УДК 338.24
ББК 65.291.2
И49
Издается в авторской редакции
ISBN 978-5-9614-8714-5
Ильяхов М.
Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст / Максим Ильяхов,
Людмила Сарычева. — 4-е изд. — М. : Альпина Паблишер, 2024. — 400 с., ил.
«Пиши, сокращай» — книга о создании текста для всех, кто пишет по работе.
Неважно, работает ли человек профессиональным автором или текст —
его дополнительная задача. Сотрудникам предприятий советы из книги помогут
четко доносить пользу своих продуктов до потенциальных клиентов,
договариваться с коллегами, руководителями, знакомыми. Журналистам —
создавать интересные статьи и публикации в соцсетях. Авторы на примерах
рассказывают, в каком порядке подавать информацию, без каких слов
текст станет более ясным, как убедить читателя дочитать до конца и всегда
ли это нужно. Материал «Пиши, сокращай» подан так, чтобы читателям
легко было его охватить и применить на практике: кому-то понадобятся
простые приемы редактуры на уровне слов, а кто-то углубится в тему отношений
с читателями. И каждый найдет в книге полезное для себя.
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы
то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в интернете
и в корпоративных сетях, а также запись в память компьютера, для частного или публичного
использования без письменного разрешения владельца авторских прав. По вопросу организации
доступа к электронной библиотеке издательства обращайтесь по адресу mylib@alpina.ru.
ISBN 978-5-9614-8714-5
© Максим Ильяхов, текст, 2016–23
© Людмила Сарычева, текст, 2016–23
© Людвиг Быстроновский,
Мартин Хачатрян, иллюстрации, 2023
© Максим Ильяхов, Марина Воробьева,
Александр Чибизов, макет, 2023
© Издание ООО «Альпина Паблишер», 2023
Стр.3
Содержание
Правила сильного текста
4
Знакомство 7
Уровни работы с текстом
15
Слово 22
Стоп-слова 24
Вводные конструкции
Навязанные оценки
Полезное действие,
цель и задачи текста
Как организовать текст
О введении и заключении
29
Неопределенное 39
Заумные слова
47
55
Штампы 77
Предложение 92
Зачем говорить о предложении 94
Пишите о людях и событиях,
а не явлениях и процессах
Предложения в абзаце
и перечне
97
Не перегружайте предложения 115
133
Как нам победить канцелярит 155
Текст 178
Ваш текст большими мазками 180
Подходы фермера и охотника
к работе
182
189
207
243
Тональность 257
Багаж и глубина
267
Жанр 284
Текст о себе в отклике
на вакансию, на личном сайте
и в соцсетях 286
Текст о компании,
миссия и ценности
Рабочие документы:
отчеты, справки,
записки и заключения
Слайды для презентаций
Промостраница
и презентация продукта
На прощание
300
310
Пресс-релиз 322
Холодное письмо
334
344
364
390
Будущее редактуры
и текста в мире нейросетей 391
Что еще почитать
и электронные материалы 398
Стр.4