Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639001)
Контекстум
Электро-2024

Философия языка и коммуникации (1500,00 руб.)

0   0
Страниц517
ID875099
ISBN978-5-9765-2564-1
Философия языка и коммуникации / Мечковская Н.Б. — 517 с. — ISBN 978-5-9765-2564-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/875099 (дата обращения: 16.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философия_языка_и_коммуникации.pdf
Стр.2
Стр.501
Стр.502
Стр.503
Стр.504
Стр.505
Стр.506
Стр.507
Стр.508
Стр.509
Стр.510
Стр.511
Стр.512
Стр.513
Стр.514
Стр.515
Философия_языка_и_коммуникации.pdf
УДК 81:1(075.8) ББК 81я73 М55 Мечковская Н.Б. М55 Философия языка и коммуникации [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.Б. Мечковская. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2017. — 517 с. ISBN 978-5-9765-2564-1 (ФЛИНТА) Учебный предмет «Философия языка и коммуникации» объединяет ряд крупных и всегда актуальных вопросов на пограничье между лингвистикой, философией и семиотикой. «Как на глобусе совмещаются три карты мира — языков, народов и государств?», «Чем язык отличается от диалекта?», «Могут ли люди улучшить язык?», «Как язык участвует в познании?», «В какой пропорции соединяются в языке биологическое и социальное?», «Чем язык и общение людей отличаются от коммуникации животных?», «Язык кино. Язык танца. Язык математики: На месте ли здесь слово язык?», «Почему Иоганн Гутенберг, первопечатник Европы, признан человеком тысячелетия?», «Что изменили в психологии общения компьютер и Интернет?» — эти по-человечески интересные и ключевые для гуманитарного знания темы раскрыты в учебном пособии легко и полно, с опорой на актуальные исследования и точным объяснением немногих необходимых терминов. Справочный раздел включает библиографию и три указателя: авторов, определяемых терминов, таблиц и схем. Пособие адресуется тем, кто изучает и преподает языкознание, философию, семиотику, теорию коммуникации и смежные дисциплины. УДК 81:1(075.8) ББК 81я73 ISBN 978-5-9765-2564-1 2 © Мечковская Н.Б., 2017 © Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие. Различие между понятиями «философские вопросы языко знания», «лингвистическая философия», «философия языка» ..................................................................................3 Тема 1 (введение). Когда философия обращается к лингвистике? Семь философских вопросов, на которые у языковедов есть свои ответы 1. В чем состоит уникальность феномена человека? .............................. 11 2. Как в человеке соотносятся биологическое и социальное? ...............13 3. Как человек познает мир? .....................................................................17 4. Насколько язык как инструмент общения надежен и достаточен? ........20 5. В чем заключается единство мира? Почему и как возникает и существует разнообразие мира? ........................................................24 6. Как возникают людские сообщества (идентичности) — народы, приверженцы определенной религии; профессиональные союзы; политические партии или клубы фанатов? ..........................................26 7. Почему и как изменяются природа и общество? ................................28 Тема 2. Народные истоки философии языка и общения. Что знает о языке и языках любой человек? 8. Метаязыковая рефлексия, её жизненные предпосылки и проявления ...........................................................................................32 8.1. Метаязык и метаязыковая функция речи ...................................32 8.2. Филогенез и исторические формы метаязыковой рефлексии ......................................................................................34 9. Метаязыковая рефлексия в речи детей и взрослых .............................39 10. «Готовые» (воспроизводимые) языковые средства для выполнения метаязыковой функции .............................................41 11. Почему во всех языках земного шара есть средства для выражения метаязыковых значений? ............................................43 12. Важнейшие мифологические представления о языке ........................44 12.1. Язык, дар богов людям .................................................................47 12.2. Две ветхозаветные мифологемы о происхождении языка ........48 501
Стр.501
12.3. Язык богов. Язык людей. Язык животных .................................49 12.4. Река — первый образ речи ..........................................................50 12.5. Слово создает мир ........................................................................50 12.6. Восприятие имени предмета как его сущности или важной части ..........................................................................51 12.7. Противоречат ли друг другу два библейских объяснения множественности языков? ...........................................................52 12.8. Последний миф Древней Греции: культурный герой Ономатотéт (‘имен установитель’) ..........................................54 12.9. Новозаветный рассказ о чудесном преодолении апостолами своего разноязычия .......................................................................54 13. Народный взгляд на язык, запечатленный в пословицах и поговорках ...........................................................................................55 