Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 608409)
Контекстум

Мировая художественная культура. 11 класс. Учебник (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторСолодовников Ю. А.
ИздательствоМ.: Просвещение
Страниц273
ID838904
АннотацияУчебник даёт представление об особенностях развития мировой художественной культуры Нового и Новейшего времени, включает сведения о достижениях школ национального искусства в странах Западной Европы, России и других странах мира и объясняет, что благодаря интенсивному культурному обмену, тесной связи искусства с общественными и духовными проблемами времени искусство XIX–XX вв. становится единой и в то же время чрезвычайно разнообразной картиной-панорамой. В учебнике центральное место занимает выявление сходства и различий в художественно-образном строе произведений искусства и отображение в них картины мира, духовно-нравственных исканий и общечеловеческих ценностей и идеалов человека конкретной эпохи. Соответственно требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования учебник содержит вариативные задания для самостоятельной работы учащихся, ориентирующие на использование компьютерных технологий, закладывающие основы реализации проектно-исследовательской деятельности, а также помогающие организовать и планировать учебное сотрудничество и согласованное взаимодействие участников. Учебник включает опорные наглядные конспекты и справочные материалы.
Кем рекомендованоМинистерством просвещения Российской Федерации
ISBN978-5-09-115322-4
УДК373.167.1:7.0+7.0(075.3)
ББК85я721
Солодовников, Ю.А. Мировая художественная культура. 11 класс. Учебник : учебник / Ю.А. Солодовников .— 6-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2024 .— 273 с. : ил. — ISBN 978-5-09-115322-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/838904 (дата обращения: 13.03.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мировая_художественная_культура._11_класс._Учебник_(1).pdf
УДК 373.167.1:7.0+7.0(075.3) ББК 85я721 С60 и общественной (заключение РКС № 540-ОЭ от 19.12.2016 г.) экспертиз. На учебник получены положительные заключения научной (заключение РАО № 1195 от 18.11.2016 г.), педагогической (заключение РАО № 1086 от 21.11.2016 г.) С60 Солодовников, Юрий Алексеевич. Мировая художественная культура : 11-й класс : учебник / Ю. А. Солодовников. — 6-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2024. — 271, [1] с. : ил. ISBN 978-5-09-115322-4. Учебник даёт представление об особенностях развития мировой художественной культуры Нового и Новейшего времени, включает сведения о достижениях школ национального искусства в странах Западной Европы, России и других странах мира и объясняет, что благодаря интенсивному культурному обмену, тесной связи искусства с общественными и духовными проблемами времени искусство XIX–XX вв. становится единой и в то же время чрезвычайно разнообразной картиной-панорамой. В учебнике центральное место занимает выявление сходства и различий в художественно-образном строе произведений искусства и отображение в них картины мира, духовно-нравственных исканий и общечеловеческих ценностей и идеалов человека конкретной эпохи. Соответственно требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования учебник содержит вариативные задания для самостоятельной работы учащихся, ориентирующие на использование компьютерных технологий, закладывающие основы реализации проектно-исследовательской деятельности, а также помогающие организовать и планировать учебное сотрудничество и согласованное взаимодействие участников. Учебник включает опорные наглядные конспекты и справочные материалы. УДК 373.167.1:7.0+7.0(075.3) ББК 85я721 ISBN 978-5-09-115322-4 © АО «Издательство «Просвещение», 2019 © Художественное оформление. АО «Издательство «Просвещение», 2019 Все права защищены . © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Б
Стр.3
269 Содержание Предисловие .................................................................... Раздел I. Художественная культура Нового времени ПОЗНАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ..................................... § 1. Начало Нового времени ......................................... Великие географические открытия и научное познание мира. • Исторические границы Нового времени. • Главные итоги и главные вопросы Нового времени. Задания ....................................................................... 12 § 2. Государство и стиль ................................................ 13 Предпосылки нового стиля в искусстве Позднего Возрождения. • Римская католическая церковь XVII в. и особенности стиля барокко в архитектуре, скульптуре и живописи. Л. Бернини. • Политическое устройство Франции XVII в. Идеология классицизма и задачи искусства. • Классицизм в литературе и живописи Франции. Ж. Расин и Н. Пуссен. • Барокко и классицизм: взаимодействие и синтез искусств. Задания ....................................................................... 21 § 3. Рождение оперы ...................................................... 22 Флоренция в эпоху Возрождения. • Музыка среди искусств в истории художественной культуры: от Античности к Возрождению. • Флорентийский музыкальный театр XVII в. «Камерата» графа Барди. • Клаудио Монтеверди. «Орфей». Задания ....................................................................... 27 § 4. Живописцы реального мира .................................. 29 Голландия XVII в. Город и быт его обитателей. Поворот к реализму. Картина как товар. • Жанровая картина, интерьер и натюрморт и особенности их интерпретации в творчестве голландских художников. • Гении XVII в.: Рубенс, Веласкес, Рембрандт. Задания ....................................................................... 38 § 5. Герой Нового времени ............................................ 39 Идеи Просвещения в Западной Европе XVIII в. Историческое время и биография. Пьер Огюстен де Бомарше. • Вольфганг Амадей Моцарт. • Фигаро — герой драмы и герой оперы. Задания ....................................................................... 45 § 6. Россия на пути к Европе ........................................ 46 Светские тенденции в искусстве Руси XVII в. • Пётр I и Западная Европа. Строительство Петербурга. Петергоф. • Екатерина II Великая. Основание Академии художеств в России и прогрессивное значение её деятельности в подготовке профессиональных мастеров изобразительного искусства и архитектуры. • Искусство и общество. Задания ....................................................................... 55 § 7. Реальная и вымышленная действительность ....... 56 Идеи Просвещения в Англии XVIII в. Джонатан Свифт и Уильям Хогарт. • Испания XVIII в. среди стран Западной Европы. Франсиско Гойя и его творчество. Задания ....................................................................... 64 § 8. Романтическая битва .............................................. 65 Неоклассицизм в творчестве Жака Луи Давида. • Наполеон Бонапарт и его время. • Отечественная война 1812 г. в русском искусстве. • Идеи романтизма в творчестве русских и французских художников XIX в. Теодор Жерико и Эжен Делакруа. • Романтизм в литературе и музыке. Джордж Гордон Байрон. Фредерик Шопен. Задания ....................................................................... 75 . 3 5 6 © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Б
Стр.270
270 § 9. Концы и начала ...................................................... 76 Основные направления в русском искусстве первой половины XIX в. К. П. Брюллов. • А. Г. Венецианов. П. А. Федотов. • Начало критического реализма в русском искусстве. Задания ....................................................................... 84 § 10. Приговор явлениям жизни .................................. 85 Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и демократические идеи в русском искусстве второй половины XIX в. В. Г. Перов. • Меценат П. М. Третьяков. Основатель художественной критики В. В. Стасов. • Академия художеств и «бунт четырнадцати». Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). • Темы и идеи русского искусства второй половины XIX в. • Эстетические теории и художественная практика жизни. Задания ....................................................................... 94 § 11. Осмысление истории ............................................ 95 Скульптор М. О. Микешин и его памятник «Тысячелетие России». • Русские историки Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский. • Академия художеств и новые требования к историческому жанру. Историческая бытовая картина в творчестве В. Г. Шварца и К. Д. Флавицкого. • Русская история в искусстве второй половины XIX в. И. Е. Репин и В. И. Суриков. • «Сила правды, сила историчности». Задания ....................................................................... 103 § 12. Иероглиф, понятный всем ................................... 104 Античная и библейская классика в образовательной практике Академии художеств в первой половине XIX в. • А. А. Иванов и особенности интерпретации евангельского сюжета в его картине «Явление Христа народу». • Историческое время второй половины XIX в. и особенности евангельской проблематики в творчестве передвижников И. Н. Крамского, В. Д. Поленова, Н. Н. Ге. Задания ....................................................................... 112 Подведи итоги ................................................................ 113 Контрольные и творческие задания. ............................................ 115 Общешкольный научно-практический семинар «Портрет эпохи». ......... 115 Круглый стол «Мозаика и единство пространственно-временного континуума художественной культуры Нового времени...................... 118 Раздел II. Художественная культура конца XIX — начала XXI в. ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ. ................................................ 119 § 13. Поворот столетий .................................................. 120 Историко-социологический фон XX в. • Научно-технический фон XX в. Историко-культурологический фон XX в. • «Мир искусства». Задания ....................................................................... 128 § 14. Схватить мгновенье ............................................... 129 Париж и его обитатели. Противостояние академизму. Эдуард Мане. • Импрессионизм как способ восприятия. • После импрессионизма. Поль Сезанн. Поль Гоген. Винсент Ван Гог. Задания ....................................................................... 138 § 15. От правды жизни к правде искусства ................ 139 Импрессионизм в России. • Портреты В. А. Серова. • Величавые образы М. А. Врубеля. • Духовные искания М. В. Нестерова. Задания ....................................................................... 147 § 16. Возвращение к примитиву ................................... 148 Примитивизм как термин. • Неосознанный примитивизм: Анри Руссо, Нико Пиросмани. • Осознанный примитивизм: Марк Шагал, Михаил Ларионов. • Самобытность мастера. Задания ....................................................................... 157 . © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Б
Стр.271
271 § 17. Девушки под снегом ............................................. 158 Абстракционизм как термин. • Фовизм: Анри Матисс. • Три стадии кубизма. Пабло Пикассо. • Геометрический абстракционизм: Пит Мондриан. • Супрематизм: Казимир Малевич. • Абстрактный экспрессионизм: Василий Кандинский • Красочные формы. Задания ....................................................................... 167 § 18. Сотканная из фантазий действительность ......... 168 Выставки сюрреалистов. Рене Магритт, Джорджо де Кирико, Ив Танги. • Сюрреализм в творчестве Сальвадора Дали. Задания ....................................................................... 175 § 19. «Мы наш, мы новый мир построим» ................... 176 Мечта о будущем в утопической литературе. Искусство и революция в России. Агитационное искусство революционных лет. • Творческие организации и новые темы в искусстве 1920—1930-х гг. • Утверждение метода социалистического реализма в искусстве СССР. «Лениниана».• В. А. Мухина. «Рабочий и колхозница» — символ СССР. • Задачи культуры и искусства в документах эпохи. Задания .......................................................... 187 § 20. Чтобы помнили ..................................................... 188 Война и её оценка в истории человечества. Картина В. В. Верещагина «Апофеоз войны». • Война в произведениях Эдварда Мунка, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали. • Великая Отечественная война 1941—1945 гг. в творчестве советских художников. • Хиросима и Нагасаки глазами Ири Маруки и Тошико Акамацу. • Музыка военного времени. Задания ....................................................................... 200 § 21. Постмодернизм: с приставкой нео........................ 201 Историко-культурный фон второй половины XX в. • Социальный реализм: Ренато Гуттузо, Андре Фужерон, Эндрю Уайет. • Гиперреализм: Чак Клоуз, Дюан Хансон, Ричард Эстес. • Абстракционизм: Джордж Поллок, Марк Тоби. • Возвращение к фигуративной живописи • Тревожный и динамичный мир и его образ. Задания ....................................................................... 207 § 22. Постмодернизм: андеграунд в России ................. 208 Историко-культурная ситуация второй половины XX в. «Суровый стиль»: темы и образы. В. Е. Попков. • Неофициальное искусство русского андеграунда: акции и выставки, соц-арт. • Скульптор Э. И. Неизвестный. Задания ....................................................................... 215 § 23. Постмодернизм: игра в искусство ....................... 216 Историко-культурная ситуация в конце XX в. Игра с искусством: поп-арт. • Игра с поверхностью: стрит-арт. • Игра с предметом: инсталляция. • Игра со зрителем: перформанс. Задания ....................................................................... 222 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Между прошлым и будущим .............. 223 Подведи итоги ................................................................ 227 Контрольные и творческие задания. ................................... 228 Общешкольный научно-практический семинар «Портрет эпохи» .......... 228 Круглый стол ........................................................................ 230 Персоналии .................................................................... 232 Литература ...................................................................... 259 Интернет-источники ...................................................... 264 Опорные схемы-конспекты ........................................... 265 . © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Б
Стр.272

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически