ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СБОРНИК КЕЙСОВ
ПО ПЕДАГОГИКЕ
Учебное пособие
Направления подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА
Сургут, 2023
– 1 –
Стр.1
УДК 37.013(082)(075.8)
ББК 74.0я43я73
С 23
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
Гибадуллина Ю.М.,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры педагогики, психологии и социального образования
Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева
ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Шайдурова С.В.,
директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения
средней образовательной школы № 27 г. Сургута
С 23
Сборник кейсов по педагогике : учебное пособие : направления подготовки 44.03.01
Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями
подготовки), уровень бакалавриата ; Департамент образования и науки ХМАО – Югры,
Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный
педагогический университет» ; авторы-составители : О. Г. Балина [и др.]. ; под общ. ред.
О. Г. Балиной [и др.]. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет»,
2023. – 116, [1] с. – Текст : непосредственный.
Учебное пособие представляет собой сборник кейсов, которые рекомендуются для использования
в процессе преподавания базовых учебных дисциплин «Педагогика» и «Технология
и организация воспитательных практик (классное руководство)». Представленный перечень
кейсов охватывает весь набор общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК)
компетенций, формируемых в ходе изучения данных учебных курсов.
Данное пособие предназначено для студентов-бакалавров направлений подготовки
44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями
подготовки) очной и заочной формы обучения, преподавателей вузов, слушателей системы
повышения квалификации педагогических кадров.
УДК 37.013(082)(075.8)
ББК 74.0я43я73
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023
– 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................................................... 4
ПРИМЕРЫ КЕЙС-ЗАДАНИЙ ............................................................................................................ 6
Кейс «Нормативно-правовое регулирование в сфере образования» (Селиверстова М.В.) ............... 6
Кейс «Взаимодействие с родителями в соответствии с нормативными правовыми актами
в сфере образования» (Селиверстова М.В.) ........................................................................................ 11
Кейс «Программа воспитания в школе» (Рюмина Ю.Н., Балина О.Г.) .............................................. 16
Кейс «Авторская программа» (Балина О.Г.) ....................................................................................... 22
Кейс «Особенности групповой работы» (Балина О.Г.) ..................................................................... 30
Кейс «Классный коллектив как объект воспитания» (Балина О.Г.) ................................................... 36
Кейс «Способы организации взаимодействия с обучающимся с ОВЗ» (Кожанова Н.С.) ................ 42
Кейс «Особенности организации взаимодействия с ребенком с РАС» (Болгарова М.А.) ................. 48
Кейс «Собеседники» (Худенева М.Г.) ................................................................................................. 53
Кейс «Заслуженная отметка» (Подковко Е.Н.) ................................................................................... 60
Кейс «Контрольные задания» (Подковко Е.Н.) .................................................................................. 66
Кейс «Педагогическая поддержка саморазвития» (Бакшеева Э.П.) .................................................. 71
Кейс «Современные психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ»
(Боброва А.А., Багнетова Е.М.) ........................................................................................................... 77
Кейс «Перевернутый урок» (Бакшеева Э.П.) ...................................................................................... 83
Кейс «Вера в ученика» (Ниязова А.А., Жаворонко Е.С.) .................................................................... 90
Кейс «Буллинг в школе» (Балина О.Г., Бакшеева Э.П.) ..................................................................... 95
Кейс «Целеполагание в воспитательном процессе» (Егорова Г.И., Бакшеева Э.П.) ......................... 102
Кейс «Трудовое воспитание в школе: “драить” стены или только учиться?»
(Ниязова А.А., Жаворонко Е.С., Саватеев Г.О.) ................................................................................. 109
– 3 –
Стр.3
ВЕДЕНИЕ
Опыт берет большую плату за учение,
но и учит он лучше всех учителей.
Т. Карлейль
При всем многообразии методов и технологий на сегодняшний день наиболее привлекательным
для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в разных областях
научно-практической деятельности, в том числе и в сфере образования, считается кейс-метод (или
метод анализа конкретных ситуаций), так как это «синергетическая технология, реализующаяся посредством
погружения группы студентов в ситуацию, способствует активизации и развитию их как
аналитических, так и коммуникативных способностей» [Панфилова А.П.].
Метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций,
case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования
реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных
решений проблемы и принятия из них наиболее оптимального варианта.
