Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методика обучения литературному чтению

0   0
АвторыЧимбеева Зоригма Доржиевна, Андреева Светлана Васильевна, Пелихова Алена Анатольевна, Юрченко Ольга Олеговна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц198
ID866374
АннотацияУчебно-методическое пособие направлено на формирование методико-технологической культуры в области литературного образования будущего учителя начальных классов и призвано помочь им в практической деятельности для достижения приоритетной цели ФГОС НОО по литературному чтению — становление младшего школьника как грамотного читателя. Содержит тематическое пла-нирование курса, краткое содержание лекционных занятий, вопросы и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе, те-матику рефератов, приложения; дидактические материалы, позволяющие усилить практическую направленность формирования про-фессиональной компетентности студентов.
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ISBN978-5-9793-1887-5
УДК372.8:82(075.8)
ББК74.268.19=411.2.02я73
Методика обучения литературному чтению / З.Д. Чимбеева, С.В. Андреева, А.А. Пелихова, О.О. Юрченко .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2023 .— 198 с. — ISBN 978-5-9793-1887-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/866374 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методика_обучения_литературному_чтению.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.196
Стр.197
Методика_обучения_литературному_чтению.pdf
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Рекомендовано Экспертным советом университета в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2023 1
Стр.1
УДК 372.8:82(075.8) ББК 74.268.19=411.2.02я73 М 54 Утверждено к печати Экспертным советом университета Протокол № 1 от 13 октября 2023 г. Р е ц е н з е н т ы Т. Б. Будаева кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического и художественно-эстетического образования БГУ им. Д. Банзарова М. Ц. Гончикова кандидат исторических наук, доцент кафедры филологического и художественно-эстетического образования БГУ им. Д. Банзарова М 54 Методика обучения литературному чтению: учебнометодическое пособие / составители З. Д. Чимбеева, С. В. Андреева, А. А. Пелихова, О. О. Юрченко. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2023. – 198 с. ISBN 978-5-9793-1887-5 Учебно-методическое пособие направлено на формирование методико-технологической культуры в области литературного образования будущего учителя начальных классов и призвано помочь им в практической деятельности для достижения приоритетной цели ФГОС НОО по литературному чтению — становление младшего школьника как грамотного читателя. Содержит тематическое планирование курса, краткое содержание лекционных занятий, вопросы и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе, тематику рефератов, приложения; дидактические материалы, позволяющие усилить практическую направленность формирования профессиональной компетентности студентов. УДК 372.8:82(075.8) ББК 74.268.19=411.2.02я73 © З. Д. Чимбеева, С. В. Андреева, А. А. Пелихова, О. О. Юрченко, составление, 2023 ISBN 978-5-9793-1887-5 2 © Бурятский госуниверситет им. Д. Банзарова, 2023
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), составлено в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО). Дисциплина «Методика обучения литературному чтению» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений. Концепция курса «Методика обучения литературному чтению» выстроена в соответствии со спецификой школьного преподавания литературы и задачами, которые диктует учителю современный образовательный процесс. Начальная школа вносит существенный вклад в процесс формирования основ читательской компетентности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя. Задача учителя – посредника между книгой и ребенком – помочь в становлении маленького читателя. Если чтение рассматривается как сложная деятельность, то становится очевидным, что ребенка этому необходимо учить. Одним из профилирующих дисциплин по подготовке учителя начальных классов является методика обучения литературному чтению. Цель освоения дисциплины: способствовать приобретению необходимой теоретической и практической методической подготовки в области преподавания литературного чтения в начальной школе, способствующей формированию методического мышления и освоению метаязыка методики как науки. Задачи дисциплины: ­ ознакомление с теорией современной методики обучения литературному чтению; ­ формирование основных знаний закономерностей курса как системы; ­ освоение практических умений и навыков. Место дисциплины в структуре образовательной программы Для освоения дисциплины Б1.В.05.03 «Методика обучения литературному чтению» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Детская литература», «Теория литературы и практика читательской деятельности». 3
Стр.3
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций1 ­ способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы русского языков в единстве их содержания, формы и функций (ПК-3); ­ готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4); В результате освоения дисциплины студент должен знать: ­ содержание и требования программ по литературному чтению, нормативно-правовых документов; ­ приоритетные цели обучения литературному чтению младших школьников; ­ принципы и технологии анализа художественного текста. уметь:  анализировать содержание и методический аппарат книг для чтения, структуру и замысел учебных пособий для учащихся, правильно реализовать требования программы, методические возможности учебников и пособий в учебно-воспитательной работе;  самостоятельно подбирать и использовать учебный материал по чтению, обоснованно выбирать методы и методические приемы, демонстрировать учащимся образцы чтения и читательской деятельности, речи, обеспечивать целенаправленность речевой среды и высокую культуру речи на уроках;  самостоятельно планировать циклы уроков и отдельные уроки, внеклассные мероприятия, проводить их в классе;  соотносить и связывать материал по методике чтения и 1Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 41305. URL: https://www.bsu.ru/ content/page/1493/440305-pedobrazovanie-s-dvumya-profilyami.pdf 4
Стр.4
литературы со знанием по психологии восприятия, литературоведению, за конкретными методическими приемами обнаруживать закономерности психической деятельности, развития и воспитания. владеть:  способами формирования и совершенствования навыков чтения у младших школьников;  способами формирования читательских умений; ­ навыками разработки и реализации методик диагностики уровня литературного развития младших школьников по предмету «Литературное чтение»; ­ навыками анализа результатов процесса использования разработанных методик в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 5
Стр.5
Содержание Предисловие 1. ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С. В. Андреева) Лекция 1 Практическое занятие 1 2. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК КАК ЧИТАТЕЛЬ (А. А. Пелихова) Лекция 2 Практическое занятие 2 3. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (З. Д. Чимбеева) Лекция 3 Практическое занятие 3 4. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ (О. О. Юрченко) Лекция 4 Практическое занятие 4 5. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (З. Д. Чимбеева) Лекция 5 Практическое занятие 5 6. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗНЫХ РОДОВ И ЖАНРОВ (З. Д. Чимбеева) Лекция 6 Практическое занятие 6 7. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (З. Д. Чимбеева) Лекция 7 Практическое занятие 7 Самостоятельная работа студентов Примерная тематика рефератов Вопросы для подготовки к зачету/экзамену Библиографический список Приложение 1. Элементы книги 196 98 120 122 143 149 159 160 164 165 167 172 63 91 19 25 28 56 6 14 3
Стр.196
Приложение 2. Методы и приемы технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения Приложение 3. Диагностика сформированности навыка чтения младших школьников Приложение 4. Карты В. Я. Проппа Приложение 5. Схема литературно-методического анализа произведения Приложение 6. Изобразительно-выразительные средства языка Приложение 7. План анализа стихотворения (фрагмент) 175 184 185 186 189 195 197
Стр.197

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