УДК 378.4
ББК 74.48
У75
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ СЕРИИ
Ярослав Кузьминов (председатель),
Исак Фрумин (зам. председателя),
Елена Пенская (зам. председателя),
Виктория Пичугина (ответственный секретарь),
Лорин Андерсон, Даниил Александров,
С Виктор Болотов, Мартин Карной,
Екатерина Поливанова, Александр Сидоркин,
Евгений Терентьев, Игорь Чириков,
Мария Юдкевич (эксперты)
аймон Марджинсон, Екатерина Орел,
ДИЗАЙН СЕРИИ
Валерий Коршунов
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР ПЕРЕВОДА
Антон Рябов
Перевод книги: Accelerated Universities: Ideas and Money Combine to Build
Academic Excellence (edited by Philip G. Altbach, Liz Reisberg, Jamil Salmi and Isak Froumin)
На обложке — фотография MaratKurakov:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nazarbaev_University.jpg
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения
убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-7598-2482-4
© 2018 by Philip G. Altbach Liz Reisberg,
Jamil Salmi, and Isak Froumin
© Перевод на русский язык. Национальный
исследовательский университет
«Высшая школа экономики», 2022
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие (Ричард Лестер)
Слова благодарности
14
Введение. О том, что понимается
под ускоренными университетами
Библиография
18
ГЛАВА 1. ИСКУССТВО СОЗДАНИЯ НОВОГО
УНИВЕРСИТЕТА: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
И УРОКИ (Джамил Салми, Филип Альтбах,
Лиз Райсберг, Исак Фрумин)
20
1.1. Создавать новые университеты
или совершенствовать существующие?
1.2. Характеристики университетов
мирового уровня
25
1.3. Выбор новых путей
1.4. Сохранение импульса
Библиография
40
ГЛАВА 2. ОТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
К ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ
МИРОВОГО УРОВНЯ: ФЕДЕРАЛЬНАЯ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА ЛОЗАННЫ
(Жерар Эшер)
41
2.1. Создание и начальные шаги
(1969–1978)
42
2.2. Новый университет
46
2.3. Промежуточный период (1978–2000):
воплощение замыслов и консолидация
2.4. Фаза адаптации (2000–2016):
выход на мировой уровень
57
2.5. Условия достижения стабильности
65
50
31
35
1.5. Заключение: движущие силы,
трудности и риски 37
24
16
10
Стр.6
2.6. Усвоенные уроки и перспективы развития
Библиография
72
ГЛАВА 3. НА ПУТИ К АКАДЕМИЧЕСКОМУ
СОВЕРШЕНСТВУ И ЕГО СОХРАНЕНИЮ:
ГОНКОНГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ
И ТЕХНОЛОГИЙ (Тони Чан)
74
3.1. Исторический контекст
79
74
3.2. Трудности, возникавшие в процессе создания
исследовательского университета мирового
уровня
3.3. Успех Гонконгского университета науки
и технологий
84
3.4. Новые возможности и проблемы
3.5. Чему научил нас опыт развития
университета 94
Библиография
96
ГЛАВА 4. ИННОВАЦИИ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
РЕСУРСОВ В СТРАНАХ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА:
МАСДАРСКИЙ ИНСТИТУТ НАУКИ
И ТЕХНОЛОГИЙ (Фред Моавензаде)
98
4.1. Краеугольные камни: вдохновение, миссия,
ключевые цели
99
4.2. Инициативы государства
109
102
4.3. Сотрудничество с MIT 104
4.4. Управление институтом
106
4.5. Ученые степени, разработка программ
и инфраструктура
4.6. Достижения и стратегические планы
4.7. Научные исследования и инновации
4.8. Риски и условия 125
Библиография
133
ГЛАВА 5. НАЗАРБАЕВ-УНИВЕРСИТЕТ: ЭКСПЕРИМЕНТ
ПО СОЗДАНИЮ В КАЗАХСТАНЕ ВУЗА МИРОВОГО
УРОВНЯ (Шигео Катсу, Арай Саниязова)
135
5.1. Возникновение Назарбаев-Университета
5.2. Институциональное развитие
139
135
116
119
91
68
Стр.7
5.3. Конкретизация образа будущего,
миссии и стратегии Назарбаев-Университета
до 2020 г.
141
5.4. Правовой статус и управление
146
5.5. Как университет справлялся
с трудностями
5.6. Ключевые показатели эффективности
5.7. Несбывшиеся планы
156
5.8. Трудности, связанные с сохранением
выбранного курса, а также с необходимостью
его корректировки
157
5.9. Извлеченные уроки
Библиография
164
ГЛАВА 6. ИНЖЕНЕРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ИМ. ФРАНКЛИНА ОЛИНА: ПЕРЕСТРОЙКА
ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США
(Ричард Миллер, Анн-Мари Дорнинг) 166
6.1. С чистого листа
170
6.2. «Запущен и работает»
Библиография
192
ГЛАВА 7. СОЗДАНИЕ НОВОГО
АКАДЕМИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ:
СИНГАПУРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ
И ДИЗАЙНА (Томас Маньянти)
194
7.1. Рождение концепции и основание
университета
195
7.2. Сотрудничество
209
200
7.3. Управление и финансирование
7.4. Ранний этап развития 204
7.6. Учебный план бакалавриата
7.7. Научные исследования
223
202
7.5. Академическая структура, сотрудники
и студенты
218
184
6.3. Сотрудничество с другими вузами
190
188
6.4. Продолжение эксперимента и новые
проблемы
160
152
143
Стр.8
7.8. Проблемы
7.9. Заключение
225
230
Слова благодарности
Библиография
235
ГЛАВА 8. СОЗДАВАЯ СКОЛТЕХ:
УНИВЕРСИТЕТ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(Эдвард Кроули)
236
8.1. Университеты как ключевые экономические
акторы
237
8.2. Создание Сколтеха
8.3. Миссия и цели
247
239
245
8.4. Стратегия и структура научных
исследований
8.5. Образование в Сколтехе
262
8.7. Постановка целей
268
Слова благодарности
Библиография
275
ГЛАВА 9. ЛЮКСЕМБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ:
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
ПО ДОСТИЖЕНИЮ СОВЕРШЕНСТВА
(Франк Лепрево)
276
9.1. Короткое отступление об истории
Люксембурга
277
9.2. Панорама высшего образования и научных
исследований
278
9.3. Правовая структура
283
280
9.4. Инициатива по достижению
совершенства
9.5. О состоянии дел на 2015 год
9.6. Успех и опасности
298
293
253
8.6. Институциональные структуры поддержки
инноваций
265
8.8. Поступательное развитие в изменяющемся
контексте
8.9. Заключение и уроки, извлеченные
из опыта создания Сколтеха 271
275
234
Стр.9
9.7. Для чего нужен университет мирового
уровня?
305
Библиография
308
ГЛАВА 10. СОЗДАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА МИРОВОГО
УРОВНЯ С НУЛЯ: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
ИНИЦИАТОРА (Артемий Морозов,
Павел Щедровицкий)
309
10.1. Международный опыт строительства
университетов
312
10.2. Заключение. Практические рекомендации
по созданию нового университета
331
Слова благодарности
Библиография
334
Об авторах
337
334
Стр.10