ISSN 2078-7626
ВЕСТНИК
Сургутского
государственного
педагогического
университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
№ 1 (88) 2024 г.
Стр.1
В Е С Т Н И К
СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Научный журнал
Основан в августе 2007 г.
№ 1 (88) 2024 г.
«Вестник Сургутского государственного педагогического университета»
входит в «Перечень российских рецензируемых научных журналов,
рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для опубликования основных
научных результатов диссертаций на соискание учёных степеней доктора
и кандидата наук».
Журнал включён в индексы научного цитирования и в международные
библиографические базы данных: РИНЦ, Сyberleninka.ru, Scientific Indexing Services (SIS),
ESJI, Ulrich Рlus.
Учредителем и издателем СМИ «Вестник Сургутского государственного педагогического
университета» является бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
«Сургутский государственный педагогический университет».
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций,
связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 77-29393 от 24 августа 2007 г.
Главный редактор: КОНОПЛИНА Надежда Васильевна, доктор педагогических наук,
профессор, Президент Сургутского государственного педагогического университета
Адрес издательства, редакции и типографии:
г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2.
Телефон: 8 (3462) 22–31–87 (доб. 4-493).
E-mail: vestnik@surgpu.ru
Периодичность издания: 6 выпусков в год.
Выход в свет: 20.05.2024 г.
Формат 70х108/16. Авт. л.: 13,8. Усл. печ. л.: 15,67.
Печать цифровая. Гарнитура DejaVu Serif.
Тираж 1000.
Заказ № 645_24.
Отпечатано в РИО СурГПУ.
© Сургутский государственный педагогический университет, 2023.
Распространяется бесплатно, 12+
Стр.2
ISSN 2078-7626
Surgut
State
Pedagogical
University
BULLETIN
AN ACADEMIC JOURNAL
№ 1 (88) 2024 г.
Стр.3
SURGUT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
B U L L E T I N
AN ACADEMIC JOURNAL
№ 1 (88) 2024 г.
This Bulletin has started its publishing activity since 2007.
«Surgut State Pedagogical University Bulletin»
is in «The List of Russian peer-reviewed journals
recommended by State Commission of Academic Degrees
and Titles for publication of main scientific results of Doctror and Ph.D. theses».
The Journal is in the list of Science Citation Index and internantional bibliographic database:
RSCI, Сyberleninka.ru, Scientific Indexing Services (SIS), ESJI, Ulrich Рlus.
This academic journal has been registered
in the Russian Federal Agency supervising over the mass media,
tele- and radio-communication saving
in its way the Russian Federation State Cultural Heritage.
The Mass-Media Information Registration Certificate
is ПИ № ФС 77-29393, August 24, 2007.
Founder of journal: Budgetary Institution of Higher Education
of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Yugra
«Surgut State Pedagogical University».
The Chief Editor: KONOPLINA Nadezhda Vasilyevna, Doctor of Education, Professor,
Prezident of the Surgut State Pedagogical University.
Address of the publishing house, editorial office and printing house is:
628417 Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra,
Surgut, 50 let VLKSM st., 10/2.
Phone: 8 (3462) 22-31-87 (ext. 4-493). E-mail: vestnik@surgpu.ru
Publication frequency: 6 issues per year.
Release date: 20.05.2023
Format 70x108/16. Auth. l.: 13,8. Usl. p. l.: 15,67.
Digital printing. The DejaVu Serif headset.
The circulation is 1000.
Order No. 645_24.
Printed in RIO SurGPU.
Distributed for free, 12+
© Сургутский государственный педагогический университет, 2023.
Стр.4
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 1 (88) 2024 г.
5
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Богомолова Е. Ю. Литературная интеллектуальная игра как форма формирования
читательской грамотности обучающихся СПО....................................9
Бреусова Е. И., Руднева О. В.
О модели инновационной системы языковой адаптации детеймигрантов
в условиях интегративного обучения русскому языку:
постановка проблемы и опыт создания..............................................16
Гаврилов В. В., Руднева О. В., Авдеева Е. А.
Общеметодологические, концептуальные и технологические
основы профориентационной деятельности в системе
непрерывного филологического образования...................................25
Гаврисенко Е. А., Фролова Н. В.
Особенности применения федеральных учебников истории
для 10–11 классов для достижения предметных результатов
в контексте современных тенденций системы образования...........36
Рахимов А. А.
Сироткина Т. А.
Использование компьютерного моделирования в процессе
обучения алгебре студентов технических направлений..................49
Принципы создания учебно- методического пособия
по русскому языку как неродному.......................................................62
Ниязова А. А., Коротовских Т. В.
Развитие инклюзивной компетентности будущего педагога
в образовательном процессе вуза.......................................................67
Носова Л. Н.
Формирование у будущих учителей умения проектировать
действие (опыт разработки и реализации учебного курса
на основе деятельностного подхода)..................................................77
Суханова Н. В., Мугаллимова С. Р.
Модель оценивания результатов обучения школьников
по предмету «Математика»...................................................................90
Ферзалиева А. Т., Зырянова С. М.
