УДК 81:1(075.8)
ББК 81я73
М55
Мечковская Н.Б.
М55 Философия языка и коммуникации [Электронный ресурс] :
учеб. пособие / Н.Б. Мечковская. — 2-е изд., стер. — М. :
ФЛИНТА, 2017. — 517 с.
ISBN 978-5-9765-2564-1 (ФЛИНТА)
Учебный предмет «Философия языка и коммуникации» объединяет
ряд крупных и всегда актуальных вопросов на пограничье между
лингвистикой, философией и семиотикой. «Как на глобусе совмещаются
три карты мира — языков, народов и государств?», «Чем язык
отличается от диалекта?», «Могут ли люди улучшить язык?», «Как
язык участвует в познании?», «В какой пропорции соединяются в
языке биологическое и социальное?», «Чем язык и общение людей
отличаются от коммуникации животных?», «Язык кино. Язык танца.
Язык математики: На месте ли здесь слово язык?», «Почему
Иоганн Гутенберг, первопечатник Европы, признан человеком
тысячелетия?», «Что изменили в психологии общения компьютер
и Интернет?» — эти по-человечески интересные и ключевые для
гуманитарного знания темы раскрыты в учебном пособии легко и
полно, с опорой на актуальные исследования и точным объяснением
немногих необходимых терминов. Справочный раздел включает
библиографию и три указателя: авторов, определяемых терминов,
таблиц и схем.
Пособие адресуется тем, кто изучает и преподает языкознание,
философию, семиотику, теорию коммуникации и смежные
дисциплины.
УДК 81:1(075.8)
ББК 81я73
ISBN 978-5-9765-2564-1
2
© Мечковская Н.Б., 2017
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие. Различие между понятиями «философские вопросы
языко знания», «лингвистическая философия»,
«философия языка» ..................................................................................3
Тема 1 (введение). Когда философия обращается к лингвистике?
Семь философских вопросов, на которые у языковедов
есть свои ответы
1. В чем состоит уникальность феномена человека? .............................. 11
2. Как в человеке соотносятся биологическое и социальное? ...............13
3. Как человек познает мир? .....................................................................17
4. Насколько язык как инструмент общения надежен и достаточен? ........20
5. В чем заключается единство мира? Почему и как возникает
и существует разнообразие мира? ........................................................24
6. Как возникают людские сообщества (идентичности) — народы,
приверженцы определенной религии; профессиональные союзы;
политические партии или клубы фанатов? ..........................................26
7. Почему и как изменяются природа и общество? ................................28
Тема 2. Народные истоки философии языка и общения.
Что знает о языке и языках любой человек?
8. Метаязыковая рефлексия, её жизненные предпосылки
и проявления ...........................................................................................32
8.1. Метаязык и метаязыковая функция речи ...................................32
8.2. Филогенез и исторические формы метаязыковой
рефлексии ......................................................................................34
9. Метаязыковая рефлексия в речи детей и взрослых .............................39
10. «Готовые» (воспроизводимые) языковые средства
для выполнения метаязыковой функции .............................................41
11. Почему во всех языках земного шара есть средства
для выражения метаязыковых значений? ............................................43
12. Важнейшие мифологические представления о языке ........................44
12.1. Язык, дар богов людям .................................................................47
12.2. Две ветхозаветные мифологемы о происхождении языка ........48
501
Стр.501
12.3. Язык богов. Язык людей. Язык животных .................................49
12.4. Река — первый образ речи ..........................................................50
12.5. Слово создает мир ........................................................................50
12.6. Восприятие имени предмета как его сущности
или важной части ..........................................................................51
12.7. Противоречат ли друг другу два библейских объяснения
множественности языков? ...........................................................52
12.8. Последний миф Древней Греции: культурный герой
Ономатотéт (‘имен установитель’) ..........................................54
12.9. Новозаветный рассказ о чудесном преодолении апостолами
своего разноязычия .......................................................................54
13. Народный взгляд на язык, запечатленный в пословицах
и поговорках ...........................................................................................55
13.1. Паремии о месте языка в жизни человека, а также
в сознании человека .....................................................................57
13.2. Народная этика общения .............................................................58
13.3. Народный речевой этикет ............................................................58
13.4. О различиях между людьми по особенностям речи,
по владению разными формами речи .........................................58
13.5. Пословичная мудрость о разных ситуациях общения ..............59
13.6. Фольклорные насмешки над теми, кто не чувствует
смыслового тождества слов-дублетов или близости
синонимов .....................................................................................59
13.7. Фольклорные свидетельства фонетической
наблюдательности народа ............................................................59
14. Две главы из «народной лингвистики», основанные
на фактах языка ......................................................................................60
14.1. Целевое (иллокутивное) разнообразие речевых актов,
запечатленное в глаголах речи .....................................................61
14.2. Народные оценки экспрессивно-стилистических свойств
речи как источник узуальных коннотаций .................................63
15. Качество «литературности» (нормированности) языка
как результат продолжительной коллективной метаязыковой
рефлексии говорящих ............................................................................65
502
Стр.502
Тема 3. Философско-филологические идеи и практики
античности: греко-римская (средиземноморская) традиция.
Древняя Иудея. Древний Китай
16. Античные истоки коммуникативистики, лингвистической
прагматики, теории речевых актов .......................................................68
16.1. Терминологический экскурс: семантика современных
терминов «коммуникативистика», «прагматика»,
«лингвистическая прагматика», «теория речевых актов»,
«иллокуция» ..................................................................................68
16.2. Осознание модально-целевого (иллокутивного)
и выразительного разнообразия речи у Протагора из Абдеры
(V в. до н.э.) ...................................................................................70
16.3. «Риторика» Аристотеля (355 до н.э.). как свидетельство
о месте красноречия в жизни древнегреческого полиса ...........71
16.4. Три рода красноречия ...................................................................72
16.5. Аристотель о различиях между риторикой и логикой:
риторика убеждает, а не доказывает ...........................................73
16.6. Квазилогические и вербальные средства убеждения ................74
16.7. По Аристотелю, «стиль» (lexis) — это эмфатический
компонент речи .............................................................................76
16.8. Градация речей по степени эмфатической (прагматической)
нагруженности ..............................................................................77
16.9. «Три стиля» в «Риторике к Гереннию» (I в. до н.э.) ..................78
16.10. Судьба учения о «трех стилях». Фенелон. Ломоносов.
«Функциональные стили» современных языков .......................80
17. «Большие идеи» античности в европейской эстетике и теории
литературы ..............................................................................................82
17.1. Предмет «Поэтики» Аристотеля: все искусства
и важнейшее из них — искусство трагедии ...............................83
17.2. Исторически первая теория искусства и начало европейской
эстетики: в «Поэтике» Аристотеля искусства поняты
как мúмесис (подражание жизни) ...............................................84
17.3. Исторически первое учение о терапевтической силе искусства:
понятие «кáтарсис» у Пифагора, Платона и Аристотеля ........87
17.4. Аристотелевская теория литературы: важнейшие идеи ...........88
503
Стр.503
17.4.1. Три рода «подражания» словом: эпос —
лирика — драма ................................................................89
17.4.2. В драме приоритетно действие, потом характеры ........89
17.4.3. Аристотелевские уроки литературного мастерства:
Как увидеть эстетическое «излишество»?
В чем заключается цельность произведения? ................90
17.4.4. Чем опасен «чересчур блестящий слог»? ......................91
17.5. Аристотель о смешном и комическом ........................................92
18. Семиотические открытия античной мысли .........................................93
18.1. Тысячелетний спор о природе имен. Диалог Платона
«Кратил» (ІV в. до н.э.): истоки ономасиологии
и первая гипотеза звукосимволизма ...........................................93
18.2. Строение знака. Прототип «семиотического треугольника»
у Платона (IV в. до н.э.) и Секста Эмпирика
(рубеж II и III вв.)
.........................................................................95
18.3. Поэма «О природе вещей» Лукреция (I в. до н.э.): мысли
об уровневом строении языка; первое нефидеистическое
объяснение происхождения языка ..............................................97
19. Истоки науки о языковых значениях (семасиологии,
или семантики) .......................................................................................99
19.1. Пифагор (VI в. до н.э.) и пифагорейцы (VI—IV вв. до н.э.):
открытие феномена аллегории; первые комментарии
к гомеровскому эпосу .................................................................100
19.2. Начало лексической семантики: учение греко-римских
риторик о тропах (переносно-образном употреблении
слов) .............................................................................................101
19.3. Комментаторская культура иудаизма ........................................102
19.4. Филон Александрийский о двойном прочтении
каждого слова Писания ..............................................................104
20. От глосс к искусству лексикографии ..................................................105
21. Античный фундамент европейской грамматики: морфология
в форме учения о восьми частях речи ................................................106
21.1. Учение Дионисия Фракийца о восьми частях речи
(II в. до н.э.). Элий Донат (IV в.), самый знаменитый
грамматист Европы ....................................................................107
504
Стр.504
21.2. Античный спор об аналогии и аномалии в языке.
Терминология современных представлений о том,
насколько регулярен язык ..........................................................109
22. Первые решения проблемы аутентичности информации:
ссылка на авторитет VS текстология рукописей ............................... 112
22.1. Может ли рукописная копия произведения быть
тождественной подлиннику? ..................................................... 112
22.2. Пифагорейский принцип ipse dixit ‘сам сказал’ ....................... 114
22.3. Раннехристианская текстология Оригена (185—254) ............. 115
23. Первые опыты сознательного воздействия общества на язык ........ 117
23.1. Представления древних о том, кто может создавать
и «исправлять» язык ................................................................... 117
23.2. Реформы китайской иероглифики (VIII в. до н.э.) .................. 117
23.3. Первый искусственный язык (Древняя Греция,
IV в. до н.э.) ................................................................................. 118
24. Итоги античной философии языка и коммуникации ........................ 119
24.1. Впечатляющие результаты .........................................................120
24.2. Какие вопросы о языке и общении НЕ были поставлены
в культурах Древнего мира? ......................................................121
Тема 4. Философия языка и коммуникации в Средние века,
в эпоху Возрождения и Просвещения
25. Мировые религии и типичные для Средневековья ситуации
культурно-религиозного двуязычия ...................................................125
25.1. Об отношении к языку в дописьменных сообществах.
Когда появляется конкуренция языков и лингвистическая
идеология? ...................................................................................125
25.2. Что сохраняло культовые надэтнические языки в Писании
и в церкви? ..................................................................................129
25.3. Что побуждало переводить Писание и литургию на народные
языки? ..........................................................................................132
26. Вершина лингвофилософской мысли Средневековья: учение
модистов (конец XIII — первая треть XIV в.) ...................................136
26.1. О раздельности и связи явлений мира, мышления
и знаков ........................................................................................136
505
Стр.505
26.2. Модисты о двух планах в содержании высказывания:
«диктум» vs «модус» ..................................................................137
26.3. Идеи универсальности грамматического строя разных
языков ..........................................................................................138
27. Стихийный универсализм грамматик народных языков ..................140
27.1. Догматизация греко-римского учения о частях речи ..............141
27.2. Переводные и гибридные грамматики. «Еллинословенский»
язык львовской грамматики «Адельфотис» (1591) .................143
27.3. Русский «Донатус» .....................................................................145
28. «Грамматика общая и рациональная» Антуана Арно
и Клода Лансло (Пор-Рояль, 1660) .....................................................147
29. Лингвофилософские идеи в столетия рационализма и Просвещения
(XVII—XVIII вв.). Расцвет лингвистического конструирования
в ХVII в. .................................................................................................152
29.1. Студенческий проект Ньютона «Об универсальном языке»
(1661) ...........................................................................................152
29.2. Логические языки науки. Лейбниц об «алфавите»
и логическом «синтаксисе» мышления ....................................155
29.3. Европейские языковые академии XVI—XVIII вв. Идеология
рационального усовершенствования языка. Первые толковые
(одноязычные) нормативные словари .......................................158
Тема 5. Идеи эволюционизма и историзма в языкознании.
Движущие силы языковых изменений
30. Людей всегда интересовали судьбы языков, однако методы
лингвоисторических исследований были выработаны
только в Новое время ...........................................................................163
30.1. Расцвет эволюционных и исторических исследований
в ХIХ в. ........................................................................................163
30.2. Столетия догадок о родстве языков ..........................................164
30.3. Ключевые термины сравнительно-исторического языкознания
(компаративистики): «праязык», «семья языков»,
«звуковые соответствия», «реконструкция
незасвидетельствованных форм», «генеалогическая
классификация языков» .............................................................166
506
Стр.506
30.4. Диахронические исследования языка за пределами
компаративистики .......................................................................169
31. Объяснительная сила историко-лингвистического знания ..............172
31.1. Познавательные преимущества диахронии .............................172
31.2. Единство выводов диахронии и исследований детской речи.
Биогенетический закон в лингвистике: корреляции между
фило- и онтогенезом языка и деградацией речи
при речевых расстройствах .......................................................174
32. Природа языковой изменчивости. Систематизация каузальных
(причинно-следственных) связей в истории языка ...........................176
33. Сознательное («договорное») начало в истории языков. Могут ли
люди что-то улучшить, или исправить, или запретить в языке? .....183
33.1. Одноязычные ситуации и ситуации дву- или многоязычия:
различия в приоритетах языковой политики ...........................183
33.2. Значимые результаты языкового планирования ......................185
33.2.1. Возрождение этнического языка: судьба иврита ........185
33.2.2. Искусственные языки взамен разноязычия:
эсперанто и другие «кабинетные» аналоги
естественных языков .....................................................186
33.2.3. Сознательное начало в истории литературных
(стандартных) языков ....................................................188
33.2.4. Создание терминологий ................................................193
33.2.5. Реформирование письма ................................................194
33.3. Пределы сознательной активности общества по отношению
к языку .........................................................................................197
34. Изменение или совершенствование? (Об оценках языковой
диахронии) ............................................................................................200
34.1. Гипотезы «единого глоттогонического процесса» и его стадий.
Почему история языков земного шара не является
эволюционным процессом? .......................................................201
34.2. О «порче» и «позитивных процессах» в истории лексики .....206
34.3. В чем совершенство языка? .......................................................208
Тема 6. Судьбы языков в этнонациональной истории и географии
35. Появление и распад этнонациональных сообществ .........................214
507
Стр.507
36. Исторические типы этнических общностей и их языков .................215
36.1. Разнобой в обозначении этнических коллективов ..................215
36.2. Обозначения языков в соответствии с типом этнической
общности говорящих ..................................................................217
37. Две линии в понимании природы этноса: спор примордиалистов
и конструктивистов ..............................................................................219
37.1. Этнос как конструируемая форма социальной организации
жизни. В.А. Тишков: в самосознании этноса мифология
важнее фактов .............................................................................219
37.2. Джошуа Фишман о философии этноса и повседневной
жизни ...........................................................................................222
38. Два разных самоопределения человека: по национальности
и по языку .............................................................................................225
38.1. Этническое (национальное) самосознание человека:
к какому народу человек себя причисляет? .............................225
38.2. Языковое самосознание человека: какой язык человек
называет родным? .......................................................................228
39. Доиндустриальная эпоха: в мире преобладают
дву- и многоязычные ситуации ...........................................................232
40. Великие географические открытия и глобальная экспансия
европейских языков. Тысячи языков постколониального мира ......233
41. Индустриальная эпоха: национально-языковые идеалы
романтизма оказались созвучны экономическому протекционизму
национальных государств Европы .....................................................237
42. Постиндустриальная эпоха: глобализация вытесняет национальный
романтизм на обочину жизни; «новый федерализм» Европы;
экспансия «рыночных» языков ...........................................................239
ее объяснительное и методологическое значение
в истории гуманитарного знания
Тема 7. Структурная лингвистика,
43. Онтология языка в свете структурализма ..........................................244
43.1. Общенаучные и философские предпосылки структурализма
в лингвистике: (нео)позитивизм, релятивизация теорий
и «картин мира», «системный подход» ....................................244
508
Стр.508
43.2. «Курс общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра (1916).
Структуралистский принцип приоритета системы
над элементом. Понятие значимости у Соссюра.
Типология оппозиций Н.С. Трубецкого (1939) ........................247
43.3. Соссюр о знаковой (семиотической) природе языка ..............251
43.4. Различать в бытии языка «язык и речь» так же важно,
как в онтологии мира различать «сущность и явление» .........254
43.5. Идиоматичность как фундаментальное свойство языка,
противоположное его системности и ре гулярности
(концепция И.Е. Аничкова, М.В. Панова, И.А. Мельчука) .....257
44. Новаторство и результативность исследовательских принципов
структурной лингвистики. Методологическая ценность
структурализма в гуманитарном знании ............................................263
44.1. Планировать логику, методологию и этапы проводимого
исследования, включая текущий контроль
за реализацией плана ..................................................................263
44.2. Различать предмет и методы «двух лингвистик»:
«внутренней» и «внешней» .......................................................264
44.3. Различать в онтологии языка синхронию и диахронию .........265
44.4. Различать два вида взаимоотношений между языковыми
единицами — синтагматические («партнёрские»)
и парадигматические («дублёрские») .......................................266
44.5. Учитывать количественные аспекты в онтологии языка
и речи ...........................................................................................273
44.6. Идеи и методы структурализма в исследованиях литературы
и других искусств .......................................................................278
Тема 8. Семиотика: разнообразие знаков и знаковых систем
в процессах коммуникации и познания
45. Коммуникация в природе и обществе ................................................282
45.1. В возможности принимать и перерабатывать информацию
состоит различие между жизнью и неживым. Пограничные
ситуации ......................................................................................282
45.2. Субъектное и параметрическое разнообразие
коммуникационных процессов ..................................................284
509
Стр.509
45.3. Три грани и границы феномена общения: информация,
коммуникация, использование знаков ......................................284
45.4. Мышление как цепочка межкодовых переводов
информации .................................................................................286
45.5. Является ли оплодотворение информационным
процессом? ..................................................................................287
45.6. Цивилизующее назначение социальной коммуникации
у высших животных и человека ................................................291
45.7. Коммуникативные механизмы усвоения ребенком базовых
социальных норм ........................................................................294
45.8. Надличностная коммуникация социумов.
Макрокоммуникация ..................................................................296
45.9. Поведение как повседневная реализация социокультурных
кодов .............................................................................................299
45.10. Художественная коммуникация. Когда протоискусство
отделяется от магии и ритуала? ................................................305
45.11. Коммуникация, для которой людям потребовались
специально разработанные (искусственные)
знаковые системы .......................................................................306
46. Происхождение семиотик и сенсорные каналы восприятия знаков,
используемых людьми (в сопоставлении с семиотиками
в коммуникации животных) ................................................................308
46.1. Относительная хронология появления семиотик разных
классов ......................................................................................... 311
46.2. Физическая (материальная) природа плана выражения
знаков ...........................................................................................313
46.2.1. Знаки, воспринимаемые зрением .................................314
46.2.2. Знаки, воспринимаемые слухом ...................................315
46.2.3. Знаки, связанные с восприятием запахов ....................317
46.2.4. Тактильные знаки ...........................................................319
46.2.5. Знаки, связанные с вкусовыми ощущениями ..............321
47. Филогенетическая систематизация семиотик как биосоциальный
континуум .............................................................................................322
47.1. Наследие природных семиотик в невербальной
(паралингвистической) коммуникации людей .........................323
510
Стр.510
47.2. «Протосоциальные» семиотические явления в поведении
«общественных животных» .......................................................325
47.3. Свойства культурных семиотик, сближающие естественные
и искусственные знаковые системы .........................................327
48. Место языка в континууме природных и культурных знаковых
систем ....................................................................................................330
48.1. Срединное положение и посредническая («переводческая»)
роль естественного языка в биолого-социальном континууме
семиотик ......................................................................................330
48.2. Биологическое (природное) в языке. Чтό в языках
земного шара обусловлено анатомией и психофизиологией
человека? .....................................................................................334
48.2.1. Биологические факторы в фонации и аудировании ....334
48.2.2. Психофизиологические факторы, детерминирующие
универсальные черты в строении языков ....................336
48.2.3. Семантические универсалии в грамматике,
обусловленные границами человеческого интеллекта .....337
Тема 9. Язык и культура. Языковая картина мира
и познавательный опыт человечества
49. Язык как памятник и зеркало культуры .............................................341
49.1. Универсальный (общечеловеческий) культурный компонент
в языках мира ..............................................................................342
49.2. Интернациональный (региональный) компонент в семантике
ряда языков, обусловленный культурно-исторической
близостью народов .....................................................................344
49.3. Уникальный (индивидуальный) культурный компонент
в языковой семантике: как убедиться
в его уникальности? ...................................................................347
50. Философия языка Вильгельма фон Гумбольдта: «в каждом языке
заложено самобытное миросозерцание» (1835) ................................349
51. Неогумбольдтианство. Языковой детерминизм ................................353
51.1. Гипотеза «языковой относительности» Бенджамена
Ли Уорфа (1939) и ее экспериментальные проверки ..............355
51.1.1. Глагольное время и внимание к хронологии ...............356
511
Стр.511
51.1.2. Какие языки учат различать форму и содержание?
(Еще один пример языкового детерминизма
по Уорфу) ........................................................................357
51.1.3. Психолингвистические исследования «языковой
относительности» ...........................................................358
51.2. Родной язык как тренажёр детского интеллекта (гипотеза
о роли формально-грамматических различий между языками
в онтогенезе мышления) ............................................................360
52. Джордж Мур и его «Принципы этики» (1903): «добро» в теориях
этики и «добро» как концепт обыденного языка ..............................365
53. Две философии языка Людвига Витгенштейна ................................368
53.1. «Логико-философский трактат» (1921): язык математической
логики как научная картина мира .............................................369
53.2. «Философские исследования» (1953): повседневное общение
как «языковые игры» и мышление как «борьба с языком» .......370
54. О множественности «картин мира». Языковая картина мира
в структуре общественного сознания .................................................375
54.1. Филогенетический континуум «картин мира»
(форм коллективного сознания) ................................................375
54.2. О различении «языковой», «научной» и «обыденной»
картин мира .................................................................................379
54.3. Лингвистический конструкт «языковая картина мира» ..........382
54.4. Языковая картина мира и обыденное сознание:
содержательные различия ..........................................................383
Тема 10. Информационные технологии: пять тысячелетий
ускоренного развития. Языковые, коммуникационные
и социальные следствия
55. Коммуникативный аспект всемирной истории .................................388
55.1. Сколько «информационных революций» было
в истории коммуникации? .........................................................389
55.2. Информационные технологии XIX—XXI вв.:
краткая история в табличной записи ........................................393
56. Как повлияло на общение и мышление распространение
письма? ..................................................................................................396
512
Стр.512
56.1. Письмо надежнее, чем устная традиция, сохраняет опыт
предшествующих поколений, поэтому письменное сообщество
больше знает, чем бесписьменное племя, и лучше понимает
мир и себя самого .......................................................................396
56.2. Письменная коммуникация (по сравнению с устной)
более ответственна и затратна ...................................................397
56.3. В условиях письменности средства номинации
(количество слов и фразем) обогащаются ................................398
56.4. Синтаксис письменной речи полнее, чем устная речь,
выражает логические связи между компонентами
сообщения ...................................................................................398
56.5. Письмо усиливает метаязыковую рефлексию людей,
что способствует сложению литературных языков .................399
56.6. Письменность и школа усмиряют стихию языковых
изменений ....................................................................................400
57. Что изменилось в языках и общении благодаря
книгопечатанию? ..................................................................................400
57.1. Благодаря книгопечатанию расширились социальные
функции народных языков, что вытесняло надэтнические
языки из сфер религии, культуры и образования ....................403
57.2. Только при книгопечатании возможна всеобщая
грамотность .................................................................................404
57.3. Только в условиях книгопечатания языковые нормы
могут войти в сознание множества людей ...............................404
57.4. Книгопечатание демократизировало университет и школу ......405
57.5. Благодаря книгоизданию литература стала авторской ............407
57.6. Благодаря книгоизданию появилось авторское право .............408
57.7. Благодаря печатаному станку возникла периодика,
а газеты и журналы развили у читателей информационную
«неоманию» (Р. Барт) — «зуд» постоянно потреблять
новости ........................................................................................409
58. Три революции в технологии визуальной коммуникации:
изобретение фотографии (1839), кинематографа (1895),
видео (1969) ..........................................................................................412
59. Мультимедиа: комплексное представление информации ................416
513
Стр.513
Тема 11 (заключение). Компьютер и Интернет
как форсированное продолжение основных трендов
в истории коммуникации
60. Эволюция Homo sapiens с точки зрения философии коммуникации.
Кумулятивный (накопительный) характер культурнопознавательной
истории человечества ...............................................419
61. Статистика Интернета, телевидения, книгоиздания .........................421
61.1. Распространение Интернета ......................................................421
61.2. Блогосфера и социальные сети .................................................423
61.3. Зачем телевидение и Интернет нужны друг другу
и кто покупает «умный телевизор»? .........................................426
61.4. Какое будущее у бумажной книги? ...........................................429
62. Виртуальная коммуникация: социально-психологические
аспекты ..................................................................................................430
62.1. Стихи.ру. Проза.ру: 200 тыс. авторов; 7 млн текстов ..............431
62.2. Блогинг: «новая неизлечимая болезнь человечества»
или «пусть себе пишут»? ..........................................................434
63. Констатации и тревоги психологов ....................................................438
63.1. Электронная коммуникация сокращает общение в семье
и увеличивает дистанцию между родителями и детьми .........438
63.2. Снижается зависимость индивида от общества
и его социальная активность .....................................................438
63.3. Компьютер и Интернет ослабляют связь мышления
с действительностью и делают познание менее
интуитивным ...............................................................................439
63.4. Мозг современного школьника и студента перегружен
и угнетен ежедневными объемами учебной информации ......439
63.5. Цифровые технологии, облегчая усвоение знаний,
ограничивают развитие интеллектуальных умений
человека .......................................................................................440
63.6. Снижается значимость учителя, профессора, авторитетов.
Падает культура письменной речи ............................................441
64. Психопатические расстройства и нехимические аддикции,
спровоцированные Сетью: коммуникативная и игровая интернетзависимости;
синдромы эскапизма, аутизма, алексетимии ..............441
514
Стр.514
65. Нарастающее изобилие медийного и художественного контента.
Почему в медиа, искусствах и шоу-бизнесе нет кризиса
перепроизводства? ...............................................................................443
65.1. Много ли информации человеку нужно? .................................443
65.2. О количестве поэтов на душу населения .................................444
65.3. Объемы контента и иерархия спроса в искусствах:
пирамиды, растущие вширь и ввысь ........................................446
65.4. Перманентное производство контента как фактор
всеобщей занятости и социальный стабилизатор ...................447
65.5. Что разрушает и что сохраняет авторское право? ...................448
66. Интернет интенсифицирует межкультурную коммуникацию —
поверх языковых барьеров и государственных границ ....................450
67. Растущая однородность людских сообществ. Дальнейшая
демократизация общения и социумов ................................................452
ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................456
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ ..............................................................................477
УКАЗАТЕЛЬ ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ТЕРМИНОВ .............................................494
УКАЗАТЕЛЬ ТАБЛИЦ И СХЕМ ..................................................................499
515
Стр.515