13.1. Паремии о месте языка в жизни человека, а также в сознании человека .....................................................................57 13.2. Народная этика общения .............................................................58 13.3. Народный речевой этикет ............................................................58 13.4. О различиях между людьми по особенностям речи, по владению разными формами речи .........................................58 13.5. Пословичная мудрость о разных ситуациях общения ..............59 13.6. Фольклорные насмешки над теми, кто не чувствует смыслового тождества слов-дублетов или близости синонимов .....................................................................................59 13.7. Фольклорные свидетельства фонетической наблюдательности народа ............................................................59 14. Две главы из «народной лингвистики», основанные на фактах языка ......................................................................................60 14.1. Целевое (иллокутивное) разнообразие речевых актов, запечатленное в глаголах речи .....................................................61 14.2. Народные оценки экспрессивно-стилистических свойств речи как источник узуальных коннотаций .................................63 15. Качество «литературности» (нормированности) языка как результат продолжительной коллективной метаязыковой рефлексии говорящих ............................................................................65 502
Стр.502
Тема 3. Философско-филологические идеи и практики античности: греко-римская (средиземноморская) традиция. Древняя Иудея. Древний Китай 16. Античные истоки коммуникативистики, лингвистической прагматики, теории речевых актов .......................................................68 16.1. Терминологический экскурс: семантика современных терминов «коммуникативистика», «прагматика», «лингвистическая прагматика», «теория речевых актов», «иллокуция» ..................................................................................68 16.2. Осознание модально-целевого (иллокутивного) и выразительного разнообразия речи у Протагора из Абдеры (V в. до н.э.) ...................................................................................70 16.3. «Риторика» Аристотеля (355 до н.э.). как свидетельство о месте красноречия в жизни древнегреческого полиса ...........71 16.4. Три рода красноречия ...................................................................72 16.5. Аристотель о различиях между риторикой и логикой: риторика убеждает, а не доказывает ...........................................73 16.6. Квазилогические и вербальные средства убеждения ................74 16.7. По Аристотелю, «стиль» (lexis) — это эмфатический компонент речи .............................................................................76 16.8. Градация речей по степени эмфатической (прагматической) нагруженности ..............................................................................77 16.9. «Три стиля» в «Риторике к Гереннию» (I в. до н.э.) ..................78 16.10. Судьба учения о «трех стилях». Фенелон. Ломоносов. «Функциональные стили» современных языков .......................80 17. «Большие идеи» античности в европейской эстетике и теории литературы ..............................................................................................82 17.1. Предмет «Поэтики» Аристотеля: все искусства и важнейшее из них — искусство трагедии ...............................83 17.2. Исторически первая теория искусства и начало европейской эстетики: в «Поэтике» Аристотеля искусства поняты как мúмесис (подражание жизни) ...............................................84 17.3. Исторически первое учение о терапевтической силе искусства: понятие «кáтарсис» у Пифагора, Платона и Аристотеля ........87 17.4. Аристотелевская теория литературы: важнейшие идеи ...........88 503
Стр.503
17.4.1. Три рода «подражания» словом: эпос — лирика — драма ................................................................89 17.4.2. В драме приоритетно действие, потом характеры ........89 17.4.3. Аристотелевские уроки литературного мастерства: Как увидеть эстетическое «излишество»? В чем заключается цельность произведения? ................90 17.4.4. Чем опасен «чересчур блестящий слог»? ......................91 17.5. Аристотель о смешном и комическом ........................................92 18. Семиотические открытия античной мысли .........................................93 18.1. Тысячелетний спор о природе имен. Диалог Платона «Кратил» (ІV в. до н.э.): истоки ономасиологии и первая гипотеза звукосимволизма ...........................................93 18.2. Строение знака. Прототип «семиотического треугольника» у Платона (IV в. до н.э.) и Секста Эмпирика (рубеж II и III вв.) .........................................................................95 18.3. Поэма «О природе вещей» Лукреция (I в. до н.э.): мысли об уровневом строении языка; первое нефидеистическое объяснение происхождения языка ..............................................97 19. Истоки науки о языковых значениях (семасиологии, или семантики) .......................................................................................99 19.1. Пифагор (VI в. до н.э.) и пифагорейцы (VI—IV вв. до н.э.): открытие феномена аллегории; первые комментарии к гомеровскому эпосу .................................................................100 19.2. Начало лексической семантики: учение греко-римских риторик о тропах (переносно-образном употреблении слов) .............................................................................................101 19.3. Комментаторская культура иудаизма ........................................102 19.4. Филон Александрийский о двойном прочтении каждого слова Писания ..............................................................104 20. От глосс к искусству лексикографии ..................................................105 21. Античный фундамент европейской грамматики: морфология в форме учения о восьми частях речи ................................................106 21.1. Учение Дионисия Фракийца о восьми частях речи (II в. до н.э.). Элий Донат (IV в.), самый знаменитый грамматист Европы ....................................................................107 504
Стр.504
21.2. Античный спор об аналогии и аномалии в языке. Терминология современных представлений о том, насколько регулярен язык ..........................................................109 22. Первые решения проблемы аутентичности информации: ссылка на авторитет VS текстология рукописей ............................... 112 22.1. Может ли рукописная копия произведения быть тождественной подлиннику? ..................................................... 112 22.2. Пифагорейский принцип ipse dixit ‘сам сказал’ ....................... 114 22.3. Раннехристианская текстология Оригена (185—254) ............. 115 23. Первые опыты сознательного воздействия общества на язык ........ 117 23.1. Представления древних о том, кто может создавать и «исправлять» язык ................................................................... 117 23.2. Реформы китайской иероглифики (VIII в. до н.э.) .................. 117 23.3. Первый искусственный язык (Древняя Греция, IV в. до н.э.) ................................................................................. 118 24. Итоги античной философии языка и коммуникации ........................ 119 24.1. Впечатляющие результаты .........................................................120 24.2. Какие вопросы о языке и общении НЕ были поставлены в культурах Древнего мира? ......................................................121 Тема 4. Философия языка и коммуникации в Средние века, в эпоху Возрождения и Просвещения 25. Мировые религии и типичные для Средневековья ситуации культурно-религиозного двуязычия ...................................................125 25.1. Об отношении к языку в дописьменных сообществах. Когда появляется конкуренция языков и лингвистическая идеология? ...................................................................................125 25.2. Что сохраняло культовые надэтнические языки в Писании и в церкви? ..................................................................................129 25.3. Что побуждало переводить Писание и литургию на народные языки? ..........................................................................................132 26. Вершина лингвофилософской мысли Средневековья: учение модистов (конец XIII — первая треть XIV в.) ...................................136 26.1. О раздельности и связи явлений мира, мышления и знаков ........................................................................................136 505
Стр.505
26.2. Модисты о двух планах в содержании высказывания: «диктум» vs «модус» ..................................................................137 26.3. Идеи универсальности грамматического строя разных языков ..........................................................................................138 27. Стихийный универсализм грамматик народных языков ..................140 27.1. Догматизация греко-римского учения о частях речи ..............141 27.2. Переводные и гибридные грамматики. «Еллинословенский» язык львовской грамматики «Адельфотис» (1591) .................143 27.3. Русский «Донатус» .....................................................................145 28. «Грамматика общая и рациональная» Антуана Арно и Клода Лансло (Пор-Рояль, 1660) .....................................................147 29. Лингвофилософские идеи в столетия рационализма и Просвещения (XVII—XVIII вв.). Расцвет лингвистического конструирования в ХVII в. .................................................................................................152 29.1. Студенческий проект Ньютона «Об универсальном языке» (1661) ...........................................................................................152 29.2. Логические языки науки. Лейбниц об «алфавите» и логическом «синтаксисе» мышления ....................................155 29.3. Европейские языковые академии XVI—XVIII вв. Идеология рационального усовершенствования языка. Первые толковые (одноязычные) нормативные словари .......................................158 Тема 5. Идеи эволюционизма и историзма в языкознании. Движущие силы языковых изменений 30. Людей всегда интересовали судьбы языков, однако методы лингвоисторических исследований были выработаны только в Новое время ...........................................................................163 30.1. Расцвет эволюционных и исторических исследований в ХIХ в. ........................................................................................163 30.2. Столетия догадок о родстве языков ..........................................164 30.3. Ключевые термины сравнительно-исторического языкознания (компаративистики): «праязык», «семья языков», «звуковые соответствия», «реконструкция незасвидетельствованных форм», «генеалогическая классификация языков» .............................................................166 506
Стр.506
30.4. Диахронические исследования языка за пределами компаративистики .......................................................................169 31. Объяснительная сила историко-лингвистического знания ..............172 31.1. Познавательные преимущества диахронии .............................172 31.2. Единство выводов диахронии и исследований детской речи. Биогенетический закон в лингвистике: корреляции между фило- и онтогенезом языка и деградацией речи при речевых расстройствах .......................................................174 32. Природа языковой изменчивости. Систематизация каузальных (причинно-следственных) связей в истории языка ...........................176 33. Сознательное («договорное») начало в истории языков. Могут ли люди что-то улучшить, или исправить, или запретить в языке? .....183 33.1. Одноязычные ситуации и ситуации дву- или многоязычия: различия в приоритетах языковой политики ...........................183 33.2. Значимые результаты языкового планирования ......................185 33.2.1. Возрождение этнического языка: судьба иврита ........185 33.2.2. Искусственные языки взамен разноязычия: эсперанто и другие «кабинетные» аналоги естественных языков .....................................................186 33.2.3. Сознательное начало в истории литературных (стандартных) языков ....................................................188 33.2.4. Создание терминологий ................................................193 33.2.5. Реформирование письма ................................................194 33.3. Пределы сознательной активности общества по отношению к языку .........................................................................................197 34. Изменение или совершенствование? (Об оценках языковой диахронии) ............................................................................................200 34.1. Гипотезы «единого глоттогонического процесса» и его стадий. Почему история языков земного шара не является эволюционным процессом? .......................................................201 34.2. О «порче» и «позитивных процессах» в истории лексики .....206 34.3. В чем совершенство языка? .......................................................208 Тема 6. Судьбы языков в этнонациональной истории и географии 35. Появление и распад этнонациональных сообществ .........................214 507
Стр.507
36. Исторические типы этнических общностей и их языков .................215 36.1. Разнобой в обозначении этнических коллективов ..................215 36.2. Обозначения языков в соответствии с типом этнической общности говорящих ..................................................................217 37. Две линии в понимании природы этноса: спор примордиалистов и конструктивистов ..............................................................................219 37.1. Этнос как конструируемая форма социальной организации жизни. В.А. Тишков: в самосознании этноса мифология важнее фактов .............................................................................219 37.2. Джошуа Фишман о философии этноса и повседневной жизни ...........................................................................................222 38. Два разных самоопределения человека: по национальности и по языку .............................................................................................225 38.1. Этническое (национальное) самосознание человека: к какому народу человек себя причисляет? .............................225 38.2. Языковое самосознание человека: какой язык человек называет родным? .......................................................................228 39. Доиндустриальная эпоха: в мире преобладают дву- и многоязычные ситуации ...........................................................232 40. Великие географические открытия и глобальная экспансия европейских языков. Тысячи языков постколониального мира ......233 41. Индустриальная эпоха: национально-языковые идеалы романтизма оказались созвучны экономическому протекционизму национальных государств Европы .....................................................237 42. Постиндустриальная эпоха: глобализация вытесняет национальный романтизм на обочину жизни; «новый федерализм» Европы; экспансия «рыночных» языков ...........................................................239 ее объяснительное и методологическое значение в истории гуманитарного знания Тема 7. Структурная лингвистика, 43. Онтология языка в свете структурализма ..........................................244 43.1. Общенаучные и философские предпосылки структурализма в лингвистике: (нео)позитивизм, релятивизация теорий и «картин мира», «системный подход» ....................................244 508
Стр.508
43.2. «Курс общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра (1916). Структуралистский принцип приоритета системы над элементом. Понятие значимости у Соссюра. Типология оппозиций Н.С. Трубецкого (1939) ........................247 43.3. Соссюр о знаковой (семиотической) природе языка ..............251 43.4. Различать в бытии языка «язык и речь» так же важно, как в онтологии мира различать «сущность и явление» .........254 43.5. Идиоматичность как фундаментальное свойство языка, противоположное его системности и ре гулярности (концепция И.Е. Аничкова, М.В. Панова, И.А. Мельчука) .....257 44. Новаторство и результативность исследовательских принципов структурной лингвистики. Методологическая ценность структурализма в гуманитарном знании ............................................263 44.1. Планировать логику, методологию и этапы проводимого исследования, включая текущий контроль за реализацией плана ..................................................................263 44.2. Различать предмет и методы «двух лингвистик»: «внутренней» и «внешней» .......................................................264 44.3. Различать в онтологии языка синхронию и диахронию .........265 44.4. Различать два вида взаимоотношений между языковыми единицами — синтагматические («партнёрские») и парадигматические («дублёрские») .......................................266 44.5. Учитывать количественные аспекты в онтологии языка и речи ...........................................................................................273 44.6. Идеи и методы структурализма в исследованиях литературы и других искусств .......................................................................278 Тема 8. Семиотика: разнообразие знаков и знаковых систем в процессах коммуникации и познания 45. Коммуникация в природе и обществе ................................................282 45.1. В возможности принимать и перерабатывать информацию состоит различие между жизнью и неживым. Пограничные ситуации ......................................................................................282 45.2. Субъектное и параметрическое разнообразие коммуникационных процессов ..................................................284 509
Стр.509
45.3. Три грани и границы феномена общения: информация, коммуникация, использование знаков ......................................284 45.4. Мышление как цепочка межкодовых переводов информации .................................................................................286 45.5. Является ли оплодотворение информационным процессом? ..................................................................................287 45.6. Цивилизующее назначение социальной коммуникации у высших животных и человека ................................................291 45.7. Коммуникативные механизмы усвоения ребенком базовых социальных норм ........................................................................294 45.8. Надличностная коммуникация социумов. Макрокоммуникация ..................................................................296 45.9. Поведение как повседневная реализация социокультурных кодов .............................................................................................299 45.10. Художественная коммуникация. Когда протоискусство отделяется от магии и ритуала? ................................................305 45.11. Коммуникация, для которой людям потребовались специально разработанные (искусственные) знаковые системы .......................................................................306 46. Происхождение семиотик и сенсорные каналы восприятия знаков, используемых людьми (в сопоставлении с семиотиками в коммуникации животных) ................................................................308 46.1. Относительная хронология появления семиотик разных классов ......................................................................................... 311 46.2. Физическая (материальная) природа плана выражения знаков ...........................................................................................313 46.2.1. Знаки, воспринимаемые зрением .................................314 46.2.2. Знаки, воспринимаемые слухом ...................................315 46.2.3. Знаки, связанные с восприятием запахов ....................317 46.2.4. Тактильные знаки ...........................................................319 46.2.5. Знаки, связанные с вкусовыми ощущениями ..............321 47. Филогенетическая систематизация семиотик как биосоциальный континуум .............................................................................................322 47.1. Наследие природных семиотик в невербальной (паралингвистической) коммуникации людей .........................323 510
Стр.510
47.2. «Протосоциальные» семиотические явления в поведении «общественных животных» .......................................................325 47.3. Свойства культурных семиотик, сближающие естественные и искусственные знаковые системы .........................................327 48. Место языка в континууме природных и культурных знаковых систем ....................................................................................................330 48.1. Срединное положение и посредническая («переводческая») роль естественного языка в биолого-социальном континууме семиотик ......................................................................................330 48.2. Биологическое (природное) в языке. Чтό в языках земного шара обусловлено анатомией и психофизиологией человека? .....................................................................................334 48.2.1. Биологические факторы в фонации и аудировании ....334 48.2.2. Психофизиологические факторы, детерминирующие универсальные черты в строении языков ....................336 48.2.3. Семантические универсалии в грамматике, обусловленные границами человеческого интеллекта .....337 Тема 9. Язык и культура. Языковая картина мира и познавательный опыт человечества 49. Язык как памятник и зеркало культуры .............................................341 49.1. Универсальный (общечеловеческий) культурный компонент в языках мира ..............................................................................342 49.2. Интернациональный (региональный) компонент в семантике ряда языков, обусловленный культурно-исторической близостью народов .....................................................................344 49.3. Уникальный (индивидуальный) культурный компонент в языковой семантике: как убедиться в его уникальности? ...................................................................347 50. Философия языка Вильгельма фон Гумбольдта: «в каждом языке заложено самобытное миросозерцание» (1835) ................................349 51. Неогумбольдтианство. Языковой детерминизм ................................353 51.1. Гипотеза «языковой относительности» Бенджамена Ли Уорфа (1939) и ее экспериментальные проверки ..............355 51.1.1. Глагольное время и внимание к хронологии ...............356 511
Стр.511
51.1.2. Какие языки учат различать форму и содержание? (Еще один пример языкового детерминизма по Уорфу) ........................................................................357 51.1.3. Психолингвистические исследования «языковой относительности» ...........................................................358 51.2. Родной язык как тренажёр детского интеллекта (гипотеза о роли формально-грамматических различий между языками в онтогенезе мышления) ............................................................360 52. Джордж Мур и его «Принципы этики» (1903): «добро» в теориях этики и «добро» как концепт обыденного языка ..............................365 53. Две философии языка Людвига Витгенштейна ................................368 53.1. «Логико-философский трактат» (1921): язык математической логики как научная картина мира .............................................369 53.2. «Философские исследования» (1953): повседневное общение как «языковые игры» и мышление как «борьба с языком» .......370 54. О множественности «картин мира». Языковая картина мира в структуре общественного сознания .................................................375 54.1. Филогенетический континуум «картин мира» (форм коллективного сознания) ................................................375 54.2. О различении «языковой», «научной» и «обыденной» картин мира .................................................................................379 54.3. Лингвистический конструкт «языковая картина мира» ..........382 54.4. Языковая картина мира и обыденное сознание: содержательные различия ..........................................................383 Тема 10. Информационные технологии: пять тысячелетий ускоренного развития. Языковые, коммуникационные и социальные следствия 55. Коммуникативный аспект всемирной истории .................................388 55.1. Сколько «информационных революций» было в истории коммуникации? .........................................................389 55.2. Информационные технологии XIX—XXI вв.: краткая история в табличной записи ........................................393 56. Как повлияло на общение и мышление распространение письма? ..................................................................................................396 512
Стр.512
56.1. Письмо надежнее, чем устная традиция, сохраняет опыт предшествующих поколений, поэтому письменное сообщество больше знает, чем бесписьменное племя, и лучше понимает мир и себя самого .......................................................................396 56.2. Письменная коммуникация (по сравнению с устной) более ответственна и затратна ...................................................397 56.3. В условиях письменности средства номинации (количество слов и фразем) обогащаются ................................398 56.4. Синтаксис письменной речи полнее, чем устная речь, выражает логические связи между компонентами сообщения ...................................................................................398 56.5. Письмо усиливает метаязыковую рефлексию людей, что способствует сложению литературных языков .................399 56.6. Письменность и школа усмиряют стихию языковых изменений ....................................................................................400 57. Что изменилось в языках и общении благодаря книгопечатанию? ..................................................................................400 57.1. Благодаря книгопечатанию расширились социальные функции народных языков, что вытесняло надэтнические языки из сфер религии, культуры и образования ....................403 57.2. Только при книгопечатании возможна всеобщая грамотность .................................................................................404 57.3. Только в условиях книгопечатания языковые нормы могут войти в сознание множества людей ...............................404 57.4. Книгопечатание демократизировало университет и школу ......405 57.5. Благодаря книгоизданию литература стала авторской ............407 57.6. Благодаря книгоизданию появилось авторское право .............408 57.7. Благодаря печатаному станку возникла периодика, а газеты и журналы развили у читателей информационную «неоманию» (Р. Барт) — «зуд» постоянно потреблять новости ........................................................................................409 58. Три революции в технологии визуальной коммуникации: изобретение фотографии (1839), кинематографа (1895), видео (1969) ..........................................................................................412 59. Мультимедиа: комплексное представление информации ................416 513
Стр.513
Тема 11 (заключение). Компьютер и Интернет как форсированное продолжение основных трендов в истории коммуникации 60. Эволюция Homo sapiens с точки зрения философии коммуникации. Кумулятивный (накопительный) характер культурнопознавательной истории человечества ...............................................419 61. Статистика Интернета, телевидения, книгоиздания .........................421 61.1. Распространение Интернета ......................................................421 61.2. Блогосфера и социальные сети .................................................423 61.3. Зачем телевидение и Интернет нужны друг другу и кто покупает «умный телевизор»? .........................................426 61.4. Какое будущее у бумажной книги? ...........................................429 62. Виртуальная коммуникация: социально-психологические аспекты ..................................................................................................430 62.1. Стихи.ру. Проза.ру: 200 тыс. авторов; 7 млн текстов ..............431 62.2. Блогинг: «новая неизлечимая болезнь человечества» или «пусть себе пишут»? ..........................................................434 63. Констатации и тревоги психологов ....................................................438 63.1. Электронная коммуникация сокращает общение в семье и увеличивает дистанцию между родителями и детьми .........438 63.2. Снижается зависимость индивида от общества и его социальная активность .....................................................438 63.3. Компьютер и Интернет ослабляют связь мышления с действительностью и делают познание менее интуитивным ...............................................................................439 63.4. Мозг современного школьника и студента перегружен и угнетен ежедневными объемами учебной информации ......439 63.5. Цифровые технологии, облегчая усвоение знаний, ограничивают развитие интеллектуальных умений человека .......................................................................................440 63.6. Снижается значимость учителя, профессора, авторитетов. Падает культура письменной речи ............................................441 64. Психопатические расстройства и нехимические аддикции, спровоцированные Сетью: коммуникативная и игровая интернетзависимости; синдромы эскапизма, аутизма, алексетимии ..............441 514
Стр.514
65. Нарастающее изобилие медийного и художественного контента. Почему в медиа, искусствах и шоу-бизнесе нет кризиса перепроизводства? ...............................................................................443 65.1. Много ли информации человеку нужно? .................................443 65.2. О количестве поэтов на душу населения .................................444 65.3. Объемы контента и иерархия спроса в искусствах: пирамиды, растущие вширь и ввысь ........................................446 65.4. Перманентное производство контента как фактор всеобщей занятости и социальный стабилизатор ...................447 65.5. Что разрушает и что сохраняет авторское право? ...................448 66. Интернет интенсифицирует межкультурную коммуникацию — поверх языковых барьеров и государственных границ ....................450 67. Растущая однородность людских сообществ. Дальнейшая демократизация общения и социумов ................................................452 ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................456 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ ..............................................................................477 УКАЗАТЕЛЬ ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ТЕРМИНОВ .............................................494 УКАЗАТЕЛЬ ТАБЛИЦ И СХЕМ ..................................................................499 515
Стр.515

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст