Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639316)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Сборник кейсов по педагогике (220,00 руб.)

0   0
АвторыБалина Ольга Геннадьевна, Болгарова Мария Андреевна, Бакшеева Этери Павловна, Рюмина Юлия Николаевна, Ниязова Амина Абтрахмановна, Егорова Галина Ивановна, Селиверстова Марина Владимировна, Боброва Анастасия Алексеевна, Худенева Мария Григорьевна, Багнетова Екатерина Михайловна, Подковко Екатерина Николаевна, Жаворонко Елена Сергеевна, Кожанова Наталья Сергеевна, Саватеев Герман Олегович
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц116
ID881435
АннотацияУчебное пособие представляет собой сборник кейсов, которые рекомендуются для использования в процессе преподавания базовых учебных дисциплин «Педагогика» и «Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)». Представленный перечень кейсов охватывает весь набор общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций, формируемых в ходе изучения данных учебных курсов. Данное пособие предназначено для студентов-бакалавров направлений подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) очной и заочной формы обучения, преподавателей вузов, слушателей системы повышения квалификации педагогических кадров.
Сборник кейсов по педагогике : учебное пособие : направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), уровень бакалавриата / О.Г. Балина, М.А. Болгарова, Э.П. Бакшеева, Ю.Н. Рюмина, А. А. Ниязова, Г.И. Егорова, М.В. Селиверстова, А. А. Боброва, М.Г. Худенева, Е.М. Багнетова, Е.Н. Подковко, Е.С. Жаворонко, Н.С. Кожанова, Г.О. Саватеев .— Сургут : РИО СурГПУ, 2023 .— 116 с. — URL: https://rucont.ru/efd/881435 (дата обращения: 19.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сборник_кейсов_по_педагогике.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Сборник_кейсов_по_педагогике.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» СБОРНИК КЕЙСОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ Учебное пособие Направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА Сургут, 2023 – 1 –
Стр.1
УДК 37.013(082)(075.8) ББК 74.0я43я73 С 23 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензенты: Гибадуллина Ю.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет» Шайдурова С.В., директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней образовательной школы № 27 г. Сургута С 23 Сборник кейсов по педагогике : учебное пособие : направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), уровень бакалавриата ; Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ; авторы-составители : О. Г. Балина [и др.]. ; под общ. ред. О. Г. Балиной [и др.]. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 116, [1] с. – Текст : непосредственный. Учебное пособие представляет собой сборник кейсов, которые рекомендуются для использования в процессе преподавания базовых учебных дисциплин «Педагогика» и «Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)». Представленный перечень кейсов охватывает весь набор общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций, формируемых в ходе изучения данных учебных курсов. Данное пособие предназначено для студентов-бакалавров направлений подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) очной и заочной формы обучения, преподавателей вузов, слушателей системы повышения квалификации педагогических кадров. УДК 37.013(082)(075.8) ББК 74.0я43я73 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023 – 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................................................... 4 ПРИМЕРЫ КЕЙС-ЗАДАНИЙ ............................................................................................................ 6 Кейс «Нормативно-правовое регулирование в сфере образования» (Селиверстова М.В.) ............... 6 Кейс «Взаимодействие с родителями в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования» (Селиверстова М.В.) ........................................................................................ 11 Кейс «Программа воспитания в школе» (Рюмина Ю.Н., Балина О.Г.) .............................................. 16 Кейс «Авторская программа» (Балина О.Г.) ....................................................................................... 22 Кейс «Особенности групповой работы» (Балина О.Г.) ..................................................................... 30 Кейс «Классный коллектив как объект воспитания» (Балина О.Г.) ................................................... 36 Кейс «Способы организации взаимодействия с обучающимся с ОВЗ» (Кожанова Н.С.) ................ 42 Кейс «Особенности организации взаимодействия с ребенком с РАС» (Болгарова М.А.) ................. 48 Кейс «Собеседники» (Худенева М.Г.) ................................................................................................. 53 Кейс «Заслуженная отметка» (Подковко Е.Н.) ................................................................................... 60 Кейс «Контрольные задания» (Подковко Е.Н.) .................................................................................. 66 Кейс «Педагогическая поддержка саморазвития» (Бакшеева Э.П.) .................................................. 71 Кейс «Современные психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ» (Боброва А.А., Багнетова Е.М.) ........................................................................................................... 77 Кейс «Перевернутый урок» (Бакшеева Э.П.) ...................................................................................... 83 Кейс «Вера в ученика» (Ниязова А.А., Жаворонко Е.С.) .................................................................... 90 Кейс «Буллинг в школе» (Балина О.Г., Бакшеева Э.П.) ..................................................................... 95 Кейс «Целеполагание в воспитательном процессе» (Егорова Г.И., Бакшеева Э.П.) ......................... 102 Кейс «Трудовое воспитание в школе: “драить” стены или только учиться?» (Ниязова А.А., Жаворонко Е.С., Саватеев Г.О.) ................................................................................. 109 – 3 –
