Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639316)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Социокультурные основы образования лиц с ОВЗ (220,00 руб.)

0   0
АвторыБоброва Анастасия Алексеевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц88
ID881617
АннотацияУчебно-методическое пособие «Социокультурные основы образо-вания лиц с ОВЗ» представляет собой развернутый модульный курс по одноименной дисциплине, разработанный в соответствии с Федераль-ным государственным образовательным стандартом высшего образования четвертого поколения. В учебно-методическом пособии раскрываются современные подходы к социокультурному развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие адресовано бакалаврам направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование для изучения дисциплины «Социокультурные основы образования лиц с ОВЗ». Также пособие будет полезно преподавателям высшей школы, педагогам, учителям-дефектологам, социальным педагогам и всем тем, кто интересуется вопросами работы с обучающимися с ограниченны-ми возможностями здоровья.
Социокультурные основы образования лиц с ОВЗ : учебно-методическое пособие / А. А. Боброва .— Сургут : РИО СурГПУ, 2023 .— 88 с. — URL: https://rucont.ru/efd/881617 (дата обращения: 19.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Социокультурные_основы_образования_лиц_с_ОВЗ.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра педагогического и специального образования СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Сургут, 2023 1
Стр.1
УДК 376.37(075.8) ББК 74.500.2я73-9 С 69 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензент: Капустина Н.Г. – кандидат педагогических наук, доцент БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Социокультурные основы образования лиц с ОВЗ : учебноС 69 методическое пособие / Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ; автор-составитель А. А. Боброва. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 87 [1] с. – Текст : непосредственный. Учебно-методическое пособие «Социокультурные основы образования лиц с ОВЗ» представляет собой развернутый модульный курс по одноименной дисциплине, разработанный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования четвертого поколения. В учебно-методическом пособии раскрываются современные подходы к социокультурному развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие адресовано бакалаврам направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование для изучения дисциплины «Социокультурные основы образования лиц с ОВЗ». Также пособие будет полезно преподавателям высшей школы, педагогам, учителям-дефектологам, социальным педагогам и всем тем, кто интересуется вопросами работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. УДК 376.37(075.8) ББК 74.500.2я73-9 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение ............................................................................................... 4 Модуль 1. Теоретические основы социокультурного образования детей с ограниченными возможностями здоровья ............................................................................................... 7 У.Э. 1.1. Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья ................................................................................................ 8 У.Э. 1.2. Социокультурная парадигма воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья ..................................... 20 У.Э. 1.3. Технологические основы социокультурной деятельности в образовательных организациях для детей с ОВЗ .......................... 31 У.Э. 1.4. Рубежный контроль ............................................................. 46 Модуль 2. Технологии социокультурного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья ................................ 49 У.Э. 2.1. Применение разных видов искусства в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ ................. 49 У.Э. 2.2. Декоративно-прикладное искусство как средство социокультурного развития детей с ОВЗ .......................................... 59 У.Э. 2.3. Интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами драматического искусства .............................................................................................. 64 У.Э. 2.4. Рубежный контроль ............................................................. 72 Список литературы ............................................................................. 73 Приложения ......................................................................................... 77 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Современный процесс социокультурного включения и адаптации лиц с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни. Она позволяет выявить социокультурное содержание жизнедеятельности различных категорий лиц с отклонениями в развитии и определить систему педагогических и социокультурных мер, направленных на преодоление существующих проблем социальной и культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями. Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой другой, должен быть подготовлен не только к продуктивной жизни и трудовой деятельности, но и к умелому восстановлению жизненных сил и здоровья, частично утраченных в повседневной трудовой деятельности, т. е. к умению организовать свой отдых, свое свободное время – рекреацию. Для лиц с нарушениями в развитии существует ряд объективных сложностей в процессе участия в различных общедоступных формах досуговой деятельности вследствие ограниченных возможностей передвижения, иных физических возможностей, ограниченных возможностей восприятия, социального и ситуационного адаптирования и др. Однако это не означает полной их изоляции от участия в общедоступных формах досуговой деятельности. Специальные формы досуговой деятельности, хотя и являются вынужденно сегрегационными, тем не менее способствуют развитию социальных навыков в рамках своей субкультуры, личностному развитию, приучают к активному и целесообразному проведению досуга (спорт, танцы, экскурсии, декоративно-прикладное искусство и ремесло, клубы по интересам и др.), продолжают процесс коррекции и компенсации отклонений в развитии средствами культуры, искусства, спорта, активной досуговой деятельности, ремесел. Начало формирования специальных рекреационных навыков и установок закладывается с первых дней пребывания ребенка в системе специального образования. Как отмечает А.Г. Асмолов, наше общество находится в начале длинного пути – перехода от культуры полезности к культуре достоинства. В отличие от культуры полезности, где «урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального пасынка, которого терпят постольку, поскольку приходите тратить время на выучку подготовку человека к исполнению полезных служебных функций» в культуре, основанной на отношениях достоинства, «ведущей ценностью является ценность личности человека независимо от того, можно ли что4
Стр.4
либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны... и находятся под охраной общественного милосердия». Учебно-методическое пособие представляет собой развернутый учебный курс по дисциплине «Социокультурные основы образования лиц с ОВЗ», входящей в Обязательную часть, Модуль 6. Психолого-педагогические основы специального образования учебного плана по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Включенные в пособие темы охватывают весь диапазон проблем социокультурного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено технологическим аспектам формирования социокультурных ценностей у детей с ОВЗ в рамках современной социокультурной парадигмы и в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Цели и задачи освоения дисциплины Цель – формирование у бакалавров умений моделировать процесс формирования социокультурных ценностей у детей с нарушениями в развитии на основе знаний об особенностях социокультурного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в его ведущих концепциях и парадигмах. Задачи дисциплины: 1) формировать понятие сущности, структуры и технологий социально-культурной деятельности; средств, форм и методов технологического процесса социокультурной деятельности с лицами с ОВЗ; 2) формировать умение осуществлять отбор педагогических технологий для осуществления социокультурного развития ребенка с ОВЗ. Планируемые результаты обучения ПК-1 – способен осуществлять обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных образовательных технологий. В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций: знать:  назначение, структуру системы образования, особенности образования как социального института; 5
Стр.5
 концепцию воспитания и развития личности гражданина России;  нормы и принципы профессиональной этики педагогических работников;  ценностные ориентиры образования;  особенности функционирования системы образования как социального института;  способы использования нормативно-правовых актов и норм профессиональной этики при взаимодействии с участниками образовательного процесса;  методологические основы научного знания;  методы и приемы социокультурного развития детей с ОВЗ; уметь:  осуществлять поиск актуального научного знания для решения профессиональных задач; владеть:  умением оценивать профессиональную деятельность на соответствие задачам социокультурного развития детей с ОВЗ; иметь опыт: отбора педагогических технологий для осуществления социокультурного развития ребенка с ОВЗ. Содержание лекционных занятий направлено на формирование у обучающихся знаний понятийного аппарата, а также знаний теоретических основ проблемы социокультурного образования детей с ОВЗ. Важнейшая целевая установка лекционных занятий данного курса состоит в формировании комплекса знаний о методологии решения конкретных социокультурных проблем в специальном образовании; социокультурных технологиях социально-реабилитационной, информационно-просветительской, культурно-творческой, рекреационной и проектной деятельности; отбора необходимого содержания коррекционно-образовательной работы на занятиях культурологической направленности с учетом структуры дефекта актуального состояния и потенциальных возможностей развития детей с умственной отсталостью. В совокупности это составляет необходимую теоретическую базу, освоение которой необходимо для выполнения практических заданий инвариантной и вариативной самостоятельной работы. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст