УДК 316.6
ББК 88.53
М21
Автор:
Д. В. Малявкин — предприниматель с более чем 20-летним стажем (digitalагентство,
интернет-магазины, цифровая система управления рабочими группами),
программист-разработчик полного цикла, дипломированный специалист по
маркетингу, преподаватель, организатор творческих мероприятий и фестивалей.
Рецензенты:
В. И. Набоков — доктор экономических наук, профессор, Уральский государственный
аграрный университет;
А. Н. Фомичев — кандидат экономических наук, профессор, Российская
академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации.
Малявкин, Дмитрий Владимирович.
М21
Настольный консультант руководителя / Д. В. Малявкин.
— 2-е изд. — Москва : Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К°», 2025. — 342 с.
ISBN 978-5-394-06062-5.
Предлагаемая книга является альтернативой найму внешних
консультантов, поможет рассмотреть деятельность руководителя
с разных сторон, найти и исправить то, что мешает эффективной
работе, высвободить ресурсы для развития, а также
создать и отладить надежную рабочую систему, которая будет
давать стабильный результат.
Самое сложное в управлении — это работа с людьми, поэтому
значительная часть книги посвящена вопросам, связанным
с их действиями, мотивацией, формированием продуктивной
атмосферы в коллективе, развитию профессиональных качеств
и личности руководителя-лидера.
Все основные положения выверены относительно более чем
50 современных международных стандартов менеджмента. Представленные
модели подготовлены к практическому применению.
Для руководителей рабочих групп, владельцев малого
и среднего бизнеса, предпринимателей, лидеров социальных
объединений и всех, кто интересуется управленческой деятельностью.
©
Малявкин Д. В., 2024
ISBN 978-5-394-06062-5
2
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2024
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава 1. СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Функции менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
С чем работает управленец?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Фреймворк. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Создание бизнес-системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Связи в системе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Применение на практике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Глава 2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Вертикальная вложенность целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Цель подразумевает действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Стереотипные цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Стимулирующие эмоциональные состояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Инструментальные цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Мотивация инициатора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Горизонтальная вложенность целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Декомпозиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Цели в социальных отношениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Требования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Цели в управлении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Амбициозные или реалистичные цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Критика SMART-целей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Контрольные вопросы по целеполаганию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Глава 3. ПЛАНИРОВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Преодоление сложности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Вероятность успеха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
3
Стр.3
Ограниченность ресурсов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Дополнительная польза от планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Затраты на планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Составляющие плана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Подходы к планированию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Последовательность составления плана. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Анализ рисков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Основные процессы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Необходимые ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Вспомогательные процессы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Логистика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Обслуживание ресурсов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Управление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Юридическое обслуживание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Стейкхолдеры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Риски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Затраты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Оптимизация плана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Внутренняя оптимизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Внешняя оптимизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Решение о запуске в работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Проверка перед началом исполнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Глава 4. ВЫБОР СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Видение, миссия, ценности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Идеология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Препятствия и оппоненты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Текущий этап жизненного цикла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Востребованный продукт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Ценность продукта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Доступность продукта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Выгода продавца относительно затрат . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Выбор и принятие решения о сделке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
4
Стр.4
Попадание в рынок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Основа маркетинга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Организованные процессы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101
Основной и вспомогательные процессы . . . . . . . . . . . . . . .102
Сотрудники и акционеры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104
Максимальные обороты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .105
Горизонтальное развитие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
Упаковать и внедрить. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108
Глава 5. КУЛЬТУРА РАБОЧЕЙ ГРУППЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
Культура — инструмент развития цивилизации . . . . . . . . . . . .110
Как делать и реагировать. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112
Управление культурой в организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
Трансляция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
Вознаграждения и наказания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116
Культурный уровень . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117
Выводы по модели “АМАБИ — культура
организации” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119
Реакции и инициативы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
Как взаимодействовать с людьми. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .122
Отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
Определение личных границ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
Роли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125
Одобряемое поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125
Слаженная рабочая группа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .127
Иерархия и привилегии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128
Помощь и содействие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129
Развитие и разнообразие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .130
Общественное пространство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
Упаковка культурного кода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132
Объединяющие смыслы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .133
Артефакты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135
Ритуалы группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .136
5
Стр.5
Проблемы и конфликты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
Оптимизация культурного кода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139
Требования по соответствию сотрудников. . . . . . . . . . . . . . . .139
Воспроизведение и распространение культуры . . . . . . . . . . . . .140
Проекты поддержания и трансформации культуры. . . . .141
Саботаж и противоречия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .142
Онбординг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .142
Мониторинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .142
Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . .144
Самоорганизация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144
Процессы или проекты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
Виды процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .147
Разбиение на процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150
Модель “АМАБИ 4 + 2”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
Объединение процессов в систему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155
Организация процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159
Цель и требования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159
Целевые сроки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161
Технология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161
Инициация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .162
Создание ценности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .163
Результат (или завершение) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164
Мотивация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165
Коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168
Регламенты и инструкции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .170
Соглашения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .171
Обеспечение ресурсами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
КТО: ответственный за процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
ГДЕ: рабочее пространство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .174
ЧЕМ: инструменты и материалы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175
С КЕМ: контактные лица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .178
Границы ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .178
6
Стр.6
Рабочая атмосфера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .179
Управление рабочей системой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181
Контроль и безопасность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182
Проверка перед запуском . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184
Вспомогательные процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .186
Глава 7. КОММУНИКАЦИИ И ОТНОШЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . .189
Цели коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .190
Получение доступа к ресурсам и возможностям . . . . . . . . .191
Поиск решений и проведение исследований. . . . . . . . . . . . . .191
Самоактуализация и реализация привычек. . . . . . . . . . . . . .192
Координация совместной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . .193
Трансляция своих возможностей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194
Развитие отношений на будущее. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .195
Стратегия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .196
Обмен, агрессия или манипуляция?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .197
Использование знаний о личных особенностях. . . . . . . . . . .199
Контекст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .201
Текущее состояние получателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202
Отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203
Доверие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .205
Последовательность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .205
Отложенное действие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .206
Формирование ожиданий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .208
Инициация контакта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .208
Поддержание контакта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .209
Сообщение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .211
Значимость информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .211
Вознаграждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .212
Угрозы и страх . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .213
Культурные нормы и ценности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214
Приемлемость информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .215
Понятность информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216
7
Стр.7
Канал и формат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .218
Автоматизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .220
Невербальная коммуникация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .222
Эмоциональное влияние . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .223
Глава 8. ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . .224
Приоритет в моменте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .225
Реализация плана. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .227
Направление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .228
Синхронизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .229
Актуализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .230
Инициация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .230
Инциденты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .231
Обеспечение ресурсами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .232
Вливание энергии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .232
Вера в успех . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .233
Публичные обязательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .234
Рабочее состояние . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .235
Рабочая атмосфера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .238
Внедрение изменений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .241
Учет событий и состояний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .242
Развитие лидера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245
Проявления лидера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246
Становление лидера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .248
Харизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .249
Глава 9. КОНТРОЛЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .251
Объекты контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .254
Внешняя среда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .254
Мониторинг процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .257
Мониторинг ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .260
Сотрудники (исполнители) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .262
Результативность и ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . .262
Коррекция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .264
8
Стр.8
Психологические установки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .264
Рабочее состояние и развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .266
Атмосфера в коллективе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .267
Альтернативная модель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .269
Самопроверка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .270
Инструменты контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .270
Инициация мероприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .274
Глава 10. РАЗВИТИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .275
Оптимизация рабочих процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .277
Описание ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279
Трансформационный проект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .285
Сопротивление изменениям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .288
Вовлечение исполнителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .289
Новые инструкции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .290
Лидер изменений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .292
Обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .292
Дотянуть до цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .294
Глава 11. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ . . . . . . . . . . . .296
Построение информационной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .298
Информационные технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .301
Преодоление сложности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .303
Инструментарий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305
Ввод данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305
Хранение информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .306
Доступ к данным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .307
Вывод информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .308
Автоматизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .310
Искусственный интеллект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .311
Управление знаниями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .313
Проверка перед внедрением. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .314
Цифровая трансформация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .315
Для малого бизнеса: CRM, ERP, BPMS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .317
9
Стр.9
ПОСЛЕСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .320
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . .321
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. Понимание мотивации для организации
взаимодействия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .324
Физиология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .326
Психика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .327
Прогноз и ожидания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .328
Вовлеченность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .330
Любопытство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .331
Привычки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .331
Социальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .332
Принадлежность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .333
Справедливость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .334
Покровительство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .336
Свобода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .337
Приложение Б. Модель “АМАБИ коммуникации” . . . . . . . . . . . .338
Приложение В. Модель “АМАБИ 360”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .340
10
Стр.10