Стр.3
ВЕДЕНИЕ Опыт берет большую плату за учение, но и учит он лучше всех учителей. Т. Карлейль При всем многообразии методов и технологий на сегодняшний день наиболее привлекательным для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в разных областях научно-практической деятельности, в том числе и в сфере образования, считается кейс-метод (или метод анализа конкретных ситуаций), так как это «синергетическая технология, реализующаяся посредством погружения группы студентов в ситуацию, способствует активизации и развитию их как аналитических, так и коммуникативных способностей» [Панфилова А.П.]. Метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений проблемы и принятия из них наиболее оптимального варианта. В настоящее время опыт создания кейсов в педагогике невелик, банк кейсовых заданий еще только формируется. Однако очевидно, что решение кейсов и использование их в образовательном процессе вуза значительно расширяет возможности формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в области образования и педагогики. Он позволяет успешно моделировать будущую профессиональную деятельность обучающихся, формировать положительную мотивацию к освоению материала и дальнейшему саморазвитию в профессиональном и личностном плане, многократно повышая результативность и эффективность образовательного процесса, что подтверждается опытом использования кейс-метода в процессе обучения, в том числе и при преподавании предметов гуманитарного цикла, к которым относится и педагогика. В процессе использования данной технологии в образовательном процессе происходит развитие следующих компетенций:  аналитических – умение отличать данные от информации (данные – это факты реальной жизни; информация – обработанные данные, необходимые для принятия решений и решения задач), классифицировать, выделять существенное, анализировать и представлять информацию, мыслить логично и ясно;  практических – формирование умений и навыков, связанных с использованием знаний, теории, методов, принципов;  творческих – умения, связанные с генерированием новых идей, продуцированием альтернативных решений;  коммуникативных – умения вести дискуссию, защищать свою точку зрения и аргументированно убеждать оппонентов, применять демонстрационные наглядные материалы, продуктивно взаимодействовать в группе на основе принципов сотрудничества и партнерских отношений;  социальных – навыки, связанные с самоконтролем, проявление эмпатии и рефлексии, объективная оценка поведения других людей;  навыков самоанализа – осознание и самооценка собственных действий. Использование кейсов в процессе изучения педагогики, позволяет формировать не только перечисленные общекультурные компетенции будущих педагогов, но и работает на развитие общепрофессиональных компетенций, отраженных в ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки»:  ОПК-1 – Способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;  ОПК-2 – Способность участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно – коммуникационных технологий);  ОПК-3 – Способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями ФГОС;  ОПК-4 – Способность осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; – 4 –
Стр.4
 ОПК-5 – Способность осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, и выявлять и корректировать трудности в обучении;  ОПК-6 – Способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;  ОПК-7 – Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;  ОПК-8 – Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний. Кроме того, применение кейсов в процессе обучения способствует также формированию универсальных и профессиональных компетенций будущих педагогов, например:  ПК-2 – Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность. История развития кейс-метода берет свое начало еще в XVII веке, когда теологи для обучения студентов использовали и анализировали реальные жизненные ситуации. Родиной же современного метода являются Соединенные Штаты Америки, а более точно – Школа бизнеса Гарвардского университета. Именно там в начале XX века учеников-практиков просили изложить в процессе обучении конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был издан в 1921 году (Dr. Copeland, Dean Donhman). Прорабатывая кейс, студенты приходят к решению, которое, возможно, они смогут применить в схожих обстоятельствах в будущем. Чем больше проанализированных кейсов в арсенале студентов, тем выше вероятность того, что алгоритмы с готовыми решениями они смогут применить в будущем для решения, возможно, и более сложных проблем. Для повышения эффективности обучения обычно кейс-метод используется в сочетании с другими технологиями и методами. Данное учебное пособие представляет собой сборник примеров кейс-заданий, готовых к использованию при изучении учебных курсов «Педагогика» и «Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)». Материал по каждой ситуации представлен следующим образом: название кейса – примерные темы, при изучении которых данная ситуация может использоваться – текст ситуации, дополнительная информация – задания для студентов (вопросы к кейсу и примерные тестовые задания) – список рекомендованной литературы. Подобная логика представления кейсов используется при проведении экзаменов в форме ФИЭБ и ФЕПО-pro. Работу с использованием технологии case-study рекомендуется строить по следующему алгоритму: 1. Индивидуальная работа с текстом конкретной ситуации. 2. Обсуждение в малых группах. 3. Публичное выступление и групповая дискуссия. Большинство кейсов, представленных в пособии, – практические, их цель заключается в формировании умений использования теоретических знаний в решении практических ситуаций. Педагогические ситуации, а также дополнительная информация, представленные в кейсах, заимствованы из Интернет-источников (блоги педагогов, родителей), находящихся в свободном доступе, а также разработаны авторами пособия. – 5 –
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст