УДК [808.51, 811.161.1](075)
ББК 80.742я7
М56
университет имени академика С. П. Королева» в качестве учебного пособия
для обучающихся по основной образовательной программе высшего
Рекомендовано редакционно-издательским советом федерального
государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Самарский национальный исследовательский
образования по специальностям 45.03.01 Филология, 44.03.01 Педагогическое
образование, 42.03.01 Реклама и связи с общественностью
Данилова Н. К., д-р филол. наук, проф., проф. каф.
немецкой филологии Самарского национального
исследовательского университета им. ак. С. П. Королева;
Иванова А. Б., канд. филол. наук, доц., доц. каф. лингвистики
Самарского государственного университета путей сообщения
Рецензенты:
Мещанова, Н. Г.
М56 Русская речь: риторика и спичрайтинг : учебное пособие /
Н. Г. Мещанова, Е. В. Резникова, И. В. Шумкина. — Москва :
Директ-Медиа, 2023. — 112 с.
ISBN 978-5-4499-3512-0
Учебное пособие по риторике и спичрайтингу предназначено
для студентов специальностей «филология», «педагогика»,
«реклама и связи с общественностью», «менеджмент», «юриспруденция»
и др., а также для широкого круга читателей,
интересующихся вопросами ораторского мастерства, культуры
устной речи, желающих усовершенствовать свои коммуникативные
навыки и освоить искусство публичного выступления.
УДК [808.51, 811.161.1](075)
ББК 80.742я7
ISBN 978-5-4499-3512-0 © Мещанова Н. Г., Резникова Е. В., Шумкина И. В.,
текст, 2023
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2023
Стр.3
Оглавление
Предисловие ..................................................................................................................... 3
1. Речевой тренинг ........................................................................................................ 5
1.1. Звуковая выразительность ...................................................................... 5
1.1.1. Речевое дыхание .................................................................................. 5
1.1.2. Дикция ........................................................................................................ 6
1.1.3. Интонация ............................................................................................. 11
1.1.4. Тембр ........................................................................................................ 18
1.1.5. Паузы ....................................................................................................... 20
1.2. Лексико-фразеологическое богатство речи ................................ 21
1.2.1. Тропы ....................................................................................................... 25
1.3. Грамматическая выразительность ................................................... 28
1.3.1. Стилистические фигуры ............................................................... 32
2. Композиция речи ................................................................................................... 40
2.1. Композиционные особенности введения ..................................... 40
2.2. Композиционные особенности основной части ....................... 47
2.2.1. Топика ..................................................................................................... 65
2.2.2. Аргументация ..................................................................................... 74
2.2.3. Актуализация внимания .............................................................. 81
2.3. Композиционные особенности заключения ............................... 83
3. Жанры публичной речи ..................................................................................... 88
3.1. Информационное выступление .......................................................... 88
3.2. Убеждающее выступление ..................................................................... 89
3.3. Протокольно-этикетное выступление ........................................... 92
3.4. Развлекательное выступление............................................................ 93
4. Текст на заказ ........................................................................................................... 95
4.1. Спичрайтерский текст и языковая личность
заказчика .................................................................................................................. 95
Библиография ............................................................................................................ 106
Стр.109