УДК 378
ББК 74.58я43
А43
«Дагестанский государственный педагогический университет»
Главный редактор:
Научно-экспертного совета ФГБОУ ВО
Печатается по решению
социальной педагогики и социальной работы, декан ФСПиП ДГПУ
Редакционная коллегия:
Асильдерова М. М. — д-р пед. наук, доц. кафедры психологии,
Явбатырова Б. Г. — канд. пед. наук, доц. кафедры психологии, социальной
педагогики и социальной работы, зам. декана по научной работе
и информатизации ФСПиП ДГПУ
Агарагимова В. К. — канд. пед. наук, доцент кафедры психологии,
социальной педагогики и социальной работы ФСПиП ДГПУ;
Магомедсултанов И. И. — д-р истор. наук, проф. ДГУ:
Алипханова Ф. Н. — д-р пед. наук, проф. ДГПУ
Рецензенты:
А43
Актуальные вопросы педагогики и психологии в
современном мире: проблемы и инновации : матер. междун.
науч.-практ. конференции / под ред. д-ра пед. наук, доц.
М. М. Асильдеровой. — Москва : Директ-Медиа, 2022. — 412 с.
ISBN 978-5-4499-2755-2
В материалах международной научно-практической конференции
«Актуальные вопросы педагогики и психологии в современном
мире: проблемы и инновации» представлены статьи ученых, преподавателей
вузов, учителей, магистрантов, студентов, практических работников
по различным актуальным проблемам совершенствования
образования.
Ответственность за аутентичность и точность цитат, имен,
названий и иных сведений, а также за соблюдение законодательства
об интеллектуальной собственности несут авторы публикуемых материалов.
УДК
378
ББК 74.58я43
ISBN 978-5-4499-2755-2 © Коллектив авторов, текст, 2021
© ДГПУ, 2021
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2022
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Алиева М. А., Асильдерова М. М.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ...................................... 3
Ахмедова Х. Г., Абдурахманова Б. М., Асильдерова М. М.
БЕЗРАБОТИЦА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ-ИНВАЛИДОВ
КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА .......................................... 13
Газихмаева Э. Г., Агарагимова В. К.
ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ .................................................... 22
Махмудова А. Т., Агарагимова В.К. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ............................................ 28
Мугутдинова Р. Э., Агарагимова В. К., Явбатырова Б. Г.
ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ВНУТРЕННЕЙ ПОБУДИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ................................................ 33
Курбанова П. М., Агарагимова В.К. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ .................................................................... 41
Абдулаевой Д., Агарагимова В.К.
ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ .......... 49
Байрамгишиева М. Д., Асильдерова М. М.
ВЛИЯНИЕ СВЕРСТНИКОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ РЕБЕНКА ........................ 54
Газалова З. Г., Агарагимова В.К. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, СКЛОННЫМИ К АЛКОГОЛИЗМУ ................. 60
Гасандибирова Э. Х., Агарагимова В.К.
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ................................... 65
Омарова А. М., Явбатырова Б.Г.ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ
НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ....................................................................... 69
Разакова П. О., Явбатырова Б.Г.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА ............................................................ 74
Джамалова Э. А., Явбатырова Б.Г.
ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ........................ 78
Агарагимова В. К., Явбатырова Б. Г., Агаларов А.
СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ВУЗЕ ............ 83
3
Стр.4
Азизова Е. М., Асильдерова М. М., Агаларов А.
ЧЕЛОВЕК КАК ЖЕРТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ............................................................ 91
Явбатырова Б.Г., Ибрагимова Х. М.
КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА
АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА .................... 95
Ханигова А. М., Явбатырова Б.Г.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ ....................................................100
Скоморохова С. В. АКТИВИЗАЦИЯ УМСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА .................106
Андриенко О. А. МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ .................113
Магомедов С. М., Асильдерова М. М., Махмудова С.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ...............................118
Кадимова Т. А., Асильдерова М. М.
ОДАРЕННОСТЬ КАК ФОРМА ДЕВИАЦИИ.............................................................124
Насухова З. Н., Махмудова С. БЕЗРАБОТИЦА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ........................................131
Сайтамулова Д. А. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ.......................................137
Абдулазизова Н. А., Алдыханова Т. К.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ШКОЛЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ ........................................................142
Асильдерова М. М., Абакарοва А. М. МЕТОДЫ И ФИРМЫ РАБОТЫ
СОЦИАЛЬНΟГΟ ПЕДАГОГА С НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕЙ .......................................145
Алиева М. Б., Керимова Р. Р., Захрабаев А. ФОРМИРОВАНИЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ .......................153
Алиева М. Б., Мусаева Д. Д. АГРЕССИВНОСТЬ,
КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЛИЧНОСТНОЙ ДЕСТРУКЦИИ .............161
Алиева М. Б., Шихамирова Б. Г., Шахвалиева А. М.
СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ..........................................166
Алимжанова Ж. С., Уткина Т. И. ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА К ИЗУЧЕНИЮ
МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ ...........................................................................................178
Бабаева М. Р. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...................................................................185
4
Стр.5
Каримулаева Э. М., Мирзоева Т. А. ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .............................................191
Каримулаева Э. М., Аюбова Ш. И. ОСОБЕННОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ПРАВА ............................................................................................................196
Каримулаева Э. М. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ
И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ...................201
Шерматова А. Ф. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ВУЗА .......................................206
Воробщикова Е. И. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ...................................................................................................................212
Зыкова Г. В. СЕРВИСЫ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В СОЗДАНИИ
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН............................................214
Умарова П. О. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
НА СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ..............................................................................219
Уткина Т. И. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ
КАЧЕСТВА ..............................................................................................................................224
Швацкий А. Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ...............................................................231
Магдиева Н. Т., Газимагомедова С. К.
ЦЕННОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ И ИХ РОЛЬ
В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ .....237
Супуралиева Х. М. ВАЖНОСТЬ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ
ОБРАЗОВАНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ
И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ...............................................................................................245
Газимагомедова Г. К. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ........................................249
Супуралиева Х. М. СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
НАПРЯЖЕННОСТИ ОБЩЕСТВА В СВЯЗИ
С ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ В СТРАНЕ ....................................255
Газимагомедова С. К., Магдиева Н. Т.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА .......................260
Газимагомедова Г. К., Газимагомедова С. К., Магдиева Н. Т.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ...........................................................................................266
5
Стр.6
Алиева М. М. ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ....................................................................................271
Абакарова А. А., Явбатырова Б. Г.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ .........279
Гайрбекова П. М. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ..............................................................................................................................295
Гасангусейнова А. Г., Явбатырова Б. Г.
СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ........................................................303
Джапаров Б. М. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
ГИПЕРАКТИВНОСТИ........................................................................................................311
Кудиева П. Н., Явбатырова Б. Г. ФАКТОРЫ РИСКА ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .......................................................................................322
Магомедова Н. Ш. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ............................................................333
Супиева А. М. ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ
С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ...............................................................................342
Фарзалиева С. А. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ .............................................360
Магомедова А. А. ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
СРЕДИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ...................................................................................375
Алиева М. Б., Шихамирова Б. А., Явбатырова Б. Г.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА
ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ .......................................378
Алиева М. Б., Даудова Д. М., Залитинова С. А.
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ФОРМА
ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ДЕВИАЦИИ ...................................................................................390
Алиева М. Б., Муталимова А. М., Джабраилова М. М.
К ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИВНОСТИ, КАК ОДНОЙ
ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЛИЧНОСТНОЙ ДЕСТРУКЦИИ ......................................400
Маратова К. М. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА
И УМАЛЧИВАНИЕ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ .....................................................................405
Стр.7