентов – участников в социально-культурных проектах спортивной направленности………………………………………………………………… 221 РАЗДЕЛ 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ Баканов Е. А. Корпоративная и организационная культуры, их роль в развитии организации………………………………………… 224 Долгих Т. В., Мухамедиева С. А. Кадровый потенциал в сфере культуры: состав, отраслевые особенности………………………… 230 Тельманова А. С. Инфраструктура социально-культурных инноваций для креативной экономики……………………………………… 236 Коргожа Н. С. Креативные индустрии: инновационный подход к деятельности учреждений социально-культурной сферы………… 240 Клюев Ю. В., Зиганурова В. В., Долгих Т. В. Управление конфликтами в учреждениях социально-культурной сферы………………… 245 Лазарева М. В. Управление кадровым потенциалом в сфере культуры…………………………………………………………………… 249 Березуцкая И. А., Клюев Ю. В. Технологические особенности организации фестивального движения в сфере изобразительного искусства «Академика»…………………...……………………………… 255 371
Стр.371
Давтян С. М., Тельманова А. С. Особенности управления персоналом в туристическом бизнесе: Санкт-Петербург – Кемерово…… 261 Кузьминых С. А., Клюев Ю. В. Формирование социальнопсихологического климата в учреждениях культуры……………… 265 Малькова А. Н., Клюев Ю. В. Специфика выставочной экспозиции в условиях дома детского творчества………………………………… 270 Матинян К. А., Панова Н. Г. Формирование позитивного образа (брендирование) как важный элемент развития учреждений культурно-досугового типа………………………………………………… 274 Сахаров М. А., Саитхаджаева Д. Р., Юркина И. А. Развитие маркетинговых технологий в организации деятельности музеев как способ привлечения новой целевой аудитории……………………… 279 Серякова М. Н., Клюев Ю. В. Мотивация и стимулирование персонала в организациях социально-культурной сферы………………. 282 Соломатина И. А., Тельманова А. С. Управление проектной деятельностью в организациях социально-культурной сферы………… 284 Тельманова Е. А., Рагимова Ф. С. Роль корпоративных СМИ социально-культурной сферы в продвижении услуг………………… 290 Хилько Н. Ф. Инфраструктура культуротворческой деятельности в учреждениях культуры г. Омска…………………………………….. 294 Чарухина В. Б., Клюев Ю. В. Формирование материальнотехнической базы учреждений культуры…………………………… 297 Шарковская Н. В. Креативность менеджера как детерминанта социально-культурной деятельности…………………………………… 303 РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ Акаева В. А., Клюев Ю. В. Мотивация студентов к профессиональному росту………………………………………………………… 308 Ефимова Д. А., Клюев Ю. В. Профессиональная ориентация школьников методами интерактивной деятельности……………… 312 Маликова Н. В., Васильковская М. И. Проблемы социальных групп, нуждающихся в волонтерской поддержке…………………… 317 Симонян С. Х., Васильковская М.И. Развитие волонтерской деятельности студенческой молодежи………………………………….. 320 372
Стр.372
Сирик О. А., Васильковская М. И. Социально-культурные условия личностного развития молодежи в волонтерском студенческом объединении……………………………………………………………. 322 Терещенко К. В., Васильковская М. И. Событийное волонтерство в развитии гражданской активности молодежи…………………… 325 Титова В. В., Лазарева Л. И. Экологическое просвещение молодежи в контексте проектной деятельности…………………………. 329 Дамм П. М., Привалова Г. Ф. Организация творческого проекта во Дворце культуры……………………………………………………… 335 Игнатова Е. А., Зайцева Т. В. Досуговая деятельность как фактор творческого саморазвития студентов………………………………… 337 Кайзер П. Е., Привалова Г. Ф. Культурно-досуговая деятельность как средство социализации воспитанников детского дома………… 341 Ларикова М. В., Зайцева Т. В. Социально-культурная адаптация студентов-первокурсников…………………………………………… 345 Павлов А. С., Лазарева Л. И. Социальная мобильность подростков: критерии, показатели, уровни………………………………………... 350 Титова В. В., Зайцева Т. В. Организация досуга как средство развития личности студента вуза культуры…………………………… 355 Ходорик А. А., Лазарева М. В. Реализация креативных технологий в социально-культурных проектах учреждений культуры………… 360 Шитова А. А., Привалова Г. Ф. Пути развития творческого потенциала студентов вуза культуры…………………………………… 364 373
Стр.373

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически