ББК 65.010.11+65.240 я77УДК 330.837:331.101.262(035.3)
В93
и соПечатается по решению Комитета по гуманитарному
пциально-экономическому направлению науки и образования
ри ученом совете Южного федерального университета
(протокол № 7 от 04 июля 2022 г.)
Рецензенты:
экономической теории и предпринимательства Южно-Российского института
управления Российской академии народного хозяйства
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой
кафедры информационной экономики экономического факультета
Южного федерального университета О. А. Чернова
и государственной службы при Президенте РФ Т. В. Игнатова ;
доктор экономических наук, профессор
Бе Белокрылов К. А. (1.4, 2.3, Раздел 3, 4.2, Послесловие),
Варлокрылова О. С. (Предисловие, 2.1, 2.2, 4.3, Послесловие),
Рецензенты:
домацкая Л. П. (1.1, 1.2, 1.3), Кузнецова В. П. (1.1, 1.2, 1.3),
Погосян Н. В. (2.3), Тропинова Е. А. (2.3, 4.1)
В93
мич Высшее образование в спектре меняющихся социально-эконолокрыловой
; Южный федеральный университет. – Ростов-на-ДоDISBN
978-5-9275-4262-8OI 10.18522/801300193
В монографии обоснованы стратегические направления институциональной трансеских
и политических приоритетов : монография / К. А. БелокрыО.
С. Белов, О. С. Белокрылова, Л. П. Вардомацкая и др. ; под общ. ред. проф.
228 с.ну ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2022. –
паформации системы высшего образования в условиях цифровизации (дистанцирования),
тырндемии и санкций недружественных государств. Эти направления агрегированы в чеи
ре блока: вызовы со стороны формирующегося интеллектуально-цифрового общества
в кеактивность системы высшего образования; инновационно-образовательная политика
ф онтексте повышения национальной конкурентоспособности; эколого-цифровая трансс
ормация закупочной политики вуза в направлении «озеленения» закупок как важнейшей
теоставляющей его финансовой деятельности (на примере Южного федерального университа);
публичность высшего образования как экспертная миссия университета.
Предназначена преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам экономичеУДК
330.837:331.101.262(035.3)
ББК 65.010.11+65.240 я77
© Южный федеральный университет, 2022
© Белокрылов К. А., Белокрылова О. С., Вардомацкая Л. П.,
© Оф Кузнецова В. П., Погосян Н. В., Тропинова Е. А., 2022
2
Южного федерального университета, 2022
ормление. Макет. Издательство
сских специальностей различных учебных заведений, а также руководителям и специалитам
финансовых подразделений и контрактных служб вузов.
ISBN 978-5-9275-4262-8
Стр.3
Оглавление
Предисловие..................................................................................................................................... 5
Раздел 1. ВЫЗОВЫ ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА ..................................................... 11
1.1. Система высшего образования как драйвер
интеллектуально-цифровой трансформации общества ...................................... 13
1.2. Императивы интеллектуально-цифрового общества
к системе высшего образования ........................................................................... 33
1.3. Позитивы и дисконтенты дистанционного режима
в сфере высшего образования............................................................................... 54
Раздел 2. СОПРЯЖЕННОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ........ 63
2.1. Провалы неолиберальной трансформации
российской системы высшего образования ......................................................... 65
2.2. Федеральные университеты в реализации образовательной политики
в цифровую эпоху ................................................................................................... 73
2.3. Инновационная инфраструктура университета ................................................... 92
Раздел 3. ИННОВАЦИОННО-ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
ЗАКУПОЧНОЙ ПОЛИТИКИ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ЮФУ) ..................................... 117
3.1. Инновационная направленность закупочной политики
образовательных учреждений ........................................................................... 119
3.2. Инновации «озеленения» закупочной политики:
кейс Южного федерального университета .......................................................... 131
Раздел 4. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПУБЛИЧНЫЙ ИНСТИТУТ .................................... 141
4.1. Экспертная роль российских университетов ...................................................... 143
4.2. Программа стратегического академического лидерства
Южного федерального университета в контексте «Приоритета 2030» ............ 165
4.3. Социальное программирование как общеуниверситетский проект
программы стратегического академического лидерства
Южного федерального университета ................................................................. 175
3
Стр.4
Послесловие ................................................................................................................................. 191
Библиография .............................................................................................................................. 198
Приложения .................................................................................................................................. 211
A. Проблематика исследований по программе проектов ЮФУ
«Социальное программирование солидарного общества в условиях рисков
конфликтогенности и угроз национальной безопасности» (январь 2022 г.) ........... 213
B. Проблематика проектов, представленных
на конкурс стратегических проектов ПСАЛ ЮФУ 1.4
«Социальное программирование когерентной среды будущего»
(управляющий комитет 26.05.2022) ........................................................................... 217
C. Исследовательский проект «"Зеленые" закупки как драйвер
формирования индустрии замкнутого цикла в регионах Юга России» .................... 219
4
Стр.5