УДК 373.167.1:94(47+57)+94(47+57)(075.3)
ББК 63.3(2)я721
И90
Авторы: М. М. Горинов, А. А. Данилов,
М. Ю. Моруков, А. Я. Токарева,
В. Н. Хаустов, О. В. Хлевнюк,
В. А. Шестаков, С. М. Шахрай,
А. В. Торкунов, А. П. Дмитриев
Разработано в соответствии с требованиями
Концепции нового УМК по отечественной
истории и Историко-культурного
стандарта.
Учебник допущен к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии
с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 766
от 23.12.2020 г.
Эксперты, осуществлявшие экспертизу учебника: Цветков В. Ж.,
Баркова О. Н., Яблочкина И. В., Болдырев Р. Ю.
Научно-редакционный совет:
А. В. Торкунов (председатель) — академик РАН, ректор МГИМО;
Н. М. Арсентьев — член-корреспондент РАН, сопредседатель Научного
совета РАН по российской и мировой экономической истории;
М. А. Гареев — генерал армии, президент Академии военных наук;
А. Ю. Лазебникова — доктор педагогических наук, член-корреспондент
РАО;
П. П. Панкин — заслуженный учитель России, руководитель Московского
регионального отделения Ассоциации учителей истории и
обществознания;
В. И. Уколова — доктор исторических наук, профессор;
С. М. Шахрай — доктор юридических наук, профессор, проректор
МГУ им. М. В. Ломоносова.
И90
История. История России : 10-й класс : базовый и углублённый
уровни : учебник : в 3 частях / М. М. Горинов,
А. А. Данилов, М. Ю. Мору ков [и др.] ; под ред. А. В. Торкунова.
— 3-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023.
ISBN 978-5-09-107213-6.
Ч. 2. — 191, [1] с. : ил., карты.
ISBN 978-5-09-107215-0.
Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала
ХХI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта
и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом
современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории
показано историческое развитие России, её роль в мире. Значительное место уделено
вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности.
Главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся
российской гражданской идентичности и патриотизма.
Учебник соответствует Концепции преподавания учебного курса «Истопо
отечественной истории.
рия России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные общеобразовательные программы.
Данный учебник, выходящий в трёх частях, завершает линию учебников
УДК 373.167.1:94(47+57)+94(47+57)(075.3)
ББК 63.3(2)я721
ISBN 978-5-09-107215-0 (ч. 2)
ISBN 978-5-09-107213-6
© АО «Издательство «Просвещение», 2021
© Художественное оформление.
АО «Издательство «Просвещение», 2021
Все права защищены
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.3
Оглавление
Глава III. Великая Отечественная война.
1941—1945 гг. ..................................
§ 20. СССР накануне Великой Отечественной войны ...
3
4
§ 21. Начало Великой Отечественной войны. Первый
период войны (22 июня 1941 — ноябрь 1942 г.) ...... 11
§ 22. Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного
перелома .................................... 24
§ 23. Человек и война: единство фронта и тыла. ...... 34
§ 24. Второй период Великой Отечественной войны.
Коренной перелом (ноябрь 1942—1943 г.) ............ 43
# Народы СССР в борьбе с нацизмом. Материал для
самостоятельной работы и проектной деятельности
... 49
§ 25. Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной
войне. Окончание Второй мировой войны . . 54
# Советская разведка и контрразведка в годы Великой
Отечественной войны. Материал для самостоятельной
работы и проектной деятельности ................... 65
Глава IV. СССР в 1945—1991 гг.................. 71
§ 26. Место и роль СССР в послевоенном мире ....... 72
§ 27. Восстановление и развитие экономики . . . . . . . . . . 77
§ 28. Изменения в политической системе в послевоенные
годы ........................................ 84
§ 29. Идеология, наука и культура в послевоенные годы 90
# Национальный вопрос и национальная политика в
послевоенном СССР. Материал для самостоятельной
работы и проектной деятельности .................. 96
§ 30. Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной
войны» ................................... 101
# Послевоенная повседневность. Материал для самостоятельной
работы и проектной деятельности ........ 106
§ 31. Смена политического курса ................... 112
§ 32. Экономическое и социальное развитие в середине
1950-х — середине 1960-х гг. ...................... 118
§ 33. Культурное пространство и повседневная жизнь
в середине 1950-х — середине 1960-х гг. ............ 126
§ 34. Политика мирного сосуществования в 1950-х —
первой половине 1960-х гг. ........................ 135
§ 35. Политическое развитие в 1960-х — середине
1980-х гг. ....................................... 140
§ 36. Социально-экономическое развитие страны в
1960-х — середине 1980-х гг. ...................... 146
# Национальная политика и национальные движения
в 1960-х — середине 1980-х гг. Материал для самостоятельной
работы и проектной деятельности ....... 154
§ 37. Культурное пространство и повседневная жизнь во
второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. . 159
§ 38. Политика разрядки международной напряжённости 167
Словарь персоналий .............................. 173
Словарь понятий ................................ 184
190
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.191