В настоящее время опыт создания кейсов в педагогике невелик, банк кейсовых заданий еще
только формируется. Однако очевидно, что решение кейсов и использование их в образовательном
процессе вуза значительно расширяет возможности формирования профессиональных компетенций
будущих специалистов в области образования и педагогики. Он позволяет успешно моделировать
будущую профессиональную деятельность обучающихся, формировать положительную мотивацию
к освоению материала и дальнейшему саморазвитию в профессиональном и личностном плане, многократно
повышая результативность и эффективность образовательного процесса, что подтверждается
опытом использования кейс-метода в процессе обучения, в том числе и при преподавании предметов
гуманитарного цикла, к которым относится и педагогика.
В процессе использования данной технологии в образовательном процессе происходит развитие
следующих компетенций:
аналитических – умение отличать данные от информации (данные – это факты реальной
жизни; информация – обработанные данные, необходимые для принятия решений и решения задач),
классифицировать, выделять существенное, анализировать и представлять информацию, мыслить
логично и ясно;
практических – формирование умений и навыков, связанных с использованием знаний, теории,
методов, принципов;
творческих – умения, связанные с генерированием новых идей, продуцированием альтернативных
решений;
коммуникативных – умения вести дискуссию, защищать свою точку зрения и аргументированно
убеждать оппонентов, применять демонстрационные наглядные материалы, продуктивно взаимодействовать
в группе на основе принципов сотрудничества и партнерских отношений;
социальных – навыки, связанные с самоконтролем, проявление эмпатии и рефлексии, объективная
оценка поведения других людей;
навыков самоанализа – осознание и самооценка собственных действий.
Использование кейсов в процессе изучения педагогики, позволяет формировать не только перечисленные
общекультурные компетенции будущих педагогов, но и работает на развитие общепрофессиональных
компетенций, отраженных в ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое
образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки»:
ОПК-1 – Способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными
правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
ОПК-2 – Способность участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных
программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно
– коммуникационных технологий);
ОПК-3 – Способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную
деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии
с требованиями ФГОС;
ОПК-4 – Способность осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся в учебной
и внеучебной деятельности;
– 4 –
Стр.4
ОПК-5 – Способность осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования
обучающихся, и выявлять и корректировать трудности в обучении;
ОПК-6 – Способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной
деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе
обучающихся с особыми образовательными потребностями;
ОПК-7 – Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках
реализации образовательных программ;
ОПК-8 – Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных
научных знаний.
Кроме того, применение кейсов в процессе обучения способствует также формированию универсальных
и профессиональных компетенций будущих педагогов, например:
ПК-2 – Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность.
История развития кейс-метода берет свое начало еще в XVII веке, когда теологи для обучения
студентов использовали и анализировали реальные жизненные ситуации. Родиной же современного
метода являются Соединенные Штаты Америки, а более точно – Школа бизнеса Гарвардского университета.
Именно там в начале XX века учеников-практиков просили изложить в процессе обучении
конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации.
Первый сборник кейсов был издан в 1921 году (Dr. Copeland, Dean Donhman).
Прорабатывая кейс, студенты приходят к решению, которое, возможно, они смогут применить
в схожих обстоятельствах в будущем. Чем больше проанализированных кейсов в арсенале студентов,
тем выше вероятность того, что алгоритмы с готовыми решениями они смогут применить в будущем
для решения, возможно, и более сложных проблем. Для повышения эффективности обучения обычно
кейс-метод используется в сочетании с другими технологиями и методами.
Данное учебное пособие представляет собой сборник примеров кейс-заданий, готовых к использованию
при изучении учебных курсов «Педагогика» и «Технология и организация воспитательных
практик (классное руководство)». Материал по каждой ситуации представлен следующим образом:
название кейса – примерные темы, при изучении которых данная ситуация может использоваться –
текст ситуации, дополнительная информация – задания для студентов (вопросы к кейсу и примерные
тестовые задания) – список рекомендованной литературы. Подобная логика представления кейсов
используется при проведении экзаменов в форме ФИЭБ и ФЕПО-pro.
Работу с использованием технологии case-study рекомендуется строить по следующему алгоритму:
1.
Индивидуальная работа с текстом конкретной ситуации.
2. Обсуждение в малых группах.
3. Публичное выступление и групповая дискуссия.
Большинство кейсов, представленных в пособии, – практические, их цель заключается в формировании
умений использования теоретических знаний в решении практических ситуаций.
Педагогические ситуации, а также дополнительная информация, представленные в кейсах, заимствованы
из Интернет-источников (блоги педагогов, родителей), находящихся в свободном доступе,
а также разработаны авторами пособия.
– 5 –
Стр.5