Индивидуальный образовательный маршрут
как способ развития ребёнка дошкольного возраста
с признаками музыкальной одаренности...........................................96
Фокина Е. Н., Сорокин Г. Г.
Создание условий персонализации обучения
на примере освоения дисциплины «Информатика»
студентами инженерных специальностей.......................................108
Стр.5
6
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 1 (88) 2024 г.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ
Лашкова Л. Л., Нургалиева В. Ю., Чуйкова И. В.
Формирование субъектной позиции у будущих педагогов
в воспитательной деятельности вуза...............................................116
Аминов С. Р., Волобуева Ю. В., Верхоглядова Г. В.
Некоторые подходы к проблеме адаптации
обучающихся первого курса в образовательном процессе
педагогического вуза..........................................................................128
Березина Т. Ю., Пузеп Л. Г.
Формирование представлений о содержании традиционных
духовно- нравственных ценностей у студентов:
постановка проблемы и опыт реализации проектов.......................135
ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
Гераскевич Н. В., Орлова Е. И.
Алгоритм развития умений смыслового чтения современных
британских романов на английском языке в школе........................143
Орехова Ю. М., Цыбякова Е. С.
О результатах внедрения технологии развития
критического мышления в процесс обучения
иностранному языку в военном училище..........................................152
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В ХМАО-ЮГРЕ
Кучин Р. В., Абрамов Э. Н.
О создании в Ханты- Мансийском автономном округе- Югре
регионального учебно- методического объединения вузов
по укрупненной группе специальностей и направлений
подготовки 49.00.00 Физическая культура и спорт........................161
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ………………………………………………………………………………..…167
ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РУКОПИСИ АВТОРАМИ……….………………………………173
Стр.6
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 1 (88) 2024 г.
7
CONTENTS
PEDAGOGY OF SECONDARY AND HIGHER EDUCATION
Bogomolova E.Yu. Literary Intellectual Game as The Formation
of Reading Competence of Students of The Secondary School................9
Breusova E. I., Rudneva O. V.
On the Model of Innovative System of Migrant Children Language
Adaptation in the Context of Integrative Russian Language Learning:
Problem Statement and Model Design Experience.................................16
Gavrilov V. V., Rudneva O. V., Avdeeva E. A.
General Methodological, Conceptual and Technological
Foundations of Career Guidance in the System of Continuing
Philological Education...............................................................................25
Gavrisenko E. A., Frolova N. V.
Peculiarities of Application of Federal History Textbooks
for Grades 10–11 in Achieving Subject Outcomes in the Context
of Current Tendencies in the Education System......................................36
Rakhimov A. A.
Sirotkina T. A.
The Use of Computer Modeling in the Process
of Teaching Algebra to Students of Technical Field..................................49
The Principles of Creating an Educational
And Methodological Manual in Russian as a Non- Native Language........62
Niyazova A. A., Korotovskikh T. V.
Development of the Inclusive Competence
of the Future Teacher in the Educational Process
of the University........................................................................................67
Nosova L. N.
Formation of Action Projecting Skills at Future Teachers
(Experience in Developing and Implementing
a Training Course Based on the Activity Approach).................................77
Sukhanova N. V., Mugallimova S. R.
Model for Assessing Student Learning Outcomes
in the Subject of «Mathematics»..............................................................90
Ferzalieva A. T., Zyryanova S. M.
Individual Educational Route as a Way to Develop
a Preschool Child with Signs of Musical Talent.........................................96
Fokina E. N., Sorokin G. G.
The Establishment of Conditions for Training Personalization
Based on the Example of Mastering the «Informatics»
Discipline by Engineering Students.......................................................108
Стр.7
8
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 1 (88) 2024 г.
EDUCATIONAL WORK AND PROBLEMS OF ADAPTATION OF STUDENTS
AT THE UNIVERSITY
Lashkova L. L., Nurgalieva V. Yu., Chuikova I. V.
Formation of the Future Educators’ Subjective Position
in the Educational Activities of the University........................................116
Aminov S. R., Volobueva Yu. V., Verkhoglyadova G. V.
Approaches to the Freshmen’s Adaptation
in the Study Process of a Pedagogical University...................................128
Berezina T. Yu., Puzep L. G.
Formation of Ideas About the Content of Traditional Spiritual
and Moral Values Among Students: Problem Statement
and Project Implementation Experience................................................136
QUESTIONS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY
Geraskevich N. V., Orlova E. I.
Algorithm for the Development of Semantic Reading Skills
of Contemporary British Novels in English at School.............................143
Orekhova Yu. M., Tsybyakova E. S.
On the Results of Using the Technology of Critical Thinking
Development in Teaching Foreign Language at a Military College.......151
ORGANIZATION OF WORK OF EDUCATIONAL AND METHODICAL
ASSOCIATIONS IN KHMAO-YUGRA
Kuchin R. V., Abramov E. N.
About the Creation of a Regional Educational and Methodological
Association of Universities in an Enlarged Group of Specialties
and Training Areas 49.00.00 Physical Culture and Sports
in the Khanty- Mansiysk Autonomous Okrug- Yugra................................161
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS……….…………………………………………………………167
RULES FOR SUBMITTING MANUSCRIPTS BY AUTHORS…………………………………………173
Стр.8