Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639001)
Контекстум
Электро-2024

Дискурсия как метод гуманитарного знания (1500,00 руб.)

0   0
Страниц304
ID875133
ISBN978-5-9765-1755-4
Дискурсия как метод гуманитарного знания / Петряков Л.Д. — 304 с. — ISBN 978-5-9765-1755-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/875133 (дата обращения: 17.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дискурсия_как_метод_гуманитарного_знания.pdf
УДК 130.2 ББК 87.22 П31 Реценз ент ы: д-р филос. наук, проф. А.К. Кудрин; д-р филос. наук, проф. А.В. Азов Петряков Л.Д. П31 Дискурсия как метод гуманитарного знания [Электронный ресурс] : монография / Л.Д. Петряков. — 2-е изд., стер. —М. : ФЛИНТА, 2017. — 304 с. ISBN 978-5-9765-1755-4 Работа посвящена онтологическим и гносеологическим аспектам исследования дискурса. Дискурсом можно назвать процесс предметного мышления, коммуникации и действий, в котором мы участвуем автоматически, не являясь субъектом этого процесса. Дискурсом называют «текст в тексте», «язык в языке», т.е. деятельность, возникшую как следствие или побочный продукт другой деятельности, которая может быть созидательной, нейтральной или разрушительной для первичной, основной деятельности. Дискурс — это ментальная волна, в форме которой выражается внимание человека к какомулибо феномену его жизни, а в содержании — когнитивное отношение к этому феномену. Одновременно, это волна актуальности (популярности) феномена в социальной жизни людей и осмысление его в социальном интеллекте. Для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных и негуманитарных специальностей вузов, всех, интересующихся философскими вопросами познания. УДК 130.2 ББК 87.22 ISBN 978-5-9765-1755-4 2 © Петряков Л.Д., 2017 © ФГБОУ ВПО «ЯГТУ», 2017
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ........................................................................................................................... 7 Глава 1. «Философия идей» и философия дискурса. История и современность 1.1. Дискурс: от описания к определению ..........................................................22 1.2. Возникновение и трансформация понятий как когнитивная проблема .................................................................................................................37 1.3. От понятий — к категориям: упорядочение дискурсивной практики .................................................................................................................44 1.4. Формирование и деформирование объектов и субъектов познания в дискурсе ...........................................................................................57 1.5. Научное исследование, рефлексия и метарефлексия дискурса ..........75 1.5.1. Научное исследование и первичный понятийный аппарат ........................................................................................................80 1.5.2. Дискурс предметной области (Д-1): прагматика, семантика, синтаксис .............................................................................84 1.5.3. Философский дискус (Д-2): коннотации, последовательности, метаязыки ........................................................90 1.5.4. Метарефлексия (Д-3): формулы, мемы, фракталы и парадоксы дискурса ............................................................................96 1.5.5. Интердискурс (Д-4): единство истории, логики и дискурсивной практики ..................................................................107 Глава 2. Философия дискурса как методологический инструмент. Потенциал и реализованные возможности 2.1. Философские и лингвистические методы анализа дискурса ............119 2.2. Дискурс и коммуникация ...............................................................................139 2.3. Правила .................................................................................................................152 2.3.1. Правила высказываний .......................................................................152 2.3.2. Правило как отношение между высказываниями .....................165 2.3.3. Правила отношений между правилами .........................................172 2.3.4. Правило как средство трансформации ..........................................180 2.4. Методы развертывания познавательного дискурса ..............................186 2.5. Трансформации ситуаций и дискурса ........................................................197 5
Стр.5
Глава 3. Дискурс и знание в современном познавательном процессе 3.1. Круговорот смысла в дискурсивном процессе ........................................214 3.2. Образ. От образа — к идее ..............................................................................224 3.3. Идея. От идеи — к символу ............................................................................229 3.4. Символ. От символа к понятию ...................................................................241 3.5. Понятие. От понятия — к концепту ............................................................247 3.6. Концепт как форма мысли .............................................................................251 3.7. Дискурс, истина и знание ...............................................................................257 ЗАКЛючЕНИЕ: «история идей» и «история дискурсов» ...........................270 ПРИЛОжЕНИЕ: тезаурус основных терминов ...............................................283 Литература ..................................................................................................................286 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст