БУДК [338.2:37.03]:347.7(075.8)БК 65.291.573+67.404.3 я73
У67Печатается по решению Комитета по гуманитарному и социальноЮжэкономическому
направлению науки и образования при ученом совете
кандидат педагогических наук, руководитель Федеральной службы
по интеллектуальной собственности Ю. С. Зубов;
А. Ю. Никитаева, А. Я. Номерчук, Е. В. Рыбинцева, С. В. Савин, В. В. Саркисян,
Т. А. Скворцова, М. А. Степанова, А. В. Татарова, Т. В. Федосова, М. В. Чараева,
В. В. Шадрина, Т. В. Шатковская, В. В. Шевелев, Д. А. Шевченко
Г. А. Абрамян, А. А. Афанасьев, А. В. Бабикова, М. В. Березкин, М. Р. Бечвая,
М. А. Боровская, В. Ю. Вишневецкий, О. В. Дмитриева, О. И. Долгова,
Ю. А. Колесников, А. А. Лысоченко, М. А. Масыч, А. Д. Мурзин,
Авторский коллектив:
У67
Управление интеллектуальной собственностью в экономике знаний:
правовое регулирование и коммерциализация : монография / науч. ред.:
А. А. Афанасьев, М. А. Боровская, Ю. А. Колесников, Т. В. Федосова ; Южный
федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство
Южного федерального университета, 2023. – 348 с.
ISBN 978-5-9275-4474-5
DOI 10.18522/801300100
В монографии рассмотрены актуальные вопросы правового регулирования результатов
интеллектуальной деятельности в экономике знаний, включая регулирование произведений
искусства, созданных искусственным интеллектом, а также экономические аспекты
трансфера технологий и управления интеллектуальной собственностью в условиях цифровой
трансформации, включая обзор современных международных и национальных баз
данных, маркетплейсов, бирж и других цифровых платформ в сфере интеллектуальной собственности.
Предложен организационно-экономический механизм продвижения результатов
научно-исследовательской деятельности в модели «Образование – наука – бизнес» и
подход методического обеспечения проектной деятельности на основе опыта организации
и продвижения результатов интеллектуальной деятельности в экономическом пространстве
России и макрорегиона.
Адресована научным работникам, преподавателям, исследователям, аспирантам и магистрантам,
занимающимся теоретическими и прикладными аспектами управления интеллектуальной
собственностью, а также вопросами продвижения и коммерциализации
результатов интеллектуальной деятельности в России и в мире.
ISBN 978-5-9275-4474-5
УДК [338.2:37.03]:347.7(075.8)
ББК 65.291.573+67.404.3 я73
© Южный федеральный университет, 2023
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2023
доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой инженерной
экономики ЮФУ Т. А. Макареня
доктор экономических наук, директор ФГБУ ФИПС О. П. Неретин;
ного федерального университета (протокол № 7 от 04 июля 2022 г.)
Рецензенты:
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЯ .......................................................................................6
Глава I. Правовое регулирование государственной политики
в области науки, инноваций и интеллектуальной
собственности в Российской Федерации .......................................14
1.1. Государственная политика в области науки, инноваций
и интеллектуальной собственности ..................................................14
Законодательное закрепление основных направлений
государственной политики в области науки .............................14
Нормативно-правовое регулирование перехода
к инновационной экономике в РФ ..................................................19
Правовые аспекты государственной политики
в области интеллектуальной собственности ..........................24
1.2. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав
на результаты интеллектуальной деятельности и средства
индивидуализации .................................................................................38
Ответственность за нарушение личных
неимущественных прав ....................................................................43
Ответственность за нарушение исключительного права ....51
1.3. Правовое регулирование произведений искусства,
созданных искусственным интеллектом ...........................................61
Глава II. Экономические аспекты управления
интеллектуальной собственностью и правами на РИД ............87
2.1. Государственная система стимулирования
инновационной деятельности .............................................................87
Нормативно-правовые основы организации
исследовательской и инновационной деятельности ................90
Направления поддержки и развития интеллектуальной
собственности и инноваций ...........................................................99
Научно-технологическое развитие
в странах-участниках БРИКС .....................................................111
Стр.4
2.2. Управление интеллектуальной собственностью в контексте
цифровой трансформации: базы данных и маркетплейсы ...........124
Национальные и региональные ведомства по
интеллектуальной собственности ............................................133
Международные и региональные базы данных
по интеллектуальной собственности .......................................138
Национальные базы данных по интеллектуальной
собственности .................................................................................152
Маркетплейсы и биржи интеллектуальной собственности ...161
Цифровые активы и токенизация интеллектуальной
собственности .................................................................................168
2.3. Трансфер знаний и технологий в условиях цифровой
трансформации экономики ................................................................173
Трансфер знаний и технологий ....................................................173
Технологическое предпринимательство и университеты ......180
Трансфер технологий в экономике замкнутого цикла ...........187
Глава III. Организационно-экономический механизм
продвижения РИД и развития научно-исследовательской
деятельности в модели «Образование – наука – бизнес» ........202
3.1. Организационное сопровождение проектной
деятельности в системе высшего образования .............................202
Создание проектных офисов, ассоциаций поддержки, хабов
и иных аккумуляторов потенциальных бизнес-проектов:
статистика, динамика, анализ ..................................................202
Современные маркетинговые инструменты продвижения
бизнес-проектов на рынки и оценка логистической
деятельности предприятия .........................................................215
Формы взаимодействия разработчика, инвестора,
предприятия .....................................................................................227
3.2. Методическое обеспечение деятельности
по продвижению продуктов университетов на рынки ...............238
Методическое обеспечение работы экономиста,
маркетолога, юриста над упаковкой продуктов,
создаваемых в организациях высшего образования .................238
Алгоритм совместной работы автора, экономиста,
маркетолога, юриста, эксперта над упаковкой проекта .....246
Стр.5