Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Введение в изучение русского исторического словообразования (1200,00 руб.)

0   0
Первый авторКамчатнов А. М.
ИздательствоМ.: Директ-Медиа
Страниц301
ID835197
АннотацияВ учебном пособии обоснована научно-педагогическая и культурная значимость Историко-словообразовательного словаря русского языка, изложены основные теоретические принципы исторического словообразования как науки, а также описаны практические историко-лингвистические процедуры, необходимые для успешной работы в области русского исторического словообразования. Пособие адресовано студентам, магистрантам и аспирантам филологических факультетов университетов и педагогических вузов.
ISBN978-5-4499-2982-2
УДК811.161.1'373.611(075.8)
ББК81.411.2-20я73
Камчатнов, А. М. Введение в изучение русского исторического словообразования : учебное пособие / А. М. Камчатнов .— Москва : Директ-Медиа, 2022 .— 301 с. — ISBN 978-5-4499-2982-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/835197 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Введение_в_изучение_русского_исторического_словообразования__учебное_пособие.pdf
УДК 811.161.1'373.611(075.8) ББК 81.411.2-20я73 К18 Камчатнов, А. М. К18 Введение в изучение русского исторического словообразования : учебное пособие / А. М. Камчатнов. — Москва : Директ-Медиа, 2022. — 300 с. ISBN 978-5-4499-2982-2 В учебном пособии обоснована научно-педагогическая и культурная значимость Историко-словообразовательного словаря русского языка, изложены основные теоретические принципы исторического словообразования как науки, а также описаны практические историколингвистические процедуры, необходимые для успешной работы в области русского исторического словообразования. Пособие адресовано студентам, магистрантам и аспирантам филологических факультетов университетов и педагогических вузов. УДК 811.161.1'373.611(075.8) ББК 81.411.2-20я73 ISBN 978-5-4499-2982-2 © Камчатнов А. М., текст, 2022 © Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2022
Стр.3
Оглавление От автора ..................................................................................................... 3 Часть I. Общие вопросы исторического словообразования .................... 7 Глава 1 .................................................................................................... 7 § 1. Зачем нам нужен историко-словообразовательный словарь .............................................................................................. 7 § 2. О понятиях синхронии, диахронии и панхронии ................ 22 Глава 2. О языке как деятельности, лингвистической типологии и ее значении для словообразования .............................. 27 Глава 3. Морфемная структура индоевропейского слова ............... 32 § 3. Индоевропейские корни ......................................................... 32 Понятие корня .......................................................................... 32 Удвоение корня ........................................................................ 40 Внутренняя флексия ................................................................ 40 Фонетическая форма индоевропейского корня ..................... 46 Корневые основы ..................................................................... 47 § 4. Префиксация ........................................................................... 48 § 5. Индоевропейские суффиксы ................................................. 48 Расширители (детерминативы) ............................................... 61 Глава 4. О способах словообразования в русском языке................. 62 § 6. Понятие словообразовательного значения ........................... 62 § 7. Суффиксальный способ словообразования .......................... 72 § 8. Суффлексация как способ словообразования ...................... 77 § 9. Инфиксальный способ словообразования ............................ 79 § 10. Префиксальный способ словообразования ........................ 95 § 11. Конфиксальный способ словообразования ........................ 95 § 12. Словосложение ..................................................................... 97 § 13. Сращение ............................................................................. 101 § 14. Конверсия ............................................................................ 103 § 15. Перенос ударения ............................................................... 104 § 16. Универбация ....................................................................... 105 § 17. Обратное словообразование .............................................. 106 § 18. Калькирование .................................................................... 119 § 19. Семантический способ словообразования ....................... 121 3
Стр.4
Глава 5. Исторические изменения морфемной структуры слова ................................................................................ 133 § 20. Переразложение и реэтимологизация ............................... 135 § 21. Опрóщение .......................................................................... 142 Глава 6. О соотношении понятий глагольного вида и способа глагольного действия ...................................................... 156 § 22. О категории глагольного вида ........................................... 156 § 23. О способах глагольного действия ..................................... 166 Глава 7. Словообразовательное древо и системные отношения в словообразовании ....................................................... 219 1. Гнать .................................................................................... 222 2. Бег ........................................................................................ 227 3. Мереть ................................................................................. 236 4. Гнуть — губить .................................................................. 237 Часть II. Частные вопросы исторического словообразования ............ 243 § 24. Причастодетие как словообразовательная основа ........... 243 § 25. Лексикографические маргиналии ..................................... 262 Бáяти — бая́ти ........................................................................ 262 Въздымати — възнимати — възимати ................................. 263 Мъкти ...................................................................................... 266 Приложение. Способы глагольного действия ..................................... 271 Использованная литература ................................................................... 292
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