ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра педагогического и специального образования
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ
ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Сургут, 2023
1
Стр.1
УДК 376.37(075.8)
ББК 74.500.2я73-9
С 69
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензент:
Капустина Н.Г. – кандидат педагогических наук, доцент
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Социокультурные основы образования лиц с ОВЗ : учебноС
69
методическое пособие / Департамент образования и науки
ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования
ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический
университет» ; автор-составитель А. А. Боброва. – Сургут : РИО
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»,
2023. – 87 [1] с. – Текст : непосредственный.
Учебно-методическое пособие «Социокультурные основы образования
лиц с ОВЗ» представляет собой развернутый модульный курс
по одноименной дисциплине, разработанный в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом высшего образования
четвертого поколения. В учебно-методическом пособии раскрываются
современные подходы к социокультурному развитию обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья.
Учебно-методическое пособие адресовано бакалаврам направления
подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
для изучения дисциплины «Социокультурные основы образования лиц
с ОВЗ». Также пособие будет полезно преподавателям высшей школы,
педагогам, учителям-дефектологам, социальным педагогам и всем тем,
кто интересуется вопросами работы с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования.
УДК 376.37(075.8)
ББК 74.500.2я73-9
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................................................... 4
Модуль 1. Теоретические основы социокультурного
образования детей с ограниченными возможностями
здоровья ............................................................................................... 7
У.Э. 1.1. Общие положения современной концепции
социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями
здоровья ................................................................................................ 8
У.Э. 1.2. Социокультурная парадигма воспитания детей
с ограниченными возможностями здоровья ..................................... 20
У.Э. 1.3. Технологические основы социокультурной деятельности
в образовательных организациях для детей с ОВЗ .......................... 31
У.Э. 1.4. Рубежный контроль ............................................................. 46
Модуль 2. Технологии социокультурного развития ребенка
с ограниченными возможностями здоровья ................................ 49
У.Э. 2.1. Применение разных видов искусства
в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ ................. 49
У.Э. 2.2. Декоративно-прикладное искусство как средство
социокультурного развития детей с ОВЗ .......................................... 59
У.Э. 2.3. Интеграция и социализация детей с ограниченными
возможностями здоровья средствами драматического
искусства .............................................................................................. 64
У.Э. 2.4. Рубежный контроль ............................................................. 72
Список литературы ............................................................................. 73
Приложения ......................................................................................... 77
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Современный процесс социокультурного включения и адаптации
лиц с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей
идею независимого образа жизни. Она позволяет выявить
социокультурное содержание жизнедеятельности различных
категорий лиц с отклонениями в развитии и определить систему педагогических
и социокультурных мер, направленных на преодоление
существующих проблем социальной и культурной интеграции лиц
с ограниченными возможностями.
Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой другой,
должен быть подготовлен не только к продуктивной жизни
и трудовой деятельности, но и к умелому восстановлению жизненных
сил и здоровья, частично утраченных в повседневной трудовой деятельности,
т. е. к умению организовать свой отдых, свое свободное
время – рекреацию. Для лиц с нарушениями в развитии существует
ряд объективных сложностей в процессе участия в различных общедоступных
формах досуговой деятельности вследствие ограниченных
возможностей передвижения, иных физических возможностей, ограниченных
возможностей восприятия, социального и ситуационного
адаптирования и др. Однако это не означает полной их изоляции
от участия в общедоступных формах досуговой деятельности.
Специальные формы досуговой деятельности, хотя и являются
вынужденно сегрегационными, тем не менее способствуют развитию
социальных навыков в рамках своей субкультуры, личностному развитию,
приучают к активному и целесообразному проведению досуга
(спорт, танцы, экскурсии, декоративно-прикладное искусство и ремесло,
клубы по интересам и др.), продолжают процесс коррекции
и компенсации отклонений в развитии средствами культуры, искусства,
спорта, активной досуговой деятельности, ремесел. Начало
формирования специальных рекреационных навыков и установок
закладывается с первых дней пребывания ребенка в системе специального
образования.
Как отмечает А.Г. Асмолов, наше общество находится в начале
длинного пути – перехода от культуры полезности к культуре достоинства.
В отличие от культуры полезности, где «урезается время,
отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию
отводится роль социального пасынка, которого терпят постольку,
поскольку приходите тратить время на выучку подготовку человека
к исполнению полезных служебных функций» в культуре,
основанной на отношениях достоинства, «ведущей ценностью является
ценность личности человека независимо от того, можно ли что4
Стр.4
либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела
или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями
в развитии священны... и находятся под охраной общественного
милосердия».
Учебно-методическое пособие представляет собой развернутый
учебный курс по дисциплине «Социокультурные основы образования
лиц с ОВЗ», входящей в Обязательную часть, Модуль 6. Психолого-педагогические
основы специального образования учебного
плана по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое)
образование. Включенные в пособие темы охватывают весь
диапазон проблем социокультурного развития лиц с ограниченными
возможностями здоровья. Особое внимание уделено технологическим
аспектам формирования социокультурных ценностей у детей
с ОВЗ в рамках современной социокультурной парадигмы и в условиях
реализации Федеральных государственных образовательных
стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель – формирование у бакалавров умений моделировать процесс
формирования социокультурных ценностей у детей с нарушениями
в развитии на основе знаний об особенностях социокультурного
развития детей с ограниченными возможностями здоровья в его ведущих
концепциях и парадигмах.
Задачи дисциплины:
1) формировать понятие сущности, структуры и технологий
социально-культурной деятельности; средств, форм и методов технологического
процесса социокультурной деятельности с лицами
с ОВЗ;
2) формировать умение осуществлять отбор педагогических
технологий для осуществления социокультурного развития ребенка
с ОВЗ.
Планируемые результаты обучения
ПК-1 – способен осуществлять обучение и воспитание детей
с ограниченными возможностями здоровья в разных институциональных
условиях с использованием специальных методик и современных
образовательных технологий.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
овладеть следующими компонентами компетенций:
знать:
назначение, структуру системы образования, особенности
образования как социального института;
5
Стр.5
концепцию воспитания и развития личности гражданина
России;
нормы и принципы профессиональной этики педагогических
работников;
ценностные ориентиры образования;
особенности функционирования системы образования как
социального института;
способы использования нормативно-правовых актов и норм
профессиональной этики при взаимодействии с участниками образовательного
процесса;
методологические основы научного знания;
методы и приемы социокультурного развития детей с ОВЗ;
уметь:
осуществлять поиск актуального научного знания для решения
профессиональных задач;
владеть:
умением оценивать профессиональную деятельность на соответствие
задачам социокультурного развития детей с ОВЗ;
иметь опыт:
отбора педагогических технологий для осуществления социокультурного
развития ребенка с ОВЗ.
Содержание лекционных занятий направлено на формирование
у обучающихся знаний понятийного аппарата, а также знаний
теоретических основ проблемы социокультурного образования детей
с ОВЗ. Важнейшая целевая установка лекционных занятий данного
курса состоит в формировании комплекса знаний о методологии решения
конкретных социокультурных проблем в специальном образовании;
социокультурных технологиях социально-реабилитационной,
информационно-просветительской, культурно-творческой, рекреационной
и проектной деятельности; отбора необходимого содержания
коррекционно-образовательной работы на занятиях культурологической
направленности с учетом структуры дефекта актуального состояния
и потенциальных возможностей развития детей с умственной
отсталостью. В совокупности это составляет необходимую теоретическую
базу, освоение которой необходимо для выполнения практических
заданий инвариантной и вариативной самостоятельной
работы.
6
Стр.6