Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Мировая художественная культура. 10-й класс (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторСолодовников Ю. А.
ИздательствоМ.: Просвещение
Страниц257
ID838903
АннотацияУчебник раскрывает закономерности развития мировой художественной культуры от зарождения её в первобытном обществе до эпохи Возрождения и рассматривает выдающиеся произведения различных видов искусства, созданные в странах Европы, Азии, Африки, Центральной Америки и России. Центральное место в нём занимает выявление сходства и различий в художественно-образном строе произведений искусства и отображение в них картины мира, духовно-нравственных исканий, ценностей и идеалов человека конкретной эпохи. Соответственно требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования учебник содержит вариативные задания для самостоятельной работы учащихся, ориентирующие на использование компьютерных технологий, закладывающие основы реализации проектно-исследовательской деятельности, а также помогающие организовать и планировать учебное сотрудничество и согласованное взаимодействие участников. Учебник включает опорные наглядные конспекты и справочные материалы.
Кем рекомендованоМинистерством просвещения Российской Федерации
ISBN978-5-09-103699-2
УДК373.167.1:7.03+7.03(075.3)
ББК85.103я721
Солодовников, Ю.А. Мировая художественная культура. 10-й класс : учебник / Ю.А. Солодовников .— 5-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023 .— 257 с. : ил. — ISBN 978-5-09-103699-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/838903 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мировая_художественная_культура__10-й_класс__учебник.pdf
Стр.3
Стр.252
Стр.253
Стр.254
Стр.255
Стр.256
Мировая_художественная_культура__10-й_класс__учебник.pdf
УДК 373.167.1:7.03+7.03(075.3) ББК 85.103я721 С60 и общественной (заключение РКС № 539-ОЭ от 19.12.2016 г.) экспертиз. На учебник получены положительные заключения научной (заключение РАО № 1194 от 18.11.2016 г.), педагогической (заключение РАО № 1085 от 21.11.2016 г.) C60 Солодовников, Юрий Алексеевич. Мировая художественная культура : 10-й класс : учебник / Ю. А. Солодовников. — 5-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023. — 255, [1] с. : ил. ISBN 978-5-09-103699-2. Учебник раскрывает закономерности развития мировой художественной культуры от зарождения её в первобытном обществе до эпохи Возрождения и рассматривает выдающиеся произведения различных видов искусства, созданные в странах Европы, Азии, Африки, Центральной Америки и России. Центральное место в нём занимает выявление сходства и различий в художественно-образном строе произведений искусства и отображение в них картины мира, духовно-нравственных исканий, ценностей и идеалов человека конкретной эпохи. Соответственно требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования учебник содержит вариативные задания для самостоятельной работы учащихся, ориентирующие на использование компьютерных технологий, закладывающие основы реализации проектно-исследовательской деятельности, а также помогающие организовать и планировать учебное сотрудничество и согласованное взаимодействие участников. Учебник включает опорные наглядные конспекты и справочные материалы. УДК 373.167.1:7.03+7.03(075.3) ББК 85.103я721 ISBN 978-5-09-103699-2 © АО «Издательство «Просвещение», 2019 © Художественное оформление. АО «Издательство «Просвещение», 2019 Все права защищены . © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Б
Стр.3
251 Содержание Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел I хУдожественнАя кУльтУрА ПервоБЫтноГо оБЩествА и древнеГо МирА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ПоЗнАние МирА § 1. ЖИЗНЬ вместе с природой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . хронология первобытного общества. • образ жизни, воззрения и верования первобытного человека. • древнейшие памятники его жизненнопрактической деятельности на территориях современных стран мира и россии. становление искусства. • от освоения мира к его познанию. • образ человека дописьменной эпохи (взгляд из XX в.). Задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 § 2. В бассейнах великих рек Хуанхэ, Инд и Ганг . . . . 14 Цивилизация древнего китая в восточной Азии и хронологические рамки её развития. • отношение древних китайцев к природе и их мифологические представления в памятниках культуры. культ предков и приверженность традиции. • великая китайская стена и терракотовая армия. древние книги китая. • Цивилизация древней индии в Южной Азии. строительное искусство и мелкая пластика древней хараппы и Мохенджо-даро. • ведические представления древних индийцев. • Законы мироздания в мифологии тримурти. • образ земледельца и картина миротворения в древнейших памятниках литературы китая и индии. Задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 § 3. Между Тигром и Евфратом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 древнейшие цивилизации Шумера, Аккада, вавилона, Ассирии в Месопотамии. образ жизни их населения и хронологические рамки существования городов-государств и военных империй. • Архитектурные сооружения, монументальная и портретная скульптура государств Месопотамии. • Первая поэма древности «о всё видавшем…». • сюжеты поэмы и образы главных героев. Задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 § 4. Земля Возлюбленная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Цивилизация древнего египта в северо-восточной Африке. нил и крупнейшие города. • Мемфисская и Фиванская триады богов. • великая девятка (Эннеада). Гелиопольская версия сотворения мира. • исторические рамки древнеегипетской цивилизации. • Мифологические представления древних египтян, идеи водной стихии и солнца. • картина мира в мифологических сказаниях. образы природы и жизни древних египтян в поэзии и изобразительном искусстве. Задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 § 5. Храм и космос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 Мифологическая версия происхождения древнеегипетского храма. • Фараоны-строители. • храмовые комплексы в карнаке и луксоре. храм Гора в Эдфу. • Архитектурная конструкция храма. древнеегипетская колонна. . 5 6 3 © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Б
Стр.252
252 Картина мира в образном строе древнеегипетского храма. • Фараон Эхнатон — реформатор из Эль-Амарны. Культ единого бога Атона. • Обновление архитектурного облика древнеегипетского храма и идейно-художественного содержания гимна. Задания ............................................................ 46 § 6. Подготовка к вечности ................................... 47 Жизнь и смерть в мировоззрении древнего египтянина. Миф об Осирисе. • Погребальные сооружения Древнего Египта — пирамиды и скальные гробницы. Фрески в Бени-Гасане. • Мумификация тела, обряд «отверзание уст». • Суд Осириса. «Книга мёртвых». • Отношение древнего египтянина к жизни и смерти в памятниках древнеегипетской литературы «Книга мёртвых» и «Песнь арфиста». Задания ............................................................ 54 § 7. Детство человечества ..................................... 55 У истоков культуры Древней Греции. Природа и образ жизни населения в бассейне Эгейского моря в Восточном Средиземноморье. • Мифы и реалии в жизни и искусстве. Гора Олимп. • Особенности минойской и микенской цивилизаций. Остров Крит. Кносский дворец. Тиринф. Микены. Троя. Археологические и литературные свидетельства крито-микенской культуры. Троянский цикл древнегреческих мифов. История и миф. • Поэма Гомера «Илиада». Характеры героев и духовно-нравственный мир человека в гомеровском эпосе. Задания ............................................................ 64 § 8. Вершина греческой классики .......................... 65 Города-государства материковой Греции и распространение древнегреческой культуры в колониях на территориях вокруг Чёрного и Средиземного морей. • Скульптура и архитектура периода архаики. • Возвышение Афин в годы правления Перикла. Скульптура и архитектура периода классики. Синтез искусств. Парфенон. Задания ............................................................ 72 § 9. «Прометей прикованный» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 Происхождение древнегреческой драмы и театра. Хор, актёр и зрители. Устройство театра и его архитектура. • «Отцы греческого театра». Эсхил и его тетралогия о Прометее. • «Прометей прикованный»: содержание, характеры героев и их образы. Монолог Прометея. • Прометеев дар. Духовно-нравственный мир главного героя трагедии. Задания ............................................................ 79 § 10. Римский феномен ........................................ 80 У истоков цивилизации Древнего Рима. Этрурия — историческая местность в Средней Италии в Восточном Средиземноморье и её население. Искусство этрусков и греческая культура до завоевания Римом. • Основание Рима и царский период в его истории. Тарквиний Гордый. Республиканский Рим. Своеобразие его архитектуры и искусства. • Рим императорский. • «Хлеба и зрелищ!». • Римский портрет и эпоха «солдатских императоров». Задания ............................................................ 86 § 11. Конец Древнего мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 Начало упадка древнейших цивилизаций Востока и Восточного Средиземноморья. Походы на Восток Александра Македонского. Эллинизм в странах Восточного Средиземноморья. Сплав греческой и местных восточных культур. Эллинизм в Древней Греции. Пергамский алтарь. • Позд. © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Б
Стр.253
253 ний Рим. Появление христиан на территории Рима. Победа христианской идеологии над язычеством. Падение Рима. Задания ............................................................ 93 § 12. Несостоявшийся диалог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 Открытие Америки в XVI в. Географическое положение Мезоамерики, природа и образ жизни древних индейцев. • Картина мира в мифологии древних индейцев, их календарь. Пирамиды и жертвоприношения. • Вторжение испанских конкистадоров и гибель цивилизации древних индейцев. • Высоты духа. Задания ............................................................ 101 Подведи итоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 Контрольные и творческие задания (по выбору) ............ 103 Общешкольный научно-практический семинар «Портрет эпохи» ................................................................ 105 Круглый стол «Художественное наследие Древней Греции в мировой художественной культуре» .......................... 108 Раздел II ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ....................................... 109 ПОЗНАНИЕ ВЫСШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ § 13. Вселенная Ахурамазды .................................. 110 Заратуштра (Заратустра) — древнеперсидский жрец и пророк. Историческая и легендарная основа его биографии. Встреча с Ахурамаздой и первые откровения Заратуштры. • Картина мира в учении Заратуштры. Проблема добра и зла. • Распространение зороастризма. Священная книга «Авеста». • Культовые сооружения зороастризма в архитектуре Персии (Древнего Ирана). Зороастризм в современном мире. • Символ веры зороастризма. Задания ............................................................ 116 § 14. Колесо бытия .............................................. 117 Отшельники Урувельского леса в Индии. • Великий закон Тримурти. Сансара, бодхисатвы и будды. • Жизнеописание царевича Гаутамы, ставшего буддой. • Учение будды Гаутамы о четырёх благородных истинах, объясняющих существование страданий в жизни человека и пути избавления от них. Аскетический путь достижения нирваны и пять обетов для мирян. • Последователи учения Будды и священный канон «Трипитака» («Три корзины»). • «Колесо Закона». Ступа в Санчи. Буддийские пещерные храмы в Аджанте. • Буддизм как мировая религия. • Будда о благородных истинах, добре и зле, победе человека над собой. Задания ............................................................ 125 § 15. Рукотворная вселенная ................................. 126 Лао Цзы и его трактат «Дао де цзин». • Слово и живопись в китайской и японской традициях. Философский смысл природы в творчестве китайских художников. • Особенности пейзажного сада в культуре Японии. Задания ............................................................ 133 . © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Б
Стр.254
254 § 16. Взгляд сквозь небо ....................................... 134 В поисках земли обетованной. Пятикнижие Моисея — священная Тора. Иерусалимский храм. • Евангельские предания об Иисусе Христе. Новый Завет. Нагорная проповедь. • Разделение Единой христианской церкви. Символика христианского храма. Византийский, романский, готический стили в христианской архитектуре. • Нравственные основы бытия человека в христианстве. Задания ............................................................ 143 § 17. Каменная летопись ...................................... 144 Образ жизни древних славян. Славянский пантеон киевского князя Владимира. Выбор веры и принятие христианства на Руси. • Традиции Византии в древнерусской культуре и архитектуре. • Княжества Руси и особенности их культовой архитектуры. • Формирование Московского государства. Храмы и соборы Руси. Задания ............................................................ 150 § 18. Духовное делание ........................................ 152 Поиски смысла жизни после христианизации Руси. Формирование пантеона русских святых. • Монашество как образ жизни. Сергий Радонежский. • Иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублёв. Образ Пресвятой Троицы в искусстве и культуре Руси. • Образ человека в древнерусской иконописи и литературе. Задания ............................................................ 161 § 19. Божественное песнопение в христианском храме 162 Пение и музыка в богослужении первых христиан. Особенности католического богослужения. • Музыка в Византии и Руси. • Храмовое пространство и синтез искусств в Божественной литургии. • Язычество и христианство в древнерусской культуре. Задания ............................................................ 169 § 20. Слепок вечности .......................................... 170 Образ жизни, природа и религиозные традиции коренных племён Аравии накануне зарождения ислама. Мекка и аль-Кааба. • Пророческая миссия Мухаммеда. • Священная книга ислама — Коран. Культовое сооружение мусульман — мечеть. • Арабский халифат. Мировые шедевры исламской архитектуры. Задания ............................................................ 178 § 21. Космос Данте .............................................. 180 Флоренция и Данте накануне Возрождения. Беатриче Портинари. • «Божественная комедия». Проблемы ада, чистилища, рая. • Появление человека в средневековой картине мира. Задания ............................................................ 187 § 22. Прорыв в действительность ........................... 188 Джотто и Данте. • Капелла Скровеньи в Падуе. Особенности композиции в цикле фресок Джотто. Традиции и новаторство. • Концепция мироздания в Гентском алтаре братьев ван Эйков. • Новое понимание темы Богоматери в творчестве итальянских художников. Задания ............................................................ 195 . © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Б
Стр.255
255 § 23. Величавая беседа равных .............................. 196 Эпоха Возрождения в Италии. Титаны Возрождения. • «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. • Росписи стен Сикстинской капеллы в Ватикане. Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле. • «Афинская школа» Рафаэля. Общечеловеческая гуманистическая трактовка религиозного сюжета. Значение искусства в религиозной политике римской католической церкви. Задания ............................................................ 205 § 24. Борьба за разум ........................................... 206 Северное Возрождение. «Корабль дураков» Себастьяна Бранта и «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского. • Питер Брейгель Старший. • Гуманистические идеи в книге Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Задания ............................................................ 212 Подведи итоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213 Контрольные и творческие задания (по выбору) ............ 215 Общешкольный научно-практический семинар «Портрет эпохи» ................................................................ 217 Круглый стол «Художественные памятники эпохи Возрождения в мировой художественной культуре» ................. 220 Литература ........................................................ 221 Интернет-источники ............................................ 227 Опорные схемы-конспекты .................................. 229 . © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Б
Стр.256

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