Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 608409)
Контекстум

Профессиональное самоопределение обучающихся психолого-педагогических классов (на примере реализации проекта «Виртуальный педагогический класс») (220,00 руб.)

0   0
АвторыАбашина Валентина Васильевна, Абрамовских Наталья Викторовна, Алексеева Ольга Владимировна, Арасланова Анастасия Александровна, Арасланова Вера Алексеевна, Бойко Наталия Александровна, Верченко Ирина Александровна, Галущак Ксения Юрьевна, Зырянова Светлана Михайловна, Латыпова Лидия Васильевна, Лашкова Лия Луттовна, Ротова Наталья Александровна, Руднева Ольга Викторовна, Синебрюхова Вера Леонидовна, Сополева Наталья Николаевна, Толмачева Вера Владимировна, Ферзалиева Анжела Тельмановна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц103
ID908081
АннотацияВ учебно-методическом пособии рассмотрены организационно-содержательные и методические основы организации виртуального педагогического класса в образовательной организации. Данное пособие будет полезно руководителям образовательных организаций, учителям-кураторам классов психолого-педагогической направленности, всем интересующимся вопросами профессионального самоопределения старшеклассников.
ISBN978-5-93190-437-5
Профессиональное самоопределение обучающихся психолого-педагогических классов (на примере реализации проекта «Виртуальный педагогический класс») : учебно-методическое пособие / ред. А.А. Арасланова; В.В. Абашина, Н.В. Абрамовских, О.В. Алексеева, В.А. Арасланова, Н.А. Бойко, И.А. Верченко, К.Ю. Галущак, С.М. Зырянова, Л.В. Латыпова, Л.Л. Лашкова, Н.А. Ротова, О.В. Руднева, В.Л. Синебрюхова, Н.Н. Сополева, В.В. Толмачева, А.Т. Ферзалиева .— Сургут : РИО СурГПУ, 2024 .— 103 с. — ISBN 978-5-93190-437-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/908081 (дата обращения: 12.03.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Профессиональное_самоопределение_обучающихся_психолого-педагогических_классов_(на_примере_реализации_проекта_«Виртуальный_педагогический_класс»).pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ (на примере реализации проекта «Виртуальный педагогический класс») УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Сургут, 2024 – 1 –
Стр.1
УДК 37.01(075.8) ББК 74.200.536я73-9 П 84 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензенты: Алмазова Светлана Викторовна – заместитель директора, АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования», кандидат физико-математических наук Воровщиков Сергей Георгиевич – профессор, доктор педагогических наук, профессор института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Пособие выполнено в рамках реализации: Федеральной инновационной площадки «Виртуальный педагогический класс». Приказ Министерства науки и высшего образования от 11 января 2023 № 29 «Об утверждении перечня федеральных инновационных площадок на 2023 год». Плана мероприятий («Дорожной карты») по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2023–2024 годы. Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.07.2023 № 10-П-1764 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожная карта») по развитию сети профильных психологопедагогических классов (групп) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2023–2024 годы». ISBN 978-5-93190-437-5 П 84 Профессиональное самоопределение обучающихся психолого-педагогических классов (на примере реализации проекта «Виртуальный педагогический класс») : учебно-методическое пособие / Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ; авторысоставители : Н. В. Абрамовских [и др.] ; под общей редакцией А. А. Араслановой. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2024. – 102, [1] с. – Текст : непосредственный. В учебно-методическом пособии рассмотрены организационно-содержательные и методические основы организации виртуального педагогического класса в образовательной организации. Данное пособие будет полезно руководителям образовательных организаций, учителям-кураторам классов психологопедагогической направленности, всем интересующимся вопросами профессионального самоопределения старшеклассников. УДК 37.01(075.8) ББК 74.200.536я73-9 ISBN 978-5-93190-437-5 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2024 – 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................................. 4 ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КЛАССЕ .............................................................................. 6 1.1. Опыт организации взаимодействия СурГПУ с образовательными организациями .................... 6 1.2. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся педагогического класса ................... 9 1.3. Онлайн-курс как средство профессионального самоопределения старшеклассников ................ 12 1.4. Практическая подготовка старшеклассников .................................................................................. 15 1.5. Включение старшеклассников в профессионально ориентированные конкурсы и олимпиады ............................................................................................................................. 18 ГЛАВА 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КЛАССЕ ................................................................................................................ 20 2.1. Примерные рабочие программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности ......... 20 2.1.1. Примерная рабочая программа курса «Введение в педагогическую профессию» ................... 20 2.1.2. Примерная рабочая программа курса «Педагогика в лицах» ..................................................... 27 2.1.3. Примерная рабочая программа курса «Игровые технологии. Человек играющий» ................. 33 2.1.4. Примерная рабочая программа курса «Я – будущий тренер» ..................................................... 38 2.1.5. Примерная рабочая программа курса «Речевые тактики и стратегии эффективной коммуникации» .................................................................................................................. 42 2.1.6. Примерная рабочая программа курса «Личные финансы» ......................................................... 47 2.1.7. Примерная рабочая программа курса «Soft skills современного педагога» ............................... 52 2.1.8. Примерная рабочая программа курса «Имидж современного педагога» .................................. 57 2.1.9. Примерная рабочая программа курса «Психология трудных жизненных ситуаций» .............. 60 2.1.10. Примерная рабочая программа курса «Как сделать правильный выбор?» .............................. 64 2.2. Учебно-методические материалы по организации и проведению профессиональных проб и практик .......................................................................................................... 68 2.2.1. Методика организации и проведения профпробы (на примере профпробы «Учитель начальных классов: особенности организации взаимодействия с младшими школьниками») .................................................................................................................... 68 2.2.2. Рабочая программа практики по организации профориентационной работы ........................... 75 2.2.3. Рабочая программа практики проведения уроков и занятий внеурочной деятельности .......... 80 2.2.4. Рабочая программа практики в детском саду ............................................................................... 87 2.2.5. Рабочая программа практики исследовательской работы (работа с архивными документами) ......................................................................................................... 92 2.2.6. Рабочая программа каллиграфической практики ......................................................................... 95 ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ...................................................................................................................... 99 ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ............................................................................................................... 100 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ........................................................................................................................ 102 – 3 –
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Первые педагогические классы в России появились в 1848 году в Смольном институте благородных девиц. И с тех пор был накоплен богатый опыт развития педагогических классов, как в дореволюционный, так и в советский и постсоветский периоды. 25 лет назад при Сургутском государственном педагогическом университете (тогда СурГПИ) были созданы также такие классы, которые называли студией (одно из значений – мастерская). Как результат, действительно, многие выпускники поступили в вуз и теперь работают здесь. Но с введением системы ЕГЭ право приоритетного зачисления исчезло, и педагогические классы перестали быть востребованными и популярными. Сегодня в России появились новые возможности, новые реалии и новые импульсы развития педагогических классов. Сегодня изменились подходы к разработке содержания школьного образования и сформирована система организационно-методической поддержки психолого-педагогических профильных классов. В настоящее время существуют самые разнообразные модели организации деятельности педагогических классов, в том числе модель «виртуального» педагогического класса с дистанционной формой обучения, ориентированной на работу с обучающимися, которые не могут посещать очные занятия педагогического класса регулярно. Педагогический класс в данном случае создается при вузе. Учащимися педагогического класса могут быть, в том числе, школьники территориально удаленных от вуза школ, поскольку занятия проводятся в формате видеолекций, вебинаров / медианаров, видеоуроков / медиауроков, онлайн мастер-классов с возможностью записи материалов. Организуются также дистанционные конкурсы научно-исследовательских проектов, дистанционные олимпиады, творческие сетевые лаборатории. Образовательная программа в сетевом педагогическом классе построена на основе углубленного изучения дисциплин в области педагогики и психологии. Она состоит из отдельных модулей, выбор которых согласуется с образовательными организациями и старшеклассниками. Каждый из модулей имеет определенную цель и различные организационные формы, что позволяет включать элемент новизны на каждом занятии, поддерживать интерес обучающихся. В данном учебно-методическом пособии описан опыт Сургутского государственного педагогического университета по реализации проекта «Виртуальный педагогический класс». При определении содержательных и организационных основ педагогического класса организаторы ориентировались, прежде всего, на все составляющие процесса самоопределения обучающихся, обеспечивая возможность старшеклассникам делать сознательный и обоснованный выбор, в том числе выбор профессии. В первой главе пособия представлены апробированные и зарекомендовавшие себя как успешные практики организации деятельности старшеклассников: проектно-исследовательская деятельность обучающихся педагогического класса;  онлайн-курсы как средство профессионального самоопределения старшеклассников,  профессиональные пробы и практики,  профессионально ориентированные конкурсы и олимпиады. Вторая глава содержит учебно-методические материалы для реализации образовательной деятельности в виртуальном педагогическом классе:  примерные рабочие программы онлайн-курсов, которые реализует профессорско-преподавательский состав СурГПУ;  описание методики организации и проведения профессиональных проб;  программы практик, рекомендуемые к реализации в образовательных организациях. Представленные в данной главе учебно-методические материалы содержат разнообразные по форме и содержанию средства текущего контроля, которые могут быть успешно использованы и при самостоятельной реализации образовательной организацией предлагаемых в пособии программ. Опыт СурГПУ по реализации проекта «Виртуальный педагогический класс» широко обсуждался на научных мероприятиях международного, всероссийского и регионального уровней, таких как:  Региональная конференция «Профильные психолого-педагогические классы: эффективные практики и перспективы на базе УМО ХМАО – Югры» (г. Ханты-Мансийск, 2 апреля 2024 г.).  Всероссийский практико-ориентированный вебинар «Сетевое сообщество как эффективный инструмент реализации концепции профильных классов психолого-педагогической направленности на уровне региональной системы образования» (г. Санкт-Петербург, 29 марта 2024 г.).  Вебинар «Эффективные практики взаимодействия с родителями обучающихся психологопедагогических классов» (г. Екатеринбург, 25 марта 2024 г.). – 4 –
Стр.4
 Стратегическая сессия УПО № 27 на тему «Системные подходы к взаимодействию образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки» (г. Москва, ВДНХ. Павильон № 57. Международная выставка – форум «Россия», 1 марта 2024 г.).  Методологический семинар «Воспитательные практики в реализации деятельности психолого-педагогических классов» (г. Екатеринбург, 29 февраля 2024 г.).  Онлайн-вебинар по вопросам реализации деятельности психолого-педагогических классов в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Учебно-педагогического округа 27 (г. Екатеринбург, 12 декабря 2023 г.).  Стажировка «Андрагог XXI века» в ХМАО – Югре в рамках деятельности международного методического центра «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века» (г. Ханты-Мансийск, 23 ноября 2023 г.).  Педагогический форум «Педстарт» «Совершенство педагогического мастерства в системе профильного педагогического обучения» (г. Гродно, Беларусь, 28 октября 2023 г.).  II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональное самоопределение школьников: опыт, традиции и инновации» (г. Сургут, 3 ноября 2023 г.).  Вебинар по вопросам реализации деятельности психолого-педагогических классов в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Учебно-педагогического округа 27 (г. Екатеринбург, 12 декабря 2023 г.).  Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Ценностные ориентиры профессионального становления педагога» (г. Сургут, 19 мая 2022 год).  Расширенное заседание учебно-методического объединения в системе образования ХМАО – Югры «Условия и механизмы развития системы наставничества педагогических работников ХМАО – Югры» (г. Ханты-Мансийск, 25 августа 2023 г.).  Всероссийский онлайн-семинар «Организационно-методические механизмы сопровождения вузами деятельности классов психолого-педагогической направленности» (г. Томск, 28 февраля 2023 г.).  Российско-Белорусская научно-практическая конференция «Организация работы профильных педагогических классов: достижения, точки роста, пути развития» (г. Ульяновск, 14 декабря 2022 г.).  I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональное самоопределение школьников: опыт, традиции и инновации» (г. Сургут, 18 ноября 2022 г.).  III Международная научно-практическая онлайн-конференция «Инструментарий воспитательного процесса: реализация творческих и социально значимых программ и проектов» (г. Могилев, Беларусь, 15–16 мая, 2022 г.).  Сетевой методологический семинар «Современная система профессиональной ориентации в условиях неопределенности: методология и организация» (г. Тобольск, 31 марта 2022 г.).  II Всероссийский педагогический образовательный форум «Учитель – будущее России» (г. Москва, 4 октября 2022 г.).  В рамках августовского совещания педагогических работников муниципальной системы образования «Современная профориентация: непрерывность, практико-ориентированность: социальное партнерство» (г. Сургут, 25 августа 2022 г.). Данное пособие предназначено, прежде всего, кураторам образовательных организаций, в которых реализуется проект «Виртуальный педагогический класс», а также будет полезно всем лицам, заинтересованным вопросами профессионального самоопределения старшеклассников. – 5 –
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически