СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
Глава первая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ДЕТСТВО ЭРИКА
АРТУРА БЛЭРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Семья и ранние годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Школа Святого Киприана. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Итон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Глава вторая. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ . . . 58
Начало службы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Скитания по Бирме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Глава третья. ВОЗВРАЩЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Дорога домой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
На дне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Что такое социализм? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Глава четвертая. ПЕРЕЕЗД ВО ФРАНЦИЮ. . . . . . . . . . . . 89
Париж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Дебют в профессиональной публицистике . . . . . . . . . . . 92
Не везет так не везет... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Глава пятая. НАЗАД В АНГЛИЮ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Сотрудничество в журнале «Адельфи» . . . . . . . . . . . . . . . 101
Блэр становится Оруэллом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Первые отзывы и выход на американский рынок. . . . . . 117
Глава шестая. ЖИТЕЙСКИЕ ДЕЛА И ПИСАТЕЛЬСКИЕ
БУДНИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Учительство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Роман «Дни в Бирме». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
«Как я стрелял в слона» и другие очерки . . . . . . . . . . . . . 136
Роман «Дочь священника» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Лондонский книжный магазин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Художественные размышления вокруг фикуса. . . . . . . . 154
Глава седьмая. ЭЙЛИН И ПОЕЗДКА
В РАБОЧИЕ РАЙОНЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Знакомство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Женитьба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Командировка на север Англии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Глава восьмая. ОБ УИГАН-ПИРСЕ
И НЕ ТОЛЬКО О НЕМ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
О нищете и отчаянии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Странный социализм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Дискуссии об оруэлловской социальной модели . . . . . . 185
460
Стр.461
Глава девятая. ИСПАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
МПуть в Барселону . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
илиция ПОУМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Барселона, май 1937-го . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Возвращение на фронт и ранение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Уроки испанских событий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Трудный путь на родину . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
В защиту правды об Испании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
«Памяти Каталонии» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
Глава десятая. ПАЦИФИСТ СТАНОВИТСЯ
ПАТРИОТОМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
Подходы к критике тоталитаризма . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
«Глотнуть воздуха» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
Диккенс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
Анализ текущих событий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
Издание романа и смерть отца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Антивоенная позиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
Война и ненаписанная сага. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
«Лев и единорог». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
Как внести личный вклад? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
Военная антитоталитаристская журналистика . . . . . . . . 282
С «Партизан ревю» и Голланцем против диктаторских
режимов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
Работа на Би-би-си. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
«Обсервер» и «Трибюн». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
Глава одиннадцатая. ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ . . . . . . . . . . . . . . 315
Военные и семейные заботы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
Притча обретает форму и содержание . . . . . . . . . . . . . . . 319
«Скотный двор» пробивается в мир. . . . . . . . . . . . . . . . . . 329
«Колгосп тварин» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
Всемирная известность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338
Англичане, и Оруэлл — один из них . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
Военный корреспондент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
Кончина Эйлин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351
Вновь на континенте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
Вершина публицистики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
В послевоенных демократических организациях . . . . . . 367
Письмо в «Форвард». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374
Топливный кризис . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 376
Отшельничество на Джуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
Соня Браунелл. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 380
Глава двенадцатая. ПОСЛЕДНИЙ РОМАН. . . . . . . . . . . . . 384
Замысел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
Болезнь и творчество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
Кто такой Ганди? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
461
Стр.462
Джеймс Бёрнхем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
Основные идеи романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
Историческая перспектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 406
Уход в вечность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412
«Черный список» Оруэлла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419
Послесловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 424
Примечания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428
Основные даты жизни и творчества Эрика Блэра (Джорджа
Оруэлла) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 452
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 457
Стр.463
Ф 39
Фельштинский Ю. Г., Чернявский Г. И.
ISBN 978-5-235-04244-5
Далеко не все, произносящие афоризм «все равны, но некоторые равнее»,
знают, что цитируют Джорджа Оруэлла. Его собственная жизнь могла
бы послужить основой для романа. Он родился в Индии, служил в колониальной
полиции в Бирме, скитался по трущобам Парижа, сражался против
франкистов в Испании и при этом оставался истинным англичанином. Известный
прежде всего как автор притчи «Скотный двор» и романа-утопии
«1984», он работал редактором и ведущим радиопрограмм Би-би-си, анализировал
в печати творчество не только современников, но и своих великих
предшественников Шекспира, Свифта, Диккенса и Льва Толстого.
Как в его мировоззрении уживались консерватизм и левые идеи? Почему
местом действия романа о тоталитаризме он выбрал родную Англию?
Почему, считая себя социалистом, подвергал жесточайшей критике британских
лейбористов, ненавидел сталинский режим и представил британским
властям «черный список» неблагонадежных деятелей культуры? На
эти вопросы отвечают авторы биографии Джорджа Оруэлла, названного
его коллегой и земляком Виктором Притчеттом самым оригинальным из
современников.
УДК 821.111.0(092)
ББК 83.3(4Вел)
знак информационной
продукции
16+
Фельштинский Юрий Георгиевич,
Чернявский Георгий Иосифович
ОРУЭЛЛ
Редактор Е. А. Никулина
Художественный редактор И. И. Суслов
Технический редактор М. П. Качурина
Корректор Л. С. Барышникова
Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Гарнитура «Newton». Усл. печ. л..
24,36+1,68 вкл. Тираж 3000 экз. Заказ
Сдано в набор 12.11.2018. Подписано в печать 28.11.2018. Формат 84x108/32
Издательство АО «Молодая гвардия». Адрес издательства: 127055, Москва,
Сущёвская ул., 21. Internet: http://gvardiya.ru. E-mail: dsel@gvardiya.ru
Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного
электронного оригинал-макета в ОАО «Ярославский полиграфический
комбинат» 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97
ISBN 978-5-235-04244-5
Оруэлл / Юрий Фельштинский, Георгий Чернявский.
— М.: Молодая гвардия, 2019. — 462[2] с.: ил. —
(Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1773).
Стр.